Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пазгалова, Е. С. Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.) / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1853/ (дата обращения: 29.04.2024).

Кадниковский уезд Вологодской губернии находился в юго-западной ее части, территориально занимая относительно небольшую площадь, при этом являясь достаточно густонаселенным. Из-за того, что руководили земством преимущественно реакционно настроенные дворяне, оно являлось одним из наиболее отсталых земств вообще [1, с. 632, 638]. Во многом данным фактом объясняются незначительные суммы, которые первоначально перечислялись уездным земством на начальное образование. Средства, отпускаемые Кадниковским земством на содержание начальных училищ в 1871 году, представлены в таблице 1 [4, л. 34].

Таблица 1

Сведения об училищах Кадниковского уезда,

содержащихся в 1871 году на средства уездного земства


Училища


Волость

Жалование

Учеб. пособия

Хоз. расходы

Всего

учителям

Законо-учителям

Наставникам

15

40

315

Васьяновское

Васьяновская

50

130

80

15

40

315

Кокошиловское

Кокошиловская

50

130

80

15

40

315

Устьянское

Устьянская

50

130

80

15

40

315

Юковское

Заболотско-Юковская

50

130

80

15

40

315

Троицко-Ельское

Троицко-Ельская

50

130

80

15

40

315

Любовицкое

Устрецкая

50

130

80

15

40

315

Никольское

Никольская

50

130

80

15

40

315

Карачуновское

Иоанно-Слободская

50

130

80

15

40

315

Кадниковское приходское и женское училища


г. Кадников







110

Итого:

400

1040

640

120

320

2630

Как можно увидеть из таблицы 1, в первые годы деятельности земских учреждений Кадниковский уезд отличался незначительным числом начальных училищ, низким объемом и единообразием уровня их финансирования, но впоследствии данная ситуация изменилась.

Рост общего количества школ в уезде и увеличение средств, отпускаемых на их содержание, можно полностью отнести к заслугам уездного земства. Например, по данным Кадниковской уездной земской управы, в 1883 году в уезде существовало уже 24 земских училища, а к 1 января 1891 года – 28 земских училищ, 2 школы грамоты и 26 церковно-приходских школ. В земской смете 1891 года было предназначено на содержание 3 церковно-приходских школ (Богородской двухклассной, Михайло-Архангельской Кубенской и Митюковской Ильинской) 964 рубля, в пособие остальным церковно-приходским школам – 650 рублей и на содержание 28 земских училищ Кадниковским земством было отпущено 9751 рубль [5, л. 6]. Таким образом, земством финансировались все типы начальных школ, существующих в уезде, но приоритет оставался за земскими училищами.

Кадниковское земство с одинаковым вниманием относилось к организации в уезде как организованных школ (земских, министерских, церковно-приходских), так и неорганизованных – наиболее удешевленного по стоимости вида училищ - школ грамоты. Например, на заседании уездного земского собрания 2 декабря 1894 гласным Ю.М. Зубовым было высказано предложение «ознаменовать увековечение памяти императора Александра III» учреждением в уезде нескольких школ грамоты, на что он ассигновал необходимую сумму [6, л. 11]. Кадниковское земское собрание передало данный вопрос на рассмотрение ревизионной комиссии, которая предложила открыть 9 школ грамоты с содержанием по 135 каждая (всего 1215 рублей в год). Кадниковское очередное уездное собрание в заседании 3 декабря 1894 года постановило: доклад комиссии утвердить и внести в смету на 1895 год 1215 рублей [6, л. 12].

На сессии 30 декабря 1898 года Кадниковское уездное собрание ходатайствовало перед Вологодским губернским земством об учреждении в уезде должности инспектора народных училищ с содержанием его от земства, так как надзор за училищами, производимый правительственым инспектором, осуществлялся им помимо Кадниковского еще по Вельскому уезду и не мог отвечать желаемым требованиям. На запрос губернской управы о числе школ в уезде, числе учащихся и числе детей школьного возраста были получены следующие данные. Всего в Кадниковском уезде состояло 48 училищ, подлежащих инспекторскому надзору, из них 42 земских, детей школьного возраста было 27185 человек, из которых обучались в школах 3953 мальчика и 683 девочки, а без обучения оставались 9759 мальчиков и 12790 девочек [2, с. 67-68]. Но данное ходатайство осталось без удовлетворения.

