Нормативно-правовое обеспечение деятельности малокомплектной сельской школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 20.06.2017

Статья просмотрена: 2436 раз

Библиографическое описание:

Крапивенцев, А. А. Нормативно-правовое обеспечение деятельности малокомплектной сельской школы / А. А. Крапивенцев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12636/ (дата обращения: 29.04.2024).



Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации. Деятельность малокомплектной сельской школы регулируется такими нормативно-правовыми актами как: Конституция РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Закон Тульской области от 30 сентября 2013 года № 1989-ЗТО «Об образовании», Закон Тульской области «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Закона Тульской области «Об образовании» и статьи 1 и 5 Закона Тульской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим и иным работникам» от 24 ноября 2016, законы иных субъектов РФ, регламентирующие вопросы функционирования малокомплектных сельских школ, Профессиональный стандарт педагога, Уставы школ и иные локальные нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства провозглашает право каждого человека на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ, в нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. [1] В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено обязательное среднее общее образование. Руководствуясь данными нормами, необходимо подчеркнуть, что каждый ребенок, несмотря на место его проживания и отдаленности от региональных центров РФ, должен обязательно получить начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Обеспечить получение образования детьми — задача не только родителей, но и органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования рассмотрены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ч.1 ст.9 Закона «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

«1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования». [2]

Таким образом, данные нормы законодательства предусматривают обязанность органов местного самоуправления по обеспечению детей образованием.

Рассмотрим, как в Федеральном законе «Об образовании в РФ» отражены вопросы, касающиеся малокомплектных сельских школ.

В законе «Об образовании в РФ» не дается определение понятию «малокомплектная сельская школа», данное понятие конкретизируется в Законе Тульской области от 30 сентября 2013 года № 1989-ЗТО «Об образовании». Согласно п.2, ст.1, малокомплектная общеобразовательная организация — государственная общеобразовательная организация, находящаяся в ведении области, муниципальная общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, удаленная от других образовательных организаций, расположенных на территории области, реализующих основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и транспортной доступности, предусмотренных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с общим числом обучающихся до 10 человек в общеобразовательных организациях начального общего образования; до 25 человек в общеобразовательных организациях основного общего образования; до 50 человек в общеобразовательных организациях среднего общего образования [5].

На основании данной нормы, можно заключить, что основным различием между городской и малокомплектной сельской школой является территориальная удаленность от центра и количество учеников.

Рассматривая вопросы сельского образования, также стоит уделить внимание вопросу создания и ликвидации образовательной организации. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч.4, ст.22) учредителем образовательной организации может быть Российская Федерация, муниципальное образование или частное лицо. В данной статье остановимся на муниципальной образовательной организации. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). (ч. 6, ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ») [3]. В соответствии с ч. 11 ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ», вопросы о ликвидации или реорганизации государственной или муниципальной образовательной организации принимаются федеральным органом исполнительной власти на основании заключения комиссии. Данная норма применяется для всех образовательных организаций и единственным отличием для сельской школы является то, что «Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения». [2] Иные нормы, раскрывающие особенность сельских школ, не указаны в ФЗ «Об образовании в РФ», это еще раз подчеркивает, что нормы данного закона распространяются на все без исключения школы в РФ, независимо от того, какое количество учеников в школе и в какой местности она расположена.

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую базу, на основе которой осуществляется деятельность малокомплектной сельской школы, можно заключить: федеральное законодательство РФ включает в себя общие принципы и требования к образованию в стране, ни один из этих нормативно-правовых актов не дает определение понятию «малокомплектная сельская школа». Данное понятие рассматривается на уровне законодательства субъекта РФ (в данном случае — Тульской области).

Отметим, что основным отличительным признаком сельской школы является ее удаленность от областного или районного центра, а также, небольшое количество учеников в классе. Также каждая конкретно взятая школа имеет определенные особенности, которые более подробно отражены в локальных нормативных актах образовательных учреждений — уставах. Еще одной важной особенностью сельской школы является то, что вопросы ее реорганизации или ликвидации должен решаться не только на основе заключения комиссии, но с учетом мнения схода жителей села.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07. 2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] / Сайт Конституция РФ / URL: http://constitution.garant.ru
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / — URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974
  3. Закон Тульской области «Об образовании» от 30 сентября 2013 года № 1989-ЗТО [Электронный ресурс] / — URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW067&n=53568#0
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] /Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / — URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
  5. Закон Тульской области от 30 сентября 2013 года №1989-ЗТО «Об образовании» [Электронный ресурс] / Сайт Российской газеты / URL: https://rg.ru/2013/12/13/tula-zakon1989-reg-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, общее образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образование, малокомплектная сельская школа, муниципальная образовательная организация, образовательная организация, сельская школа, Тульская область.

Похожие статьи

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства.

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Библиографическое описание: Крапивенцев А. А. Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Сегодня в российском обществе продолжается дискуссия на тему: закрывать или сохранять малокомплектные сельские школы.

Проблемы образования в сельской малокомплектной школе

О достоинствах и недостатках модернизации современного российского образования не говорил только ленивый, тем не менее хочется высказаться с точки зрения обычного сельского учителя малокомплектной школы, которых в стране — тысячи...

РФ, общее образование, Российская Федерация, местное...

Нормативно-правовое обеспечение деятельности... РФ, общее образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образование, малокомплектная сельская школа, сельская школа, образовательная организация...

Система образования в контексте образовательной реформы...

Органы местного самоуправления двух рассматриваемых регионов активно борются с проблемой малокомплектных школ либо

Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования. Современное школьное образование в России: плюсы и минусы.

Организация деятельности средней общеобразовательной...

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области).

Библиографическое описание: Никитина В. С. Организация деятельности средней общеобразовательной школы в...

Особенности муниципального управления образованием и его...

Вместе с возрождением и становлением местного самоуправления в Российской Федерации появляется и формируется муниципальное управление как

1) создание образовательных сетей, которые будут повышать качество общего образования в муниципальном районе.

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

РФ, область образования, образование, профессиональное образование, конституция РФ, общее образование, нормативно-правовой акт, высшее

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации.

Похожие статьи

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства.

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Библиографическое описание: Крапивенцев А. А. Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Сегодня в российском обществе продолжается дискуссия на тему: закрывать или сохранять малокомплектные сельские школы.

Проблемы образования в сельской малокомплектной школе

О достоинствах и недостатках модернизации современного российского образования не говорил только ленивый, тем не менее хочется высказаться с точки зрения обычного сельского учителя малокомплектной школы, которых в стране — тысячи...

РФ, общее образование, Российская Федерация, местное...

Нормативно-правовое обеспечение деятельности... РФ, общее образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образование, малокомплектная сельская школа, сельская школа, образовательная организация...

Система образования в контексте образовательной реформы...

Органы местного самоуправления двух рассматриваемых регионов активно борются с проблемой малокомплектных школ либо

Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования. Современное школьное образование в России: плюсы и минусы.

Организация деятельности средней общеобразовательной...

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области).

Библиографическое описание: Никитина В. С. Организация деятельности средней общеобразовательной школы в...

Особенности муниципального управления образованием и его...

Вместе с возрождением и становлением местного самоуправления в Российской Федерации появляется и формируется муниципальное управление как

1) создание образовательных сетей, которые будут повышать качество общего образования в муниципальном районе.

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

РФ, область образования, образование, профессиональное образование, конституция РФ, общее образование, нормативно-правовой акт, высшее

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации.