Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марьина, О. В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций / О. В. Марьина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/923/ (дата обращения: 06.05.2024).

«Под влиянием техники наше

общество и мировосприятие

теряют человечность»

Burszta W. J.

Современный мир уже невозможно представить без интернета – он прочно вошел в повседневную человеческую жизнь. Можно привести положительные стороны интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека: познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение экспертного мнения); коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое общение); потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений: рекреации (игры, досуг, увлечения); аффилиации (новые знакомства, сотрудничество, поиск единомышленников, сопричастность к группе, партнерство).

Виртуальные взаимодействия выступают и как способ провести время и как способ осуществить за более короткое время множество межличностных контактов, что отражает реалии «скоростного века», в котором мы живем. Вместе с тем современная практика интернет общения в молодежной среде вскрывает наличие неблагоприятных факторов как в физическом, так и психическом отношении.

Важнейшей областью исследования в микросоциологии стало изучение особенностей развития личности и процесса коммуникаций в условиях опосредования основных видов деятельности человека через новые информационные технологии [4]. В этом направлении интерес представляет вопрос: «Как влияет использование информационно-коммуникативных технологий на личность?» Таким образом, актуальными становятся исследования, проводимые с целью изучения влияния интернет-взаимодействий на здоровье человека. Вместе с тем интерес представляет поиск ответа на вопрос: «Какое влияние оказывают виртуальные взаимодействия на социализацию молодежи?»

Результаты проведенных исследований в данной области доказывают, что Интернет-общение воздействует на здоровье человека как в физическом, так и в психическом отношении. В связи с этим наука рассматривает факторы, угрожающие нервно-психическому здоровью при виртуальных взаимодействий человека [4].

Известно, что любая чрезмерная увлеченность человека чревата неблагоприятными воздействиями на его здоровье: это может выражаться от элементарного переутомления до появления зависимости. Избыточное применение информационных технологий может привести к таким отрицательным эффектам, как информационные перегрузки, технострессы, игровая и Интернет-зависимость, идентификация себя с кибер-персонажем, стремление к экстапизму. Таковы наиболее типичные проявления патологичного использования Сети [4].

Исследования, проведенные в разных странах показывают, что уже к печально известным человечеству зависимостям, таким как: алкогольная, наркотическая, сегодня прибавилась еще одна очень серьезная проблема: интернет-зависимость. По мнению психолога Войскунского А. Е., рассмотревшего психологические особенности деятельности человека в интернет-среде, в силу технических особенностей информационные технологии способны обеспечивать широкие возможности активного взаимодействия на сознание и подсознание индивида, на его психофизиологическое и физиологическое состояние [2]. В первую очередь, подобным воздействиям подвержены наиболее незащищенные в психологическом плане социальные слои населения, в частности, дети и подростки.

Обобщая десятилетний опыт работы в Центре психолого-педагогической помощи населению, могу полагать, что проблема возникновения у подростков и молодежи виртуальных девиаций (игровая и интернет-зависимость уже часто встречающаяся проблематика по которой родители и родственники обращаются к психологам. Проблема игровой зависимости в Центре отслеживается документально с 2006 г. Так в 2006 г. по данной проблеме зафиксировано 10 обращений, в 2007 г. – 9 обращений, в 2009 г. – 13 обращений и в 2010 г. – 8 обращений. Возрастные границы обратившихся по данной проблеме: с 17до18 лет - 11 человек, до 30 лет – 5 человек, от 30 лет 23 человека. При этом, следует отметить, что в запущенных случаях люди, имеющие виртуальные девиации больше нуждаются в психотерапевтической помощи: они страдают сами и подвергают неприятностям свое социальное окружение (родственников, друзей). Такого рода зависимость накладывает на человека своеобразный отпечаток, выражающейся в потере интереса к другим сторонам жизни (деловым, дружеским и любовным отношениям) снижению волевых качеств, духовной бедности. Наблюдаются нарушения межличностных отношений с ближайшим окружением, происходит кардинальная перестройка ориентаций личности с реального мира на виртуальный. Все эти многогранные проявления игровой и Интернет-зависимости, воздейстуя на человека, представляют серьезную угрозу его здоровью.

Таким образом, одной из современных проблем, угрожающих нервно-психическому здоровью человека обозначена интернет-зависимость - сегодня превратившаяся в серьезную общественную проблему, требующей проведения специального изучения.

Исследования подтверждают, что часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социальные институты, организовывать семейные союзы и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность». С точки зрения выявления факторов, угрожающих здоровью пользователя и способов защиты от нежелательных воздействий особую важность приобретает проведение исследований, позволяющих выявить влияние интернет-общения на здоровье пользователя как в физическом, так и психическом отношении.

Опыт и наблюдения показывают, что попаданию человека в интернет-зависимость часто сопутствует явление депривации. Следует отметить, что под депривацией понимается процесс лишения индивида основных жизненных потребностей; недостаточное удовлетворение потребностей; бедность [3]. В соц. энциклопедии под депривацией называют состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Таким образом, депривация представлена как ограничение, лишение человека чего-либо, возникающее в таких жизненных ситуациях, когда затрудняется удовлетворение некоторых его потребностей в достаточной мере или в течение длительного времени.

Печален тот факт, что у людей, длительно и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, развивается психосоциальная депривация, которая может привести к приступам панического страха, общей депрессии и даже к суицидальным попыткам. Исследования показывают, что «игровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности» [4].

При этом особой опасностью развития компьютерных игр стало распространение новой психологической зависимости – компьютерной игровой зависимости. О масштабах этого явления свидетельствует тот факт, что о 6 до 10% из 189 миллионов интернет-пользователей США страдают от нее. Американская медицинская ассоциация намеревается включить страсть к этим играм в список официально диагностируемых заболеваний. Врачи предлагают включить зависимость от компьютерных игр в «Диагностическое или статистическое руководство по умственным расстройствам»[7]. В 2004 г. в Пекине открылась специализированная клиника для лечения такого рода расстройств. По исследованиям Ланде Д.В., Литвин А.Б. в Голландии, США активно действуют похожие учреждения, в России, Украине, Белоруссии зависимость от компьютерных игр не внесена в перечень психических расстройств, поэтому пока нет специализированных клиник, занимающихся игровой зависимостью [5].

Интернет, вытесняя привычные инструменты общения, заменяет их новыми, что приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Интернет общение не исключает, не подменяет и не отменяет традиционные виды общения, однако оно специфично по форме, имеет свои цели, приемы и средства. Несмотря на получение бесценного опыта межличностного общения с новыми людьми, поддержание интернет-общения с несколькими получателями приводит к поверхностным связям с коммуникаторами. Кроме этого негативными последствиями неограниченной доступности контактов являются информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение.

Как показывают исследования социологов, психологов и медков, среди людей, выявленных как неумело и патологичным образом использующих интернет, нередко встречаются индивиды, страдающие разного рода сексуальными расстройствами, испытывающие навязчивые мысли, чувство страха и одиночества. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии рассматриваются с точки зрения противоречивости социальных последствий их глобального и повсеместного распространения.

Из выше обозначенной проблемы, угрожающей нервно-психическому здоровью человека при чрезмерной увлеченности виртуальными взаимодействиями (Интернет-зависимости) вытекает и педагогическая проблема – интолерантное поведение, которое в настоящее время часто наблюдается в информационном пространстве интернет-общения подростков и молодежи.

В этом направлении исследования показывают, что многие контакты в современном безличном городском пространстве начинаются с ненавязчивого общения, которое на последующих стадиях знакомств, незаметно превращаются в назойливые действия. Далее начинается процесс анонимного или явного преследования, когда для получения сведений о партнере по коммуникации требуются новые источники добычи информации, необходимой для продолжения и развития социальных и личных отношений в виртуальном или оффлайновом мире.

Такие действия обозначают еще одно проявление психосоциальной депривации – социально-психологическое преследование.

По мнению Джонсона Дж. М. определение преследования обычно состоит из трех элементов: «во-первых, это форма поведения, которая является нежелательным для одного из индивидов вторжением; во-вторых, это явная или скрытая угроза, которая сообщается этим поведенческим типом вторжения; в третьих, в результате вторжения индивид, которому угрожают, испытывает обоснованный страх [6]. Чтобы больше узнать о другом человеке, повлиять на его действия, получить скрытые и тайные сведения о нем, преследователь подключает богатые на подобного рода информацию Интернет-источники. Он наблюдает за поведением преследующейся личности в сети, вскрывает электронные почтовые ящики для просмотра его переписки, посылает анонимные сообщения на страницы в социальных сетях.

Более серьезные формы социально-психологического преследования включают публичную клевету, распространение ложной информации на форумах, прямые угрозы через формы Интернет-общения. Все эти обстоятельства вызывают необходимость адекватной правовой защиты человека от неправомерного использования персонифицированной информации.

Но это только одна сторона решения данной проблемы. Опыт работы в подростково-молодежной аудитории показывает, какое неоценимое значение имеет проведение профилактической работы по предупреждению развития вышеперечисленных видов психосоциальной депривации: таких, как игровая, Интертет-зависимость и поведение, содержащее социально-психологическое преследование.

