Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аникина, А. П. Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11415/ (дата обращения: 07.05.2024).



В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольника в художественно-эстетической развивающей области дошкольного образования у детей формируется способность воспринимать красоту окружающего мира и искусства, развиваются художественно-эстетические способности, позволяющие максимально проявить себя в художественно-творческой деятельности.

Статья демонстрирует серьезный подход автора к решению вопроса по взаимодействию художественно-эстетической области с другими развивающими областями дошкольного образования, позволяющие воспитать гармонически развитую личность дошкольника, способную устанавливать межличностные связи с окружающим миром.

Ключевые слова: эстетическое воспитание дошкольника, эмоциональная сфера ребенка, детский рисунок, портрет человека, цветовые достоинства, жанр изобразительного искусства

In his article, the author reveals the pedagogical conditions for teachers that allow to introduce pre-school children with one of the genres of fine art — a portrait. Through targeted educational work a preschool teacher in artistic and aesthetic developing pre-school education of children is formed by the ability to perceive the beauty of the world and art, developing artistic and aesthetic abilities to the maximum, to express themselves in artistic and creative activity.

Article author demonstrates a serious approach to the issue on the interaction of artistic and aesthetic field with other developing areas of pre-school education, allowing educate harmoniously developed personality preschooler, ability to establish interpersonal communication with the outside world.

Keywords: aesthetic education of preschool children, the emotional sphere of the child, child's drawing, portrait of man, the color of dignity, a genre of art

В живописи портрет раскрывает мир чувств и жизнь людей. Во время знакомства с портретным жанром, дети осваивают эстетическую оценку, учатся чувствовать и сопереживать. Тем самым, дошкольный возраст можно максимально использовать во время занятий по изобразительной деятельностью, что положительно скажется на внутреннем мире ребенка, расширит его чувственный опыт.

Благодаря целенаправленной планомерной работе педагога в художественно-эстетической развивающей области, в ребенке развивается способность видеть и понимать красоту окружающего мира, искусства, развивать художественно-творческие способности и приобщать к художественно-творческой деятельности. Данная деятельностьявляется одним из компонентов эстетического воспитания дошкольника.

Эти задачи эстетического воспитания можно решить в такой доступной детям дошкольного возраста деятельности как рисование, так как, по мнению Т. С. Комаровой «изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания», а рисование является одним из видов этой деятельности.

Своими работами отечественные психологи показывают, что развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики в онтогенезе. «Эмоции выполняют очень важную, значимую роль в качестве детского рисунка», пишет психолог З. В. Денисова.

Поэтому эмоции, способствующие возникновению желанияу ребенка-дошкольника заниматься изобразительной деятельностью — «писать» портрет человека, должны влиять на тот факт, что образы людей в рисунках маленького художника должен быть эмоционально выразительным. Но чтобы этот факт являлся действительностью, необходимо помнить и о реальной технике рисования.

И изобразительном творчестве дети старшего дошкольного возраста при создании художественного образа руководствуются признаками как цвета, как так и формы, являющимися объективными характеристиками материального мира. Только при этом условии можно определить их соотношение и взаимосвязь в эстетическом воздействии на детей, в развитии творческой активности личности. Цветовая характеристика образа в большей степени способствует развитию творчества.

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит вследствие ознакомления его с окружающей средой посредством введения его в сферу искусства, в данном случае рисования выразительного и эмоционального образа человека, когда ребенок дошкольник пытается в своем рисунке передать, раскрыть человеческий образ, происходит развитие его внутреннего мира, эмоциональной сферы, знакомство с нравственно-эстетическими понятиями искусства, посредством чего у ребенка укрепляется эмоциональное и физическое здоровье, формируется способность к сопереживанию, эмпатии, возможность поставить себя на место изображаемого персонажа, понять его эмоции, мотивы и изобразить его образ должным образом.

Для того чтобы лучше изобразить человека нужно использовать выразительные средства. У каждого ребенка сформирован свой взгляд на определение целой системы представлений,образов, идей и понимания искусства, разнообразным по широте и содержанию. Необходимо считаться с этой системой взглядов на красоту, при этом обогащая детские представления об окружающем, развивать образную сторону восприятия увиденного, в том числе и от произведения искусства, давать основы знаний об искусстве и культуре, поддерживая к ним интерес. Еще в дошкольном детстве у дошкольников возникают свои вкусовые предпочтения, заключающиеся «в самой любимой картине, в самой красивой скульптуре», так как она понятна и знакома.

Процесс творчества подталкивает детей к созданию новых художественных образов. Благодаря способности не только логически мыслить, но и наглядно-образно, маленькие художники учатся создавать любимые композиции по изображению пейзажа, натюрморта и портрета, создавать свою картину в нескольких стадиях, сначала вообразив ее в голове, перенести свои представления в эскиз и потом воплотить в целостную картину.

Сюжет в картинах привлекателен для детей своей простотой. Цветовые достоинства художественных произведений дети воспринимают как цветную иллюстрацию, но дошкольники для себя выделяют небольшие эстетические характеристики как правило обладающие полярностью: «нравится — не нравится, плохое — хорошее, красивое — не красивое». В дошкольном возрасте дети связывают восприятие цвета с понятием добра и красоты.