В 1899-1900 учебном году Кадниковким земством были открыты 5 земских училищ, а в 1901 году еще 2 училища. При этом Кадниковской управой было возбуждено ходатайство об отпуске из казны ежегодного пособия в размере 4250 рублей с обязательством со стороны земства ассигновать ежегодно такую же сумму на открытие 17 училищ. Таким образом, в уезде состояло 55 земских училищ, 40 церковно-приходских школ и 34 школы грамоты [7, л. 120].

В первые десятилетия ХХ века Кадниковское уездное земство активно способствовало увеличению общего количества начальных училищ и средств на их содержание, прилагая к этому значительные усилия. Данные об увеличении количества училищ и их финансирования по уезду в целом за 13 лет деятельности Кадниковского земства представлены в таблице 2.

Таблица 2

Рост числа училищ и средств на их содержание по Кадниковскому уезду с 1902 по 1915 гг.


Учебный

год

Увеличение общего количества

школ в уезде



Всего

Средства, затрачен-

ные земством на содержание

Министер-

ских


Земских

Церковно-приходских

Школ грамоты

Земских школ

Церковно-приходских


Всего

1902/03

3

53

59

34

149

19516,64

5995

25511,64

1905/06

5

74

61

30

170

35456,20

1215

36671,2

1906/07

5

74

63

35

177

34401,21

3680

38081,21

1907/08

5

73

64

27

169

37365,35

-

37365,35

1908/09

5

70

87

2

164

42148

-

42148

1909/10

5

73

88

2

168

48561,88

-

48561,88

1910/11

5

89

88

2

184

55160,90

1750

56910,9

1911/12

5

106

88

2

201

74826,94

1750

76576,94

1912/13

5

125

88

2

220

96034,76

3461,49

99496,25

1914/15

5

140

87

2

234

120514,43

1750

122264,43

Сведения представленные в таблице 2, указывают на значительное увеличение числа земских школ, постепенный рост общего количества церковно-приходских школ. Резкое уменьшение количества школ грамоты и прирост числа церковно-приходских школ, произошедшее в 1907/8 учебном году, объясняется преобразованием 22 неорганизованных училищ в церковно-приходские школы. Существующий приоритет земских школ перед церковно-приходскими наглядно отражался и в средствах, выделяемых земством на их содержание.

Вологодское губернское земство не всегда поддерживало уездные земские учреждения в их затратах на начальное образование. Например, на сессии 1903 года Кадниковское земское собрание ходатайствовало об отпуске на содержание Большемургинского училища вместо 500 рублей, затрачиваемые в действительности 955 рублей 20 копеек. Данное училище входило в число 10 училищ открытых по уездам Вологодской губернии на средства из запасного капитала губернского земства «в память Царя-Освободителя Императора Александра II» [3, с. 448]. В течение 1902 года оно полностью содержалось на средства Кадниковского земства, из-за того, что оно помещалось в наемном доме. Превышение расхода на содержание училища происходило по причине большого количества учеников, что влекло за собой необходимость в затратах на жалование помощнику учителя и учебные принадлежности. Тем не менее, после изучения всех материалов, губернская управа пришла к выводу о том, что расходы, идущие от переполнения училищ учащимися, должны быть приняты на счет уездного земства [3, с. 448-454].

