Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Васильев, В. П. Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий / В. П. Васильев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11260/ (дата обращения: 26.04.2024).



Речь в нашей статье пойдет, прежде всего, о том, как в современных условиях организовать работу методической службы школы, как ее встроить в уже существующие методические структуры, муниципалитета, региона и страны.

Основная проблема методической службы школы в том, что в ней существует насущная потребность и, в то же самое время, практически полностью отсутствует возможность ее финансировать. Во многих регионах страны для решения такого противоречия создаются муниципальные методические службы. Их особенностью практически повсеместно является реализация следующих видов поддержки школ:

– организация непрерывного педагогического образования;

– информационная поддержка;

– формирование и развитие кадрового потенциала;

– публикации [3].

К сожалению, такой подход к организации методической службы также имеет свои внутренние противоречия:

– во-первых, созданные выполнять заказ школ, методические центры очень скоро становятся все более самостоятельными и уже школы начинают работать на них;

– во-вторых, у таких центров, по сути, и по форме, отсутствует ответственность за конечные результаты (качество образования) работы школы, поэтому их деятельность все больше отдаляется от начального замысла;

– в-третьих, содержание работы муниципальных методических центров, ее наполнение зависит от возможностей опорных школ, целью которых является трансляция своих лучших наработок, а не помощь в решении насущных проблем школ.

Институты повышения квалификации (развития образования), имеет тенденцию перехода от содержания образования к обслуживанию государственного заказа, в связи с переходом на ФГОС, к более общим вопросам, наукоемким, требующим специальной подготовки. Практически везде существуют кафедры акмеологии, направленные на работу с успешными и высококвалифицированными учителями. Снова решение практических задач повышения квалификации учителей школы, решения ее насущных проблем не происходит.

Для решения этих проблем нами была разработана модель сетевого сообщества школ, в основу этого замысла легли три основные понятия, такие как сетевое сообщество школ, диссеминация педагогического опыта и образовательная (педагогическая) технология.

Под сетевым сообществом школ понимается система горизонтальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ — технологий. Сетевое сообщество в настоящее время не ограничено географически, использование сети «Интернет» позволяет налаживать контакты с различными регионами страны и даже мира.

C введением ФГОС у современной школы возникла необходимость обеспечивать помимо предметных результатов достижение учащимися еще и других результатов: личностных и метапредметных, что невозможно, в частности, без метапредметных образовательных технологий.

В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б. Т. Лихачев, П. И. Пидкасистый, М. А. Чошанов и др.); как педагогическая система (В П.Беспалько, В. В. Гузеев и др.); как педагогический процесс (В. С. Безрукова, М. М. Левина, В. Д. Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В. М. Монахов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.). Наше понимание образовательных технологий основано на представлении о том, что педагогическая технология это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Для нас является совершенно очевидным то, что любой позитивный педагогический опыт может быть эффективно перенесен в практику другого учителя только в том случае, если такой опыт оформлен в виде технологии. Безусловно, особенностью педагогической технологии является ее органичная связь с личностью самого учителя [2, c. 60] и при обобщении инновационного опыта нужно учитывать эту особенность, более того, она должна быть наиболее эффективно использована, что возможно только в том случае, если рассматривать учителя как носителя образовательной технологии.

Как показал анализ деятельности нашей стажировочной площадки «Современные метапредметные технологии» в рамках деятельности муниципальной методической службы Великого Новгорода в 2015–2016 году, существует противоречие между надпредметностью метапредметной технологии и предметными компетенциями учителя. Это затрудняет усвоение, апробацию и эффективное использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Такое противоречие может быть разрешено при внесении также надпредметного содержания, на основе которого и будет усвоена учителем метапредметная технология. Действительно, взаимодействие учителей-предметников по вопросам содержания предмета внутри школы часто невозможно из-за того, что специалистов, скажем, по физике, один или два, в муниципалитете также из-за недостатка активных участников такого взаимодействия, а вот надпредметность позволяет объединять самые широкие слои учителей. Подобный тезис очень хорошо может быть проиллюстрирован опытом реализации программы «Дебаты» в Великого Новгороде. Городской клуб, объединивший учителей совершенно разных профилей: математиков, физиков, историков, географов и т. д. стал лучшим в Российской Федерации.

