Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева, А. Н. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности / А. Н. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10543/ (дата обращения: 27.04.2024).



С середины 80-х годов ХХ века антропоцентрический принцип становится одним из ведущих при определении особенностей языкового образования как процесса. Это означает смещение акцентов с преподавательской деятельности на деятельность студента в процессе иноязычной подготовки.

Таким образом, в современной лингвистике в центре внимания оказывается не только язык в неразрывном единстве его формы и субстанции, но и более высокое единство — единство языка и человека, действующего в реальном мире, мыслящего и познающего, общающегося с себе подобными.

Относительно языкового образования это означает, что на первый план выходит концепт языковой личности, вторичной языковой личности как цели обучения/овладения иностранным языком [1]. Следовательно, развитие способности и готовности к автономному и осознанному изучению языка и освоению иноязычной культуры должно быть приоритетной задачей современного языкового образования.

Достижение автономии означает желание и способность студента взять на себя управление своей деятельностью по овладению изучаемым языком — студент решает, что он хочет изучать и как он хочет изучать это, и берет на себя ответственность за принятие данных решений, равно как и за их выполнение. Уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранного языка рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.

Коммуникативно-когнитивная автономия в обучении иностранному языку рассматривается как коммуникативная и психологическая готовность и способность личности к овладению иностранным языком, планированию и осуществлению своей иноязычной деятельности, принятию решений, осознанию ответственности, рефлексивной оценке и анализу учебной или аутентичной ситуации иноязычной коммуникативной деятельности.

Анализ педагогической и методической литературы показывает, что соотнесенность понятий «самостоятельность» и «автономия» в процессе обучения иностранному языку можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. Если «самостоятельность» понимать как характеристику личности, включающую в себя совокупность умений и навыков, способность обучающегося без непосредственной помощи осуществлять определенную деятельность и личностные качества, проявляемые при осуществлении данной деятельности, тогда следует рассматривать автономию и самостоятельность как тождественные понятия.
  1. Если же «самостоятельность» рассматривать как качество личности обучающегося, способствующее его самореализации и саморазвитию и базирующееся на врожденном стремлении личности к самостоятельности в поведении, тогда «самостоятельность» рассматривается как психологическая почва для развития автономии.

В рамках статьи мы рассматриваем самостоятельность как основу для развития автономии. Главный признак автономии в изучении иностранного языка — самостоятельный, инициированный выход студентов за рамки строго заданного учебного контекста. В нашей статье мы рассматриваем автономию как высший уровень развития самостоятельности субъекта деятельности, предполагающий осознанное, ответственное проявление творческой инициативности в выполняемой деятельности.

Среди характеристик студентов, проявляющих автономию в устной коммуникативно-когнитивной деятельности О. В. Путистина [4] выделяет следующие: готовность и способность инициировать и самостоятельно развивать ситуации общения и осуществлять выход за рамки заданных ситуаций, управлять своей учебной и иноязычной деятельностью, адаптироваться к изменяющимся коммуникативным потребностям на иностранном языке и профессиональным требованиям, стремление самостоятельно получать информацию на иностранном языке из различных источников, владение приемами самостоятельной организации практики в общении на иностранном языке в личных и профессиональных целях и др.

Развитие автономии предполагает, с одной стороны, предоставление студентам большей свободы выбора действий в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, с другой стороны. Вовлечение студентов в речевое взаимодействие и сотрудничество, и, соответственно, создание специальной учебной среды.

Поскольку овладение иностранным языком происходит в ситуации, непосредственно связанной с решением речемыслительных задач, в процессе активного, полифункционального и когнитивно сложного общения необходимо предоставлять студентам возможность самостоятельно мыслить и решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы студенты акцентировали свое внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей [5].

Таким образом, перенос акцента в преподавании иностранных языков с различного рода упражнений на активную самостоятельную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами является необходимым условием для продуктивной учебно-профессиональной деятельности студента и развития обобщенных когнитивных умений. Одним из путей решения данного вопроса по нашему мнению является использование личностно-ориентированных технологий продуктивного обучения, которые реально создают условия для самостоятельного управления данным процессом со стороны обучающегося и реализации его креативных (когнитивных) способностей. К таким технологиям мы относим следующие.

Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения.

Проблемно-поисковая технология предполагает создание речевых ситуаций, в которых студентам необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого языка.

Игровая технология включает такие методические приемы, которые используют элементы игры, что обеспечивает личностную вовлеченность студента и повышает мотивацию.

Проектная технология основана на совместном выполнении проектных заданий, связанных с изучением языка и культуры и функциональным использованием изучаемого языка.

Применительно к самостоятельной работе по изучению иностранного языка ведущими технологиями являются на сегодняшний день проблемно-поисковая и метод проектов [2]. Применение данных технологий в процессе преподавания языка предполагают поэтапность формирования коммуникативно-когнитивной автономии и влечет за собой развитие таких обобщенных когнитивных умений как: организационные, информационно-поисковые, интеллектуальные, коммуникативные, умения рефлексивной саморегуляции др.

По мнению М. М. Пантюшиной [3] высокая когнитивная сложность общения на иностранном языке является сегодня важнейшей репутационной и имиджевой характеристикой современного делового человека, так как именно лица с высокой когнитивной сложностью способны более эффективно использовать уже имеющуюся информацию и усваивать новую. Они способны к более четкому восприятию и категоризации, легче разбираются в противоречивой информации и демонстрируют более высокую креативность.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 336 с.
  2. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. — М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  1. Пантюшина М. М. Повышение когнитивной сложности общения в процессе обучения иностранному языку: авт. реферат дисс. кан. пед. наук // 13.00.05. — М.: 2007. — 20 с.
  2. Путистина О. В. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку через использование интерактивных форм работы: авт. реферат дисс. пед. наук // 13.00.08 — Петрозаводск. — 2008. — 25 с.
  3. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — Спб. «Питер», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Похожие статьи

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи...

В коммуникативной парадигме язык и его анализ связывают с овладением речевой деятельностью, в когнитивной — с когницией, то есть с познанием и сопутствующими ему процессами.

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная...

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента... иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции... иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку. Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция...

внеурочная деятельность, иностранный язык, языковая компетенция, английский язык, язык, общее образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, речевое общение, коммуникативная...

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Использованию инновационных и когнитивных технологий...

Процесс обучения иностранному языку в контексте когнитивной теории трактуется как взаимодействие между человеком и миром, отраженным в языке.

Основной акцент делается на обучении учащихся общаться на изучаемом языке, на развитие коммуникации.

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения...

иностранный язык, слово, студент, ученик, термин, работа, звание, начинающий преподаватель, Оксфорд, Кембридж, Великобритания, межкультурная коммуникация, когнитивная лингвистика, английский язык, школа.

Похожие статьи

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи...

В коммуникативной парадигме язык и его анализ связывают с овладением речевой деятельностью, в когнитивной — с когницией, то есть с познанием и сопутствующими ему процессами.

иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная...

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента... иностранный язык, развитие автономии, высокая когнитивная сложность, иноязычная деятельность, коммуникативно-когнитивная автономия, студент, язык, языковое образование.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции... иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку. Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция...

внеурочная деятельность, иностранный язык, языковая компетенция, английский язык, язык, общее образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, речевое общение, коммуникативная...

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности...

Использованию инновационных и когнитивных технологий...

Процесс обучения иностранному языку в контексте когнитивной теории трактуется как взаимодействие между человеком и миром, отраженным в языке.

Основной акцент делается на обучении учащихся общаться на изучаемом языке, на развитие коммуникации.

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения...

иностранный язык, слово, студент, ученик, термин, работа, звание, начинающий преподаватель, Оксфорд, Кембридж, Великобритания, межкультурная коммуникация, когнитивная лингвистика, английский язык, школа.