На очередном земском собрании сессии 1908 года школьная сеть и финансовый план ее осуществления были признаны достаточно разработанными, и Кадниковским уездным собранием было возбуждено ходатайство об отпуске Министерством народного просвещения пособия и ссуды на организацию данной сети. Министерство народного просвещения после рассмотрения данного ходатайства признало возможным назначить уездному земству пособие в размере 34 980 рублей в год с 1 января 1911 года. При этом Кадниковское уездное земство для получения пособия должно было выполнить следующие обязательные условия:

  1. Открыть в текущем учебном году 16 новых комплектов;

  2. Учителям всех начальных училищ, содержащихся на средства земства выдать установленные законом оклад жалования не ниже 360 рублей и законоучителям не ниже 60 рублей;

  3. Во всех начальных училищах установить бесплатное обучение;

  4. Освободить сельские общества от расходов по хозяйственному содержанию всех земских училищ с принятием их на средства земства;

  5. Не уменьшать размер средств на содержание начальных училищ;

  6. Ежегодно 1 января представлять инспектору народных училищ списки училищ и учителей, которым будет выдаваться жалование и пособия Министерства народного просвещения.

  7. Обеспечивать при введении всеобщего начального обучения хозяйственное содержание существующих в уезде министерских училищ с приравниванием жалования педагогов последних с оплатой труда учителей земских училищ;

  8. Предоставлять возможность обучения в начальной школе детям школьного возраста, причисляемым сетью к церковно-приходским училищам, в том случае если ведомство православного исповедания не откроет нужного числа новых комплектов в своих училищах в срок, который устанавливается земством.

В ответ на выдвинутые Министерством требования Кадниковская уездная управа сообщила, что она согласна на принятие предложенных условий и доложила Департаменту народного просвещения следующее:

  1. На хозяйственное содержание 16 новых училищ, открытых в 1910 году, намеченных согласно школьной сети, потребуется 7080 рублей для двухкомплектных училищ (или 4800 рублей для однокомплектных), при этом ни одно из сельских обществ не будет привлечено к участию в содержании данных училищ. По Кадниковскому уезду в целом, начиная с 1909 года после отпуска земским собранием особого кредита на хозяйственные расходы училищ, все сельские общества освобождены от непосредственного участия в содержании земских училищ.

  2. Так как за период с 1908 до 1911 годов после составления школьной сети в общем количестве школ произошли некоторые изменения: например, в 1907/8 учебном году 22 школы грамоты были преобразованы в церковно-приходские школы, в 20 районах вновь открыты земские училища. Следовательно, те районы, которые они обслуживали, исключались из числа 92 школьных районов назначенных для открытия, согласно сети. Поэтому с учетом данных изменений всех школьных районов, где нет начальных училищ и школ, в Кадниковском уезде оставалось 50 с 65 комплектами. При этом, принимая во внимание открытые и преобразованные из церковно-приходских школ 9 однокомплектных начальных училищ, общее их число уменьшалось до 45. Данные училища управа обязалась открыть в течение 1912-14 учебного года по 12 училищ ежегодно.

  3. Из-за открытия новых училищ, было необходимо учреждение в уже существующих дополнительного числа комплектов, что можно было осуществить при разделении одного училища на 2-3 самостоятельных в одном и том же районе для достижения их децентрализации [8, л. 1-4].

Тем не менее, при всех существующих позитивных стремлениях и начинаниях, Кадниковское уездное земство не смогло полностью достичь всеобщего начального обучения детей школьного возраста, проживающих в уезде. Но, работа, проведенная земством в области начального школьного образования, позволила значительно снизить общий процент неграмотности, подготовить почву для перехода к обязательному общему образованию, введенному советской властью в 1918 году.


Литература:
  1. Веселовский Б. История земства: [в 4 т.]. Т. 3/ Б. Веселовский. – СПб.: О.Н. Попова, 1911. – 708 с.

  2. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, второй очередной сессии, десятаго трехлетия. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1899. – 813 с.

  3. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии ХII трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. – 895 с.

  4. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 38. Л. 34.

  5. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 658. Л. 6.

  6. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 803.Л. 11-14.

  7. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1062. Л. 120.

  8. ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 24. Л. 1-4.

Основные термины (генерируются автоматически): училище, уездное земство, уезд, школа, школа грамоты, земство, рубль, содержание, земское собрание, школьная сеть.

Похожие статьи

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального...

Содержание начальных земских школ.

