Су-Джок-терапия в коррекционно-логопедической работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дондокова, И. Б. Су-Джок-терапия в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12245/ (дата обращения: 03.05.2024).



В современной коррекционной педагогике одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей является применение нетрадиционных методов работы.

Нетрадиционные методы — это комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Такие методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

− необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

− заинтересованностью детей,

− развитием их творческой самостоятельности,

− созданием благоприятного климата на занятиях,

− ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

− развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

− решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

− развитие пространственных представлений, двигательной координации;

− формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, разработанную южно-корейским профессором Пак Чже Ву.

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок — стопа. Таким образом, Су Джок терапия — это метод лечения с использованием специальных колец и шариков для массирования кистей рук и стоп человека. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строения человеческого тела т. е. на них располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела человека, стимулируя их можно повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность, нормализовать мышечный тонус рук («су») и ног («джок»).

Цели Су Джок терапии в логопедической работе:

  1. Нормализовать мышечный тонус,
  2. Стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Использование массажеров Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, так же для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т. е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь — произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Существует несколько приемов Су-Джок терапии:

− Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

− Массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Использование массажера Су-Джок вызывает интерес к обучению, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет добиться следующих преимуществ:

− сократить сроки коррекционной работы;

− повысить качество работы;

− наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, зона, Массаж, нетрадиционный метод терапии, особое внимание, ребенок, специальный шарик, стопа.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами.

Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Применение самомассажа как нетрадиционного...

На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа, палец рук, ограниченная...

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

Поэтому мы стали искать нетрадиционные методы и приемы в работе с детьми имеющими нарушения в речи.

Задачи су-джок-терапии: Стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе...

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами.

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа...

Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной... Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

Особое значение имеет ладонная поверхность возвышения большого пальца. Здесь находится зона щитовидной железы.

Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, пальчиковая терапия, кисть рук, указательный палец, палец, раз, ребенок, возрастная группа...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому

Нетрадиционные компоненты. 1. Су-джок терапия.

Использование нетрадиционных технологий...

Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольного образования нетрадиционных методик здоровьесбережения, то есть

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа, палец рук, ограниченная...

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами.

Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Применение самомассажа как нетрадиционного...

На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа, палец рук, ограниченная...

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

Поэтому мы стали искать нетрадиционные методы и приемы в работе с детьми имеющими нарушения в речи.

Задачи су-джок-терапии: Стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе...

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами.

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа...

Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной... Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

Особое значение имеет ладонная поверхность возвышения большого пальца. Здесь находится зона щитовидной железы.

Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, пальчиковая терапия, кисть рук, указательный палец, палец, раз, ребенок, возрастная группа...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому

Нетрадиционные компоненты. 1. Су-джок терапия.

Использование нетрадиционных технологий...

Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольного образования нетрадиционных методик здоровьесбережения, то есть

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа, палец рук, ограниченная...