Диссеминация педагогического опыта нами понимается как совокупность условий, при которых распространение инновационного опыта не заканчивается простой его передачей: должна появиться потребность данный опыт развивать и распространять дальше. Это достаточно сложно, и смысл нашей инновации как раз в том, чтобы найти ответ на вопрос — как это сделать наиболее эффективно.

Новая модель сетевого взаимодействия школ построена в контексте диссеминации педагогического опыта, когда конечной целью базовой школы является не простое распространение опыта, а создание в других регионах базовых школ, также способных распространять инновационный опыт работы.

Таким образом, модель сетевого сообщества школ, сконструированная на основе представлений о метапредметных образовательных технологиях, как содержании взаимодействия и диссеминации как основного механизма такого взаимодействия представляет собой совокупность следующих элементов:

– надпредметные образовательные технологии, являющиеся содержанием работы, обеспечивающие включение в совместную деятельность наиболее широкого спектра педагогических работников школ региона;

– диссеминация как основной механизм взаимодействия, подкрепленный адекватным выбором исполнителей на местах, основный на принципах лидерства, ответственности и открытости;

– горизонтальность взаимодействия, при которой представления о базовой школе размыты и носят временный характер;

– наличие объединяющей все сообщество педагогов образовательной идеи, осознанно принятой всеми участниками сообщества.

Для создания сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания необходимо несколько условий.

Первое условие — наличие финансирования, по крайней мере, на начальном этапе, когда происходит переход от состояния разобщения к состоянию, при котором всем потенциальным участникам доведены проектные цели и задачи, произошел отбор участников проекта по принципу: заинтересовало — не заинтересовало. Источником нашего финансирования стало получение гранта в рамках реализации программы инновационной деятельности по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания в рамках задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы по мероприятию: 2.3 «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» в размере одного миллиона рублей их федерального бюджета, трехсот тысяч из бюджета субъекта Российской Федерации и при софинсировании сто тысяч рублей.

Второе условие, наличие у участников проекта осознания своей избранности, того, что участие в проекте стало признанием определенных заслуг. В дальнейшем, при привлечении новых участников проекта возможен конкурс, как инструмент сохранения общности через осознания привилегии.

Третье условие — наличие богатого содержания совместной деятельности. В данном случае мы предлагаем:

– большой набор современных образовательных технологий: вэб-квест, ТИКО — конструирование, «Водоворот», «Зеркало прогрессивных преобразований», «Дебрифинг», «Конструктор задач», «Марафон предприимчивости», «Лэпбук», «Альманах»;

– тьюторское сопровождение создания собственных электронных образовательных ресурсов, использования социальных сервисов (Рlaycast, Slide Share, Рrezi.com, DVD Photo Slideshow Professional, YouTube и др.) и интерактивных ресурсов сети Интернет («облако слов», Image chef, Master-test, Google и др.);

– освоение современных инструментов для ведения проектной деятельности.

В конечном итоге в ходе реализации проекта мы привлекли к участию школы Великого Новгорода, ряд школ Валдайского района Новгородской области, ряд школ из Владимирской области, пять школ Новосибирской области, ряд школ из Краснодара, Перми, Екатеринбурга. Со всеми этими школами было налажено активное взаимодействие, заключены договора сетевого сотрудничества, определены и получают заработную плату (пусть и небольшую) кураторы проекта, из числа активных участников проекта. Прежде всего, наш проект нацелен на учителей, увлеченных идеей сохранения здоровья обучающихся, среди которых мы уже имели сторонников из числа педагогов школ-партнеров. Кроме этих школ в проект удалось привлечь несколько школ, которые стали ассоциативными членами нашего сообщества.

В ходе реализации проекта, в соответствии с соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации, Правительством Новгородской области и школой:

– создан видеоролик о результатах инновационной деятельности образовательной организации в рамках мероприятия 2.3. Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.;

– проведение трех обучающих вебинаров для разных целевых групп «Создание веб-квеста по предмету — как средства достижения метапредметных результатов», вебинар «Использование современных технологий при организации творческой и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности» и вебинар «Повышение качества образовательного процесса в начальной школе с использованием новых дидактических средств — конструктор — ТИКО»;

– десять учителей школы (43 %) освоили методику преподавания по семи межпредметным технологиям и стали реализовывать их в образовательном процессе;

– проведен конкурс методических разработок с использованием метапредметных образовательных технологий. Представленный опыт учителей по использованию метапредметных технологий стал также показателем результативности проекта в части освоения метапредметных технологий учителями школ-партнеров;

– в ходе проведения конкурса осуществлялось индивидуальное консультирование участников, результатом стало создание сообщества учителей, носителей современных образовательных технологий и способных к их усвоение, эффективному использованию и тиражированию;

– произошло обобщение и тиражирование опыта работы сетевого сообщества.

На наш взгляд, одним из основных эффектов реализации проекта стало еже и повышение профессионализма работников школы, которые смогли в короткие скоки эффективно наладить сетевое взаимодействие.

Литература:

  1. Анисимов О. С. Развитие. Моделирование. Технологии. Калуга: «И. М. У».. 1996. 92 с.
  2. Васильев В. П. Методологические проблемы создания педагогической технологии: Ученые записки института непрерывного педагогического образования. — Выпуск 4: в 2-х кн. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — Кн. 2. С. 60–64.
  3. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Немовой. М.:АПК и ПРО 2004.
  4. Поташник М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2011.
  5. Технология сетевого взаимодействия и фрайдрейзинга региональных ресурсных центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально-ориентированных НКО. Методические рекомендации. М.: АНО «Научно-методический центр «Школа нового поколения» 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, сетевое сообщество школ, педагогическая технология, педагогический опыт, ряд школ, школа, базовая школа, Великий Новгород, Новгородская область, Российская Федерация.

Похожие статьи

Сравнительный анализ образовательных систем мира

сетевое сообщество школ, образовательный процесс, школа, ряд школ, педагогический опыт, педагогическая технология, Российская Федерация, Новгородская область, Великий Новгород, базовая школа.

Сетевые технологии для организации образовательного...

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине...

С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе. Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации...

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования.

Современные педагогические технологии в начальной школе

Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и...

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Применение образовательных технологий в учебном процессе. Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов

3. Концептуальная основа педагогической технологии.

Инновационная практика управления общеобразовательной...

развития сельской школы», выступления в педагогических сообществах, публикации в педагогических сборниках.

Управление качеством образовательного процесса в школе... Между тем в области управления качеством образования в высшей школе сохраняется ряд...

Система образования в контексте образовательной реформы...

вечерняя школа, школа, Российская Федерация, работающая молодежь, образовательное учреждение, образовательный процесс, время, Ростовская область, ряд регионов, трудовая пенсия.

Трудности реализации новых педагогических технологий...

Материально-техническая оснащённость школ равным образом не даёт возможности для претворения в жизнь новых педагогических технологий ФГОС. Особенно остро эти проблемы стоят в сельских школах.

Похожие статьи

Сравнительный анализ образовательных систем мира

сетевое сообщество школ, образовательный процесс, школа, ряд школ, педагогический опыт, педагогическая технология, Российская Федерация, Новгородская область, Великий Новгород, базовая школа.

Сетевые технологии для организации образовательного...

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине...

С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в школе. Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации...

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационная педагогическая технология, педагогическое сообщество, уровень образования.

Современные педагогические технологии в начальной школе

Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и...

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Применение образовательных технологий в учебном процессе. Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов

3. Концептуальная основа педагогической технологии.

Инновационная практика управления общеобразовательной...

развития сельской школы», выступления в педагогических сообществах, публикации в педагогических сборниках.

Управление качеством образовательного процесса в школе... Между тем в области управления качеством образования в высшей школе сохраняется ряд...

Система образования в контексте образовательной реформы...

вечерняя школа, школа, Российская Федерация, работающая молодежь, образовательное учреждение, образовательный процесс, время, Ростовская область, ряд регионов, трудовая пенсия.

Трудности реализации новых педагогических технологий...

Материально-техническая оснащённость школ равным образом не даёт возможности для претворения в жизнь новых педагогических технологий ФГОС. Особенно остро эти проблемы стоят в сельских школах.