Грязовецкое уездное земское собрание на заседании 26 сентября 1902 года согласилось с данным предложением управы [13, с. 165].

К 1 сентября 1911 года в Грязовецком уезде для заполнения школьной сети земству предстояло...

Роль Вологодского губернского земства в становлении и развитии...

По расчету земской управы содержание школы в год первоначально составляло 1930 руб. [9, с. 347-348]. После окончания фельдшерской школы выпускники снабжались медицинскими приборами и пособиями за счет уездных земств, предоставляющих им работу...

Вклад Вологодского земства в становление и развитие...

Исходя из этого, Вологодское уездное земское собрание возбудило ходатайство о преобразовании школы перед губернским земством, с просьбой о ее дополнительном финансировании, с чем в итоге губернское земство и согласилось [2, с. 346-358].

Земская реформа 1864 г. по воспоминаниям современников

В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. Каждый из съездов избирал определенное число гласных губернского земства.

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности...

Формы работы земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования заключались в осуществлении уездными земствами деятельности по строительству школ, содержании школ и училищ, ремонту школ, созданию школьной сети по уезду...

Участие Вологодского губернского земства в развитии...

Вологодское губернское земство не всегда поддерживало уездные земские учреждения в их затратах на начальное образование. Например, на сессии 1903 года Кадниковское земское собрание ходатайствовало об отпуске на содержание Большемургинского училища вместо...

Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе...

Из журнала 48-го очередного заседания Старооскольского уездного земского собрания за 10 октября 1912 года и сделанного инспектором народных училищ Н. Матвеевым доклада по

В советское время училище было преобразовано в общеобразовательную семилетнюю школу.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию... На запрос губернской управы о числе школ в уезде, числе учащихся и числе детей школьного возраста были получены следующие данные.

Средняя школа в начале XX века и ее проблемы | Молодой ученый

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию... Таким образом, в уезде состояло 55 земских училищ, 40 церковно-приходских школ и 34 школы грамоты [7, л. 120].

Похожие статьи

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального...

Содержание начальных земских школ.

Грязовецкое уездное земское собрание на заседании 26 сентября 1902 года согласилось с данным предложением управы [13, с. 165].

К 1 сентября 1911 года в Грязовецком уезде для заполнения школьной сети земству предстояло...

Роль Вологодского губернского земства в становлении и развитии...

По расчету земской управы содержание школы в год первоначально составляло 1930 руб. [9, с. 347-348]. После окончания фельдшерской школы выпускники снабжались медицинскими приборами и пособиями за счет уездных земств, предоставляющих им работу...

Вклад Вологодского земства в становление и развитие...

Исходя из этого, Вологодское уездное земское собрание возбудило ходатайство о преобразовании школы перед губернским земством, с просьбой о ее дополнительном финансировании, с чем в итоге губернское земство и согласилось [2, с. 346-358].

Земская реформа 1864 г. по воспоминаниям современников

В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. Каждый из съездов избирал определенное число гласных губернского земства.

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности...

Формы работы земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования заключались в осуществлении уездными земствами деятельности по строительству школ, содержании школ и училищ, ремонту школ, созданию школьной сети по уезду...

Участие Вологодского губернского земства в развитии...

Вологодское губернское земство не всегда поддерживало уездные земские учреждения в их затратах на начальное образование. Например, на сессии 1903 года Кадниковское земское собрание ходатайствовало об отпуске на содержание Большемургинского училища вместо...

Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе...

Из журнала 48-го очередного заседания Старооскольского уездного земского собрания за 10 октября 1912 года и сделанного инспектором народных училищ Н. Матвеевым доклада по

В советское время училище было преобразовано в общеобразовательную семилетнюю школу.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию... На запрос губернской управы о числе школ в уезде, числе учащихся и числе детей школьного возраста были получены следующие данные.

Средняя школа в начале XX века и ее проблемы | Молодой ученый

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию... Таким образом, в уезде состояло 55 земских училищ, 40 церковно-приходских школ и 34 школы грамоты [7, л. 120].