Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 15.11.2017

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Хентонен, А. Г. Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования / А. Г. Хентонен, И. А. Ермолов. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13294/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Ключевые слова: информационно-техническая компетенция, студент, система среднего профессионального образования

В современных социально-экономических условиях система профессионального образования претерпевает значительные изменения, которые связаны с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов. Среднее профессиональное образование (СПО) становится более привлекательным для молодежи, так как наиболее полно отвечает потребностям рынка труда и профессиональным интересам личности, оптимизируется система управления, объемы и профили подготовки. Высококвалифицированные специалисты среднего звена занимают сейчас наибольшую часть в кадровой структуре различных отраслей экономики в стране. В связи с этим обновление структуры и содержания образовательного процесса направлено на формирование у студентов СПО ключевых компетенций.

Актуализация проблемы формирования ключевых компетенций у будущих специалистов среднего профессионального образования связана с многообразием видов профилей обучения, а также отсутствием единой общепризнанной классификации. Анализ психолого-педагогических исследований (И. А. Зимняя, Д. А. Леонтьев, Н. Д. Никандров, А. В. Хуторской и др.) показал, что в ряду ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся, является информационно-техническая. Именно она определяет успешность профессиональной деятельности выпускника СПО в современном информационном обществе, позволяет ориентироваться в информационных источниках, адекватно оценивать качество, уместность и ценность информации, свободно использовать информационно-технические умения и навыки в будущей трудовом процессе.

Информационно-техническая компетенция у обучающихся формируется на разных этапах его обучения [2]: в системе общего образования (Н. Н. Доброва, А. В. Козырева, А. В. Краузе, Т. Н. Лебедева, А. Ю. Петухов, С. А. Сладков, А. Н. Худякова); в системе профессионального образования (Г. Г. Брусницина, Т. В. Добудько, С. А. Зайцева, Г. А. Кручинина, М. В. Кручинин, В. В. Кюршунова, И. В. Ряхинова, А. А. Узденова); в системе дополнительного образования и переподготовки (A. M. Оробинский, О. Б. Зайцева, Н. В. Кисель, М. М. Пшукова, О. Г. Смолянинова); образование в старшем возрасте (О. И. Кочурова).

При этом особую значимость в формировании информационно-технической компетенции у обучающихся занимает профессиональное образование, которое включает овладение студентами опыта собственной деятельности и принятия решения, готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Информационно-техническая компетенция формируется у студентов в системе среднего профессионального образования через технологии накопления и осмысления информации, отработки технических умений и навыков на практике.

В психолого-педагогических исследованиях информационно-техническую компетенцию выпускников СПО часто связывают с понятиями «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», «компьютерная компетентность». Она многоаспектна и представляет собой готовность студента решать профессиональные задачи средствами информационных технологий. Информационно-техническая компетенция предполагает не только умение обучающихся работать с компьютерной техникой, программным обеспечением, сетевыми и коммуникационными технологиями, но и способность к самообразованию, развитию определенных личностных качеств, клипового и аналитического мышления.

Формирование информационно-технической компетенции студентов СПО имеет следующие особенности:

– практикоориентированность системы профессионального образования направленно не только на овладение обучающимися знаний, умений и навыков, но и накопление опыта практической деятельности, целью которой является достижение профессионально и социально значимых ключевых компетенций. Мотивация студентов к изучению теоретического материала осуществляется в процессе решения практических профессиональных задач. Соответственно ключевыми дидактическими единицами являются: знания — умения — навыки — опыт деятельности;

– применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности студента и осуществляется переход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Сущность подхода проявляется в том, что формирование компетенции у обучающегося происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на поиск и открытие новых знаний;

– интегративным показателем качества подготовки студентов является способность решать информационно-технические задачи с учетом специфики их профессиональной деятельности;

Таким образом, основными критериями сформированности информационно-технической компетенции у выпускников СПО являются:

– когнитивный, включающий знание основных способов поиска, обработки и хранения информации; знание информационных программ, их возможности и сложности в работе;

– мотивационный, определяющий потребности и цели профессионального обучения личности, стремление и способность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Именно этот критерий определяет направленность студента в образовании и развитие у него способности достигать успехов в профессиональной деятельности;

– ценностно-ориентировочный, включающий личную и социальную значимость информации для студента, умение его применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности;

– практико-технический, определяющий овладение обучающимися практическими способами, умениями и опытом применения средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

– личностно-творческий, включающий развитие таких личностных качеств как: коммуникабельность, дисциплинированность, работоспособность, организованность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, креативность. Творческий аспект профессиональной деятельности определяется уровнем развития клипового и аналитического мышления, способности решать нестандартные задачи и предлагать неординарные решения [3].

Информационно-техническая компетенция студентов СПО имеет интегративный характер и включает в себя:

  1. Знания об объектах изучения, средствах и способах деятельности, обеспечивающих использование информационно-технических знаний в профессиональной деятельности. Когнитивные навыки проявляются в способности обучающегося извлекать, интерпретировать и перерабатывать информацию в процессе собственной деятельности. Переход знаний о способах практической деятельности в умение, навык и соответствующую компетенцию осуществляется в процессе приобретения студентами опыта практической реализации этих действий в профессиональной деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие информационно-технические знания выпускников СПО: аппаратных и сетевых программных средств и технологий; модели и алгоритмы решения функциональных и вычислительных задач; принципов работы локальных и глобальных вычислительных сетей; принципов функционирования и работы программных продуктов и программного обеспечения; методов, способов и приемов разработки и отладки программы; методов регулирования, контроля и защиты информации; в области технических, конструкторских и эксплуатационных характеристик технических средств; достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области приборостроения, машиностроения.

  1. Практический опыт использования известных средств и способов профессиональной деятельности, реализуемых в умениях и навыках, соответствующих им компетенции. Информационно-техническими умениями и навыками студентов СПО являются: умение собирать, осмысливать, обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию; умение работать с проектной и технической документацией; способность внедрять в производство инновационные технологии; умение вести техническую документацию; умение контролировать качество выполненных работ; умение использовать локальные и глобальные вычислительные сети; умение регулировать, контролировать и использовать средства защиты информации.
  2. Опыт творческой деятельности определяется новизной, креативностью и неординарностью в принятии профессиональных решений по выбору и применению профессионально-ориентированных информационных технологий.
  3. Опыт эмоционально-ценностного отношения студента к информационно-технической деятельности определяется способностью его использовать полученные знания в практической деятельности. При этом содержание эмоционального опыта, как указывает И. Я. Лернер, состоит не только в эмоциональных реакциях на определенные, социально и личностно значимые объекты, но и в обобщенной, сформировавшейся на этой основе способности переживать те или иные эмоции безотносительно к конкретным объектам, рефлексии и возможности восстанавливать в сознании пережитые эмоции, наличии представлений о них и их возможной силе, способности вызывать в себе эти эмоции и адекватно откликаться на эмоции других людей [1, c.25]. Этот опыт тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах [3].

Таким образом, информационно-техническая компетенция студента СПО представлена следующими аспектами: коммуникативный (способность работать в команде, эффективно выстраивать систему общения с коллегами, руководством, клиентами); мотивационный (мотивы и интересы овладения информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий; осознание необходимости эффективной работы с информацией и готовность к ней); когнитивный (знание целей информационной профессиональной деятельности, способов получения, обработки и хранения информации); технологический (умение, навык, опыт применения средств информационных технологий в профессиональной деятельности); нормативно-этический (взаимодействие человека с информационной средой); рефлексивный (умение мысленного — предваряющего или ретроспективного анализа своей и чужой деятельности).

Системное, целостное представление об информационно-технической компетенции, выделение сущностных черт и аспектов, обоснование критериев и показателей является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий её формирования [3]. Это позволяет более целенаправленно и эффективно организовать информационно-техническую подготовку студентов в системе среднего профессионального образования и значительно ускоряет процесс их овладения современными информационно-техническими средствами.

Литература:

  1. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  2. Семаева С. Л. Формирование информационной компетенции у студентов технических специальностей в учреждениях среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7029 (дата обращения: 06.11.2017).
  3. Семенова Е. А. Формирование информационно-технологической компетентности у студентов технических специальностей вуза // Молодой ученый. № 15(95). № 15. С.606–610.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, информационно-техническая компетенция, профессиональная деятельность, умение, система среднего, практическая деятельность, собственная деятельность, способность, аналитическое мышление, образовательный процесс.

Ключевые слова

студент, информационно-техническая компетенция, система среднего профессионального образования

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Формирование информационно-технологической...

Ключевые слова:модернизация российского образования; компетентность; технический вуз; информационно-технологическая компетентность; промышленность; профессиональная деятельность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное...

Формирование информационно-коммуникационной компетенции...

информационно-коммуникационная компетентность, знание, компетенция, навык, образовательный процесс, практическая профессиональная деятельность, профессиональная деятельность...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Система формирования профессиональной компетентности...

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход...

Профессиональная компетенцияспособность успешно...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Формирование информационно-технологической...

Ключевые слова:модернизация российского образования; компетентность; технический вуз; информационно-технологическая компетентность; промышленность; профессиональная деятельность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное...

Формирование информационно-коммуникационной компетенции...

информационно-коммуникационная компетентность, знание, компетенция, навык, образовательный процесс, практическая профессиональная деятельность, профессиональная деятельность...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Система формирования профессиональной компетентности...

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход...

Профессиональная компетенцияспособность успешно...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...