Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 01.11.2017

Статья просмотрена: 1762 раза

Библиографическое описание:

Яворская, Т. И. Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов / Т. И. Яворская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13138/ (дата обращения: 02.05.2024).



В последнее время в педагогической науке стали часто употребляться термины «менеджер», «педагогический менеджмент», «самоменеджмент». Однако не все понимают значение данных понятий. Менеджмент — это управленческая деятельность или наука управления, а менеджер — профессионально подготовленный руководитель, человек способный управлять людьми. В свою очередь самоменеджмент «это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом жизнедеятельности в самом широком смысле слова — о времени, в пространстве, в общении, в деятельности» [1, с. 15].

На молодого, только пришедшего в школу специалиста с первых дней работы возлагается масса проблем, к которым он теоретически подкован, но не всегда готов практически. Составление образовательных программ, календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы, подготовка к занятиям, организация внеурочной деятельности, заполнение журналов, проверка тетрадей, а также непосредственная работа с детьми и родителями — все это требует массу времени, и не всегда даже опытные педагоги могут справляться с такой нагрузкой.

А. А. Симонова, изучив возможности педагогов организовать свой труд, выяснила, что основная масса педагогов (82 %) испытывают хронический дефицит времени, которого не хватает не только на отдых, но и на профессионально необходимые дела. Это происходит, потому, что педагоги проявляют недостаточную организованность, обязательность, не всегда рационально используют рабочее время [6, с. 12].

Овладение молодым педагогом основами самоменеджмента, несомненно поможет ему в осуществлении педагогической деятельности, а именно: научит рационально использовать время, квалифицированно перерабатывать и запоминать информацию, эффективно решать проблемы, оказывать влияние на детей распределять свое время управлении ученическим коллективом, обучении и воспитании школьников.

Проблема самоменеджмента имеет комплексный характер и находится на стыке педагогики, философии, психологии, теории управления. Категория «самоменеджмент» связана с категориями «свобода», «смысл жизни», «авторство жизни», «трансцендирование», «жизненный путь» и другие, раскрываемых философами экзистенциального направления: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и другие, русскими философами серебряного века: Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, В. Розанов и другие [5, с. 38].

Впервые термин «самоменеджмент» был предложен немецким профессором Лотаром Зайвертом. В его трактовке, самоменеджмент — это «целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени». Главная цель самоменеджмента, по мнению автора, максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни [3, с.11].

Разработкой проблемы самоменеджмента занимались и закнимаются такие зарубежные ученые как Л. Зайверт, А. и К. Бишоф, Ф. Бэгьюли, В. Зигерт, Л. Ланг, К. Киан, а также отечественные ученые А. А. Симонова, В. С. Петрухин, В. М. Андреев, А Беркман, И. Л. Добротворский и другие ученые.

Самоменеджмент педагога в интерпретации специалистов включает в себя такие грани, как: внешний вид (стиль одежды, прическа, аксессуары, макияж и т. п.); личностные и профессиональные качества; стиль управления; самооценка; делегирование (распределение) полномочий; способность к целеполаганию, т. е. определению перспектив, постановке четких, конкретных целей, выявлению реальных путей и способов их реализации; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; рациональное использование информации и коммуникации (ведение телефонных переговоров и др.); «менеджмент здоровья» и т. п. [5, с. 96].

В работе молодого педагога существуют следующие проблемы, напрямую связанные с умениями самоменеджмента, например, такие как: неумение управлять собой, нечеткие и размытые личные ценности, рациональное использование времени, неумение перерабатывать и запоминать информацию, отсутствие творческого подхода, неумение оказывать влияние на людей, неумение предотвращать конфликты и многое другое.

В настоящее время имеется множество разработок, тренингов, для развития у педагогов и других специалистов методик самоменеджмента.

Так, при неумении управлять собой, Бишоф Анита в своей книге «Самоменеджмент. Эффективно и рационально» рекомендует при столкновении с неразрешимой проблемой, спокойно отложить ее до того времени, когда вы будете способны с ней справиться. Если же проблема требует немедленного решения, записать на листе бумаги все возможные варианты ее решения, проанализируйте каждый и остановитесь на одном, отбросьте сомнения и уверенно действуйте в соответствии с выбранным вариантом [2, с. 47].

Решая проблему рационального использования педагогом своего времени, Кейт Кинан обобщил опыт ученых в своем труде «Управлении временем». Так, например, существует методика «поглотителей времени» (таблица 1), методика «Альпы», и многие другие [4, с. 27].

Таблица 1

Анализ «поглотителей времени»

«Поглотители времени»

Возможные причины потерь времени

Меры по устранению

Для того, чтобы справиться с огромным потоком информации, учитель сталкивается с таким ограничением, как неумение работать с информацией. Л. Зайверт в книге «Стиль руководства» предлагает SQ3R метод, который основывается на 3 фазах: «до чтения» (Что я должен прочитать? Что я обязан прочитать? Что я хочу прочитать? Что я хочу с этим предпринять?), «во время чтения» (восприятие текста, поиск и чтение только важного, фиксация); «после чтения» (составление выписок из текста, использование условных знаков:! — важно;!! — очень важно; И — имя; Т — новая теория; П — пример и др.) [3, с.198].

