Деловая игра по дисциплине «Экономический анализ» на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 1573 раза

Библиографическое описание:

Долгова, Е. В. Деловая игра по дисциплине «Экономический анализ» на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» / Е. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 125-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13131/ (дата обращения: 02.05.2024).



Высокие требования работодателей к качеству образования молодых специалистов указывают на необходимость постоянного совершенствования образовательной системы, возрастает роль профессионально-личностных качеств специалиста, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда и успешность профессиональной самореализации, а также роль общей компетентности.

Деловая игра — форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. Деловая игра — это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции; Анализ использования основных производственных фондов предприятия; Анализ оборотного капитала и материальных ресурсов предприятия; Анализ трудовых ресурсов предприятия), как составляющим производства: основные средства, оборотные фонды и материальные затраты, трудовые ресурсы.

Деловая игра по теме должна способствовать формированию у студентов прочных практических навыков и умений по анализу резервов роста объема производства, изучению влияния важнейших факторов на рост (снижение) объема производства и продажи продукции, а следовательно, увеличению прибыли предприятия, быстрому и правильному нахождению оптимальных решений в условиях рынка.

Подготовка преподавателя к проведению деловой игры, включает в себя следующие элементы:

1) определение целей и задач практического занятия;

2) планирование содержания и структуры занятия (с четкой дозировкой отдельных элементов);

3) подбор наиболее эффективных методов отработки вопросов задания;

4) определение объективных способов контроля знаний.

В ходе занятия студенты выполняют следующие задания:

1) решение конкретных практических ситуаций по анализу резервов роста объема производства;

2) разработка мероприятий по увеличению выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резерва).

Для проведения эффективного занятия с использованием элементов деловой игры преподаватель должен разработать следующие методические материалы:

  1. Схему игрового комплекса.
  2. Последовательность и правила игры.
  3. Методику проведения игры.
  4. Задание каждой службе, отделу, подгруппе (права и обязанности участников игры).
  5. Сценарий игры.
  6. Статистические и бухгалтерские материалы (плановые и фактические).
  7. Материальное обеспечение занятия (инструкционные карты, конспекты лекций, калькулятор, компьютер, интернет).

Преподаватель должен спланировать проведение занятия таким образом, чтобы оно обеспечивало комплексное решение проблемы обучения, воспитания и развития логического мышления и познавательных способностей студентов.

План занятия

Тема занятия: «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции»

Тип занятия: формирование умений и навыков

Метод проведения: репродуктивный с использованием элементов деловой игры

Цель занятия:

  1. Образовательная: обеспечить закрепление знаний по анализу резервов роста объема производства, способствовать формированию умений и навыков по анализу резервов роста объема производства, изысканию неиспользованных резервов роста.
  2. Развивающая: способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления причин роста (снижения) объема производства и влияние их на величину объема производства. Формировать умение экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам решения задач, конкретных ситуаций, умение отстаивать свои позиции, взгляды на определенные экономические процессы, явления.
  3. Воспитательная: обеспечить формирование значения, роли бухгалтера, менеджера в проведении анализа резервов роста объема производства и определении количества приращения продукции за счет каждого фактора.

Объект анализа резервов роста объема производства, является машиностроительное предприятие, производящее станки и оборудование.

Схема игрового комплекса

Рис. 1. Схема игрового комплекса

Материальное обеспечение занятия

  1. Раздаточный материал: методические рекомендации для проведения практического занятия;
  2. Инструкции участникам деловой игры;
  3. Технические средства (компьютер, калькулятор).

Ход исодержание занятия

Таблица 1

пп

Время, мин.

Элементы иих содержание

Методы обучения

Замечания

1.

1–2

Организация урока

Проверка посещаемости

2.

2–3

Сообщение темы практического занятия и ее цели

Объяснение

3.

3–5

Вводный инструктаж

За.

3б.

10–12

Актуализация опорных знаний Подведение итогов опроса

Фронтальный опрос

4.

60–66

Самостоятельное выполнение студентами заданий

Решение задач

4 а.

23–29

Анализ резервов роста объема производства

Проблемно-поисковый

46.

37–39

Выводы по анализу резервов роста объема производства

Устное сообщение

5.

2

Проверка выполнения задания

Демонстрация

6.

2

Подведение итогов урока

Оценка работы

Методика проведения занятия

1. Организация урока (1–2 мин)

Преподаватель проверяет подготовленность аудитории к занятиям, наличие тетрадей для практических работ, вычислительной техники, обращает внимание на порядок на столах, отмечает отсутствующих и выясняет причины отсутствия.

