Взаимосвязь общественного и семейного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чибисова, Н. А. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания / Н. А. Чибисова, С. К. Дорохова, О. В. Серова, Т. А. Толкачева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12356/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправными партнёрами по воспитанию детей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения в системе взаимодействия — профессионально помочь семье в воспитании детей. Основные направления работы с родителями.

Ключевые слова: семья, сотрудничество, взаимодействие, направление, досуг, традиция

InthearticletheformsofworkareexaminedwithparentsinmodernDOW,allowingeffectivelytobuildworkonthebasisofcollaboration.AproblemofcooperationofDOWandfamilyisactual,becausefamilyandpreschoolestablishmentarecompetentpartnersoneducationofchildren.Aprimaryobjectiveofteachersofpreschoolestablishmentisinthesystemofcooperationprofessionallytohelpfamilyineducationof children.Basicworkassignmentswithparents.

Keywords: family,collaboration,cooperation, direction,leisure,tradition

Современным родителям нелегко дается воспитание детей. По мнению психологов, в нашей стране люди десятилетиями добивались карьерного роста, возложив воспитание детей на бабушек, воспитателей, учителей. И как следствие, у них сложились тяжелые отношения с детьми. Исследования показали, что нарушение контактов ребенка с родителями негативно отражается на эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. С другой стороны не каждая семья способна удовлетворить образовательные потребности ребенка. Однако следует учитывать, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Здесь важно взаимопроникновение двух социальных институтов. Ведь у семьи и детского сада свои функции и методы воспитания и заменить друг друга они не могут, поэтому в интересах ребенка им необходимо научиться взаимодействовать.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания».

Основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:

– создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;

– создана система в работе по воспитанию детей в семье, структурирована работа воспитателей с родителями;

– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

– выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

– определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе

– целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

– построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;

– ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;

– обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;

– привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.

В настоящее время активно приветствуется принцип открытости детского сада для родителей, который в свою очередь предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

«Открытость детского сада внутрь и наружу», то есть вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения и сотрудничество ДОУ с социальными институтами, также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

Итак, опираясь на термины «взаимодействие» и «сотрудничество», можно определить направление работы ДОУ и педагога.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между семьей и ДОУ, являются следующие: изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений; ориентация педагога на работу с детьми и родителями; открытость детского сада семье.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников

Традиционные — устойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем и подразделяющиеся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции и др. Повестка дня родительских собраний может быть разнообразной, но лучше прислушиваться к пожеланиям родителей. На собрания иногда подключаются специалисты детского сада (психолог, медсестра, логопед),, а также специалисты-родители, которые имеют отношение к дошкольному детству (юрист, педиатр, библиотекарь). Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Во время беседы важно завоевать доверие родителей, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Наглядно-информационные методы составляют отдельную группу. Они способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада и оказывают практическую помощь семье. К ним относятся выставки детских работ, фотографии, стенды, ширмы, папки- передвижки, магнитофонные записи бесед с детьми.

Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В работе с родителями я и мои коллеги активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Досуговое направление в работе с родителями оказалось для нас самым полезным, привлекательным, востребованным, хотя и трудоемким в организации. Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В этом направлении мы уже работаем более 7 лет и нами проведена огромная работа с родителями.

Доброй традицией стало ежегодное проведение осенних мероприятий: «Осенние посиделки», «На лесной полянке». Праздник в детском саду — это радость, торжество, которое разделяют и родители, и дети. Взрослые видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними петь и танцевать. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Мужском турнире». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин — матерей, которые дарят тепло своих сердец детям. Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов «Елочные зайчики», «Весна пришла!», «Транспорт нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Посмотрите на меня!», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебное Лето», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий — сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность,

Также мы проводим «День добрых дел». В этот день мы с родителями и детьми ремонтируем игрушки, обогащаем предметно-развивающую среду в группе, изготавливаем пособия для занятий.

На собраниях клуба «Наши очумелые ручки» совместно с родителями проводятся мастер классы. У нас много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать другим, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, а также научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду.

Педагогический капустник — мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить, как веселый концерт.

Итоговый праздник в конце учебного года в группах раннего возраста проводятся с непосредственным участием родителей. Вместе с детьми они поют, танцуют, водят хороводы, читают стихи, играют.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой и лояльной. Теперь они ощущают себя более осведомленными родителями в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, восхищаются результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

Литература:

  1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект, 2009.
  3. Кыласова Л. Е., Ротарь Н. В., Карцева Т. В., Фролова Н. Г. Родительские собрания. В: «Учитель», 2013. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: «Аркти», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, воспитание детей, семья, дошкольное учреждение, педагог, жизнь группы, направление работы, форма работы.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.