Работа педагога полна неожиданностей и непредсказуема, поэтому дать советы “на все случаи жизни” невозможно, но пользоваться рекомендациями, выделенными из исследований в области «самоменеджмента» является разумным и важным.

Схожесть в некоторых аспектах менеджера и учителя, общие профессиональные умения и функции позволят стимулировать активность в работе над собой. Чтобы быть жизнерадостным и бодрым, эффективно работать, достигать успеха, любому человеку, а тем более учителю, необходимо владеть теорией и методикой самоменеджмента, т. е. умением самосовершенствоваться. Одной из центральных функций в деятельности учителя является функция руководства и управления деятельностью коллектива школьников, родителями, а также самим собой. От качественного выполнения этой функции часто зависит результат учебно-воспитательной работы. Поэтому внедрение элементов самоменеджмента в работу учителя позволит показать пути и методы личного и профессионального самосовершенствования.

Литература:

  1. Андреев В. М., Старобинский Э. Е. Самоменеджмент руководителя. — Томск, 2000. — 211 с.
  2. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. — М.: Омега-Л., 2006. — 127 с.
  3. Зайверт Л., Фридман Л.М, Энкельманн Т. Стили руководства. — М, 2002. — 222 с.
  4. Кинан, К. Самоменеджмент. — М.: Эксмо, 2006–34 с.
  5. Петрова, Г. Н., Шемилина, Е. М. Самоменеджмент педагога: теория и практика: учебно-методическое пособие. — Владивосток: ДФУ, 2014. — 184 с.
  6. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учебное пособие. — М., Юрайт-Издат, 2009. — 357 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, молодой педагог, неумение.

Похожие статьи

Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности...

Настало время молодым педагогам учиться тайм-менеджменту. Ведь умение управлять своим временем — это путь успешному профессиональному росту учителя. Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм менеджмента...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Ключевые слова: молодой учитель, нагрузка, опрос, решение проблемы. В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

В рамках данной статьи опрос был проведен и на предмет личной жизни молодых педагогов.

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Огорчает тот факт, что пробелы в развитии, упущения родителями в это время, могут существенно

Одной из серьёзных проблем стоящей перед педагогами всех дошкольных учреждений является...

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как фактор...

В то же время Д.Сухомлинский писал, что «искусство речи — ахиллесова пята многих педагогов, что

нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя

Современный молодой (и не очень молодой) учитель «боится», как правило...

Психология воспитателя и учителя | Статья в журнале «Молодой...

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам

Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем (вопросы здесь сформулированы от первого лица)

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении материала

Несмотря на все тяготы и барьеры, подстерегающие молодого учителя, профессия педагога действительно самая увлекательная и ни с чем...

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Многие сталкиваются с такой трудностью в своей работе, как: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов

Большой вклад в становление молодого учителя вносят опытные педагоги, которые помогают примерами и советами.

Об опытно-педагогической работе с начинающими пианистами

...которая помогает юному пианисту преодолеть присущие ему недостатки: неумение

Предоставьте ему такую возможность. Не жалейте на это времени — оно окупится.

Молодой ученый. В подборе литературной основы для игровых этюдов педагогу следует...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Под педагогическим общением принято понимать профессиональное общение педагога с учащимися во время

неумение выслушать друг друга; придирки, морализирование студентов

Похожие статьи

Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности...

Настало время молодым педагогам учиться тайм-менеджменту. Ведь умение управлять своим временем — это путь успешному профессиональному росту учителя. Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм менеджмента...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Ключевые слова: молодой учитель, нагрузка, опрос, решение проблемы. В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

В рамках данной статьи опрос был проведен и на предмет личной жизни молодых педагогов.

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Огорчает тот факт, что пробелы в развитии, упущения родителями в это время, могут существенно

Одной из серьёзных проблем стоящей перед педагогами всех дошкольных учреждений является...

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как фактор...

В то же время Д.Сухомлинский писал, что «искусство речи — ахиллесова пята многих педагогов, что

нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя

Современный молодой (и не очень молодой) учитель «боится», как правило...

Психология воспитателя и учителя | Статья в журнале «Молодой...

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам

Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем (вопросы здесь сформулированы от первого лица)

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении материала

Несмотря на все тяготы и барьеры, подстерегающие молодого учителя, профессия педагога действительно самая увлекательная и ни с чем...

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Многие сталкиваются с такой трудностью в своей работе, как: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов

Большой вклад в становление молодого учителя вносят опытные педагоги, которые помогают примерами и советами.

Об опытно-педагогической работе с начинающими пианистами

...которая помогает юному пианисту преодолеть присущие ему недостатки: неумение

Предоставьте ему такую возможность. Не жалейте на это времени — оно окупится.

Молодой ученый. В подборе литературной основы для игровых этюдов педагогу следует...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Под педагогическим общением принято понимать профессиональное общение педагога с учащимися во время

неумение выслушать друг друга; придирки, морализирование студентов