2. Сообщение темы и цели занятия (2–3 мин) Преподаватель отмечает, что на предыдущих занятиях студенты анализировали объем производства и продажи, рассчитывали факторы, повлиявшие на рост (снижение) объема производства и продажи, затем объявляет тему и цель урока, его ход, порядок оценки знаний студентов.

3. Вводный инструктаж (10–12 мин)

Актуализация опорных знаний путем фронтального опроса, преподаватель определяет степень готовности студентов к практической работе (деловой игре). Опрос по тестам первого и второго уровня качества знаний.

4. Подведение итогов опроса (1–2 мин)

Преподаватель подводит итоги опроса, отмечает активность студентов, хорошие и плохие ответы, степень готовности группы к проведению деловой игры.

5. Мотивация (2 мин)

Преподаватель указывает, что в условиях рынка и конкуренции поставлена задача повышения рентабельности производства и продажи продукции. Далее он разъясняет, что одним из путей увеличения прибыли является выявление резервов роста объема производства.

Дежурный раздает студентам методические рекомендации для проведения деловой игры, а преподаватель знакомит студентов с содержанием этих рекомендаций.

6. Самостоятельное выполнение задания (60— 68 мин)

Задание 1. Анализ производства и продажи продукции выполняется студентами самостоятельно.

По ходу решения преподаватель контролирует студентов, требует самостоятельности выполнения задания, указывает время его выполнения, постоянно направляет работу студентов, оказывает помощь, обращает внимание на правильное и бережное отношение к техническим средствам.

Задание 2. Разработка резервов роста производства и продажи» выполняется как деловая игра в форме производственного совещания.

В процессе игры студенты фиксируют выводы, делают расчеты по резервам роста объема производства.

Правила игры

Игра проводится на практическом занятии по анализу объема производства и продажи продукции.

Форма проведения игры — производственное совещание.

Тема совещания — «Разработка и утверждение мероприятий по увеличению производства и продажи».

Совещание проводит зам. директора по экономическим вопросам предприятия. В начале совещания выступает директор: формулирует цель и задачи, которые следует решить в ходе совещания, затем предоставляет слово остальным участникам игры, которые в своих выступлениях предлагают пути увеличения производства продукции.

В ходе производственного совещания участники игры имеют право выступать повторно, если они не согласны с предложениями других студентов, аргументируя свои возражения.

На протяжении всего совещания экономисты ведут учет высказанных в ходе совещания предложений и разрабатывают проект — обоснование мероприятий по росту объема производства.

Эксперты оценивают высказанные предложения в баллах.

В конце занятия экономист знакомит участников производственного совещания с разработанными мероприятиями, подводит итоги.

Сценарий деловой игры

Разработке мероприятий по росту объема производства предшествует анализ объема производства и продажи. Качество расчетов по анализу и разработка мероприятий по росту оценивается в баллах. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество баллов.

Процесс игры

Этап 1-й. Подготовка кигре

Все участники игры выполняют расчеты по анализу производства и продажи продукции в соответствии с Заданием 1, методическими рекомендациями по выполнению практической работы. Качество работы оценивается по пятибалльной системе.

Директор по экономическим вопросам, менеджер, экономист, бухгалтер, группы по внутренним резервам роста объема производства разрабатывают мероприятия по росту выпуска продукции. Кроме того, директор предприятия в процессе деловой игры должен показать умение вести производственное совещание и принимать оптимальные решения по улучшению деятельности предприятия.

Экономист должен показать умения применять знания в изыскании резервов роста объема выпуска продукции, аргументирование и квалифицированно вести деловой спор.

Группы по разработке внутрипроизводственных резервов роста объема производства должны показать умение находить пути повышения объема выпуска продукции в трех направлениях: улучшение использования труда; улучшение использования оборудования; улучшение использования сырья и материалов.

Эксперты должны оценить следующее:

1) обладают ли участники игры необходимыми знаниями, умениями и навыками при решении данного вопроса;

2) правильность решения данной ситуации, обоснованность ответов, умение вести деловой сопор, знание круга своих полномочий, правильность проведения производственного совещания.

На стадии подготовки к игре преподаватель разъясняет всем участникам ее содержание, распределение ролей, инструктирует участников игры, разъясняет ее условия и правила, выдает инструкции, должностные обязанности, исходные данные. По ходу преподаватель контролирует игровой режим, фиксирует результаты игры, проверяет правильность произведенных расчетов по резервам роста объема производства, оценивает их качество в баллах, подводит итоги, организует обсуждение хода деловой игры, отмечает наиболее удачные решения.

Этап 2-й. Разработка мероприятий по росту объема производства

Осуществляется в соответствии с заданием 2 методических рекомендаций.

