Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
Автор: Чащина Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 04.03.2017
Статья просмотрена: 1980 раз
Библиографическое описание:
Чащина, Е. А. Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата / Е. А. Чащина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12002/ (дата обращения: 04.05.2024).
В своей работе, с детьми, имеющими ортопедические отклонения в музыкально-ритмическом воспитании, имеются трудности в ориентировке пространстве. Для решения данной проблемы мною было разработано и внедрено авторское дидактическое пособие «Карты схемы», для ориентировки в пространстве, которое эффектно помогает детям самостоятельно менять движения, с помощью карточек сигналов.
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
− обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
− развивать пространственные представления;
− развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;
− развивать творческие способности;
− развивать мелкую и общую моторику;
− развивать зрительное и слуховое восприятия;
− закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, сзади, за, между, рядом.
Предлагается старшим дошкольникам рассмотреть карты-схемы, найти знакомые математические фигуры и затем, под музыку их построить, с помощью перестроений. Дети внимательно следят за ведущим, стараются не подвести своих товарищей по цвету. Так развивается концентрация внимания. Дети самостоятельно перестраиваются, в различные фигуры.
Перед выполнением основных видов движений под музыку, дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы педагога предложениями с использованием предложно-падежных конструкций, и свободно выполняют конкретное задание.
Например: пройти по кругу на носочках, поклон выполнить вправо, начать упражнение «Плетень» с правой ноги.
В упражнение «Мы отважны» начинать всем движение с правой руки, повороты выполнять четко направо — налево.
Примерная последовательность перестроения: «Вот как мы шагаем», «Ровный круг».
«Дружные пары», «Найди свой кружок», «Змейка», «Диагональ».
Также используем данное пособие в музыкально-ритмических композициях с предметами, для развития танцевального творчества. С помощью карт-схем мы помогаем осмыслить пространственное значение предлогов за, с, на, к, от в предложно-падежных конструкциях, содержащихся в словесных конструкциях педагога с опорой на схемы пространственного значения предлогов, через выполнения обще развивающих физических движений в ходе ходьбы под музыку.
Дети свободно ориентируются в пространстве, легко перестраиваются в заданном направлении, в ходе перестроения формируются навыки коммуникативного общения.
Такие музыкально-ритмические комбинации и упражнения в работе, являющиеся предпосылки к учебной деятельности, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо. И главное свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве с помощью пространственных представлений, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовят ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы всех педагогов в ДОУ.
Дидактическое пособие «Карты— схемы».
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Музыкально-ритмические упражнение «Мы отважны».
Праздничное перестроение «Улыбка» В. Шаинский.
Исходное положение: В руках у детей разноцветные флажки (желтые, голубые, зеленые, красные). У ведущего карты — схемы, с перестроениями. По сигналу ведущего дети начинают движения по рисунку: по одному, парами, двумя кругами, змейкой, расческой, звездочкой, по диагонали.
Ведущий показывает к/с № 1, стоят по четырем углам зала.
1 куплет:
Такты 1–2 ведущий показывает к/с № 2, дети идут по кругу.
Такты 2–3 ведущий показывает к/с № 9, идут парами по кругу.
Припев:
Ведущий показывает к/с № 4, дети через центр парами проходят вперед, расходятся в разные стороны. Перестраиваются четверками по цвету у центральной линии зала.
2 куплет:
Такты 1–2 ведущий показывает к/с № 7, 1 и 2 линии, 3 и 4 линии проходят расческой 2 раза.
Такты 3–4 ведущий показывает к/с № 5, расходятся на четыре круга.
Припев:
Такты 1–4 ведущий показывает к/с № 6, выстраивают две диагонали.
Такты 5–8 ведущий показывает к/с № 3 все перестраиваются на два круга.
Такты 9–12 ведущий показывает к/с № 2 общий круг.
3 куплет:
Такты 1–4 ведущий показывает к/с № 8, идут змейкой по залу.
Припев: Ведущий показывает к/с № 6, через весь зал дети проходят по диагонали, на последние такты машут на зрителя флажками.
Похожие статьи
Содержание коррекционно-логопедической работы по...
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.
Пространственные значения предлога "по" в русском языке...
предлог, пространственное значение, русский язык, персидский язык.
Детальное исследование пространственных значений предлогов началось с появлением собственно
Этот предлог в винительном падеже в русском языке связан с широким кругом разнообразных...
Освоение пространственных представлений детьми с общим...
В философском смысле пространство обозначает объектную реальность, независимо от нашего сознания и отражаемую им. Функцией
У детей в деятельности развивается активность, пространственный словарь и уже с пониманием используют предлоги и наречия...
Особенности сформированности пространственных...
Пространственное восприятие и ориентация в пространстве — являются
Формирование пространственных представлений даже у детей при нормальном речевом развитии имеет
Они ошибаются в выборе фигур, так как не могут определить правильное значения предлогов.
Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...
В более узком значении, по мнению Р. Л. Непомнящей [5], выражение «пространственная
В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается
В работах Л. А. Венгера [1], О. М. Дьяченко [2], Т. М. Лаврентьевой изучались способности детей к пространственному...
Формирование пространственных отношений у старших...
Цель: формирование пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа
Дети стремились придумать самый дальний маршрут, зарисовывали схемы, исполняли роль ведущего, организовывали контроль за проездом.
Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...
Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения.
Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию.
К вопросу формирования пространственных представлений...
К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с
После этого детьми усваиваются (вначале на уровне тела, после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».
Работа начинается с ведущей руки ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда как средство...
Библиографическое описание: Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.
рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и...
Похожие статьи
Содержание коррекционно-логопедической работы по...
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.
Пространственные значения предлога "по" в русском языке...
предлог, пространственное значение, русский язык, персидский язык.
Детальное исследование пространственных значений предлогов началось с появлением собственно
Этот предлог в винительном падеже в русском языке связан с широким кругом разнообразных...
Освоение пространственных представлений детьми с общим...
В философском смысле пространство обозначает объектную реальность, независимо от нашего сознания и отражаемую им. Функцией
У детей в деятельности развивается активность, пространственный словарь и уже с пониманием используют предлоги и наречия...
Особенности сформированности пространственных...
Пространственное восприятие и ориентация в пространстве — являются
Формирование пространственных представлений даже у детей при нормальном речевом развитии имеет
Они ошибаются в выборе фигур, так как не могут определить правильное значения предлогов.
Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...
В более узком значении, по мнению Р. Л. Непомнящей [5], выражение «пространственная
В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается
В работах Л. А. Венгера [1], О. М. Дьяченко [2], Т. М. Лаврентьевой изучались способности детей к пространственному...
Формирование пространственных отношений у старших...
Цель: формирование пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа
Дети стремились придумать самый дальний маршрут, зарисовывали схемы, исполняли роль ведущего, организовывали контроль за проездом.
Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...
Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения.
Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию.
К вопросу формирования пространственных представлений...
К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с
После этого детьми усваиваются (вначале на уровне тела, после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».
Работа начинается с ведущей руки ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда как средство...
Библиографическое описание: Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.
рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и...