Для реализации данной задачи нами было проведено следующее занятие в АОУ ЦРР детский сад № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного Московской области:

«Знакомство детей подготовительной группы с жанром портрета вживописи»

Цель: ознакомление дошкольников с одним из самых трудных и сложных жанров изобразительного искусства — портретом человека, обогащение детских знаний о живописи, расширение эмоционального опыта, развитие воображения и эстетических чувств.

Программное содержание: учить детей правильно воспринимать чувства и темперамент человека, опираясь на использованные художником средства выразительности. Учить замечать детали и устно описывать их. Развивать детское воображение, путем представления ребенком себя в роли изображенного персонажа.

Используемый материал: репродукции картин, музыка.

Ход занятия:

Педагог по живописи: Здравствуйте, ребята! Для начала отгадайте мою загадку: На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…

Ответ: Картина

Где не меняются деревья,

И лица людей застывают на века?

— Конечно, на картинах, вы совершенно правы!

— Как вы думаете, ребята, просто ли быть художником и рисовать картины? (Трудно).

Каждый художник обязан замечать все детали, даже самые незаметные, для этого нужно быть предельно внимательным. А если художник изображает человека на портрете, ему нужно передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение. Необходимо знать, какой этот человек: добрый, веселый, угрюмый или гордый, стеснительный, капризный, что может рассказать о характере человека его портрет, как вы думаете?

— Поза, выражение глаз, цвет лица, волосы, морщинки, одежда, окружающие предметы и т. д.

Педагог по живописи показывает детям репродукцию Маковского К. Е.

http://xn--1-7sb7akeho.xn--p1ai/wp-content/uploads/2013/08/%D0%9A.%D0%95.%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9...jpg

— Ребята, кого мы с вами видим на этом портрете?

— Внимательно рассмотрите мальчика, что бы вы могли сказать о его характере?

— Как вы считаете, какое сейчас настроение у этого ребенка? О чем он сейчас думает? Куда идет? Какие у него сегодня дела? Чем он любит заниматься? Какое у него настроение?

— По вашему мнению, этот мальчик добрый, воспитанный или хулиган?

— Кто-нибудь из вас мог бы прямо сейчас показать нам как этот мальчик ходит? Как себя ведет? Какая у него походка, мимика?

— Кто из вас хотел бы с ним познакомиться, подружиться? Почему?

Педагог по живописи: А сейчас давайте с вами рассмотрим другую репродукцию — портрет девочки. Показывает «Портрет девочки» Маковского К. Е.

http://www.artscroll.ru/Images/2008/m/Makovskiy%20Konstantin%20Egorovich/000216.jpg

— Что вы можете сказать о девочке, которая изображена на данном портрете? Опишите ее лицо, одежду, настроение.

— О чем вам говорит одежда девочки? Как вы считаете, это праздничный или повседневный ее наряд?

— А сейчас, в наше время, есть такие наряды? Куда можно было бы сходить в таком платье?

— Можно пойти в таком платье на бал? А что делают на балах? Какие танцы танцуют на балах? Под какую музыку?

— Давайте все представим, что мы с вами сейчас на балу. Педагог по живописи включает музыку Л. Боккерини “Менуэт”. Покажите, как бы вы танцевали под эту музыку, если бы оказались на балу, какие движения выполняли под эту музыку? Дети танцуют.

— Ребята, как вы считаете, а мальчик с предыдущей картины мог бы пойти с нами на бал? Почему?

Педагог по живописи: таким образом, ребята, художник при помощи мельчайших деталей, создает не просто картину или образ, он рассказывает целый рассказ о персонаже, изображаемом на портрете: его характер, мысли, чувства, переживания, его интересу, увлечение и многое другое! Поэтому художник обязан замечать все мельчайшие детали, чтобы правильно из передать на холсте. И даже, спустя долгое время, портрет, при помощи красок, размеров, теней многое готов будет рассказать о изображенном на нем персонаже!

Таким образом подтвердилось, что дети старшего дошкольного возраста умеют перенимать настроение и эмоции других людей, выделять свойства их характера, при рассмотрении картин, иллюстраций к сказкам. Более того, ребенок способен дать характеристику поведения главного героя портрета, описать его эмоции, чувства, понять мотивы поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, окружающий мир, портрет, портрет человека, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

Ключевые слова

эстетическое воспитание дошкольника, эмоциональная сфера ребенка, детский рисунок, портрет человека, цветовые достоинства, жанр изобразительного искусства

Похожие статьи

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления...

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

изобразительное искусство, изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, скульптура, художник, занятие, малая форма, внешний вид, детский сад.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

изобразительное искусство, изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, скульптура, художник, занятие, малая форма, внешний вид, детский сад.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное...

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования...

Модель формирования эмоционально-выразительного образа...

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте рассматривалась советскими учеными (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Н. Игнатьев, Т. С. Комарова, Я. З. Неверович, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др...

Похожие статьи

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления...

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

изобразительное искусство, изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, скульптура, художник, занятие, малая форма, внешний вид, детский сад.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

изобразительное искусство, изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, скульптура, художник, занятие, малая форма, внешний вид, детский сад.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное...

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования...

Модель формирования эмоционально-выразительного образа...

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте рассматривалась советскими учеными (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Н. Игнатьев, Т. С. Комарова, Я. З. Неверович, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др...