Экономист, бухгалтер, группы внутрипроизводственных резервов роста объема производства докладывают о проведенных мероприятиях по росту объема производства.

Полнота и качество разработанных мероприятий оценивается баллами.

Этап 3-й. Заключение

Подведение итогов игры, обсуждение игры, выбор наиболее удачных решений по росту объема производства, оценка творческого подхода, активности и качества работы участников игры.

Показатели оценки деятельности директора, зам. директора по экономическим вопросам

  1. Умение вести производственное совещание.
  2. Умение принимать оптимальные решения по улучшению деятельности предприятия.
  3. Умение аргументировано и квалифицированно вести деловой спор.

Показатели оценки деятельности экономиста

  1. Умение делать выводы.
  2. Полнота и качество разработанных мероприятий.
  3. Умение обобщать высказанные предложения.
  4. Умение аргументировано и квалифицированно вести деловой спор.

Показатели оценки деятельности бухгалтера

  1. Умение применять полученные знания для разработки предложений по росту объема производства и поиска внутрипроизводственных резервов.
  2. По улучшению использования трудовых ресурсов.
  3. По улучшению использования оборудования.
  4. По улучшению использования сырья и материалов

Показатель оценки деятельности групп по расчету резервов роста объема производства

Умение применять знания по выявлению внутренних резервов роста объема производства и продажи для:

1) ликвидации потерь рабочего времени;

2) повышения производительности труда;

3) улучшения структуры кадров и структуры используемого оборудования;

4) снижения норм расходов сырья.

Литература:

  1. Баканов М.И Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 416 с.: ил.
  2. Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А. Н. Богатко. — М.: Финансы и статистика,2009. — 208 с.: ил.
  3. Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О. Н. Волкова, В. В. Ковалев. — М.: ПБОЮЛ, 2007. — 290 с.
  4. Гиляровская Л. Т. Экономический анализ: учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 527 с.
  5. Елисеева И. И. Общая теория статистики: учебник / И. И. Елисеева, М. М. Юрбашеев; под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 480 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, анализ резервов роста объема производства, производственное совещание, продажа продукции, рост объема производства, умение, участник игры, практическое занятие, преподаватель, разработка мероприятий.

Похожие статьи

Способы определения величины резервов | Статья в журнале...

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции...

Методика анализа производства и реализации продукции

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции...

Оценка резервов увеличения объема продукции на основе...

Резервы роста объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия [1,15]. Основной признак классификации резервов сводится к трем основным группам: сам труд, предмет труда...

Конструирование деловых игр по экономике | Статья в журнале...

Ростов-на-Дону.

деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Библиографическое описание: Кириленко Н. А. Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от

Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры).

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться

- в работу вовлечь наибольшее количество студентов; - проявить заботу «о психологической» подготовке участников

Долгова Елена Владимировна — Информация об авторе

Деловая игра по дисциплине «Экономический анализ» на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции». VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017).

Возможности игрового обучения в формировании экономических...

При выявлении возможностей игры как вида организации учебных занятий в формировании экономических знаний и умений

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках... В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности.

Деловая игра как метод формирования математической...

Показывается, что удачной формой воссоздания социального, практического и предметного содержания на учебных занятиях является деловая игра.

Последнее ставит на повестку разработку эффективных учебных методов в этом направлении[2, с. 37].

Похожие статьи

Способы определения величины резервов | Статья в журнале...

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции...

Методика анализа производства и реализации продукции

Деловую игру по теме «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции» следует проводить после получения практических навыков по предыдущим темам: (Анализ производства и продажи продукции...

Оценка резервов увеличения объема продукции на основе...

Резервы роста объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия [1,15]. Основной признак классификации резервов сводится к трем основным группам: сам труд, предмет труда...

Конструирование деловых игр по экономике | Статья в журнале...

Ростов-на-Дону.

деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Библиографическое описание: Кириленко Н. А. Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от

Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры).

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться

- в работу вовлечь наибольшее количество студентов; - проявить заботу «о психологической» подготовке участников

Долгова Елена Владимировна — Информация об авторе

Деловая игра по дисциплине «Экономический анализ» на тему «Анализ резервов роста объема производства и продажи продукции». VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017).

Возможности игрового обучения в формировании экономических...

При выявлении возможностей игры как вида организации учебных занятий в формировании экономических знаний и умений

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках... В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности.

Деловая игра как метод формирования математической...

Показывается, что удачной формой воссоздания социального, практического и предметного содержания на учебных занятиях является деловая игра.

Последнее ставит на повестку разработку эффективных учебных методов в этом направлении[2, с. 37].