Можно предположить, что развитие деструктивных форм при интернет - общении в молодежной среде, вплоть до появления социально-психологического преследования обусловлено множественными причинами. Это и деформация личностной сферы, появляющаяся при чрезмерных информационных перегрузках у личности - следствие перенесенного нервно-психического напряжения и неразрешенных внутри и межличностных конфликтах; это и недостатки семейного, общественного и самовоспитания, не обеспечившие гармоничного личностного развития.

Поэтому, на данном этапе развития современного информационного общества актуальной задачей становится проведение профилактической работы в молодежной среде через систему мероприятий, обеспечивающий их личностный рост (проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста, тренингов уверенности в себе и т.п.; форумов), таких мероприятий, которые обеспечивают открытый доверительный диалог с молодежью. Кроме того, параллельно необходимо проведение разъяснительной работы о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет-общения, объяснения путей возникновения зависимости. При этом одной из важных задач социума на современном этапе является проведение системного мониторинга, позволяющего отследить изменения в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи. Особенное значение эта работа приобретает в условиях проживания на Крайнем севере, поскольку изменения здоровья физического, психического и нравственного имеют далеко идущие последствия: нарушения репродуктивного здоровья, а значит и здоровья будущих поколений.2 Показ молодежи преимуществ ведения здорового образа жизни возможно через популяризацию этих идей в СМИ, внедрение в процесс обучения: школьного и профессионального целенаправленных мероприятий, обеспечивающих профилактику интернет-зависимости молодежи при виртуальных взаимодействиях. Это не только путь сбережения здоровья поколений, но и решение проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде.

Последнее возможно преодолеть совместными усилиями специалистов разных сфер: медицинской, психолого-педагогической, правоохранительной (МВД России и ФСБ), выражающейся в системных профилактических мероприятиях проводимых специалистами выше обозначенных сфер.

2 с этой целью в 2011 г. в нашем городе (г. Ноябрьск, ЯНАО) открылся Центр здоровья детей 9до 18 лет).

Таким образом, профилактика интернет-зависимости молодежи возможно через создание психолого-педагогических условий для разделения правовой ответственности молодежи и информирование их о последствиях Интернет-зависимости для личного здоровья и здоровья людей в социальном окружении, а также посредством проведения профилактических мероприятий по укреплению нравственно-психического здоровья. Это является первоочередной задачей общественных и государственных организаций при построении эгалитарного диалога с молодежью.


Литература:
  1. Burszta W. J., Kuligowski W. Dlaczego kosciotrup nie wstage. Ponowoczesne pegzaze kultury. Warszawa: Wydawnictwo Sic!, 1999.

  2. Воискунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде //тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12-14 авпреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. С. 240-245. Доступно в Интернете: http// www.spychology. Ru/ internet/ ecology/01. Stm

  3. Землянова Л.М.Коммуникативистика и средства информации//Англо-руский толковый словарь концепций и терминов. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004

  4. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий Журнал Социос, № 2010, стр. 70-79.

  5. Ландэ Д.В., Литвин А.Б. Феномены современных информационных потоков//Сети и бизнес. 2001, № 1. С. 14-21. Доступно в интернете:http://dwl. visti. net art/content/

  6. Джонсон Дж. М. Процесс преследования//Социологические исследования. Сборник научных трудов. Луганск: С национаьный университет имени Владимира Даля. 2008, № 7, с. 153-176 (перевод выполнен по изданию: Johnsn John M Stalking process in Kotarba//Josehp A Johnonson John M Hjstmodern existential sociology Walnut Creek, CA AlmtaMira Press 2002).

  7. Американцам бyдут ставить диагноз «компьютерная зависимость» // Новости. 15 июня 2007 г. См.: http//podrobnosti. Ua/health/2007/06/15/432760. html

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, игровая зависимость, проведение, психическое отношение, социально-психологическое преследование, здоровье пользователя, личностный рост, нервно-психическое здоровье человека, профилактическая работа, социальное окружение.

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык, учебная...

Социально-педагогическая профилактика компьютерной...

Это обусловлено стремительным распространением компьютерной зависимости в молодёжной среде, социальным запросом общества на содействие семье, личности в оказании специальной профилактической помощи и тем технологическим арсеналом...

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов...

Последняя стадия Интернет-зависимости — это социальная дезадаптация. Люди перестают получать удовольствие от общения в сети, но

В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как психическое расстройство, навязчивое желание...

Особенности психологического здоровья подростков...

1. активная, деятельная жизнь; 2. здоровье (физическое и психическое здоровье); 3. интересная работа; 4. красота природы и искусства; 5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6. материально-обеспеченная жизнь...

Особенности организации профилактики аддиктивного поведения...

зависимое поведение, психическое состояние, зависимая форма поведения, здоровый образ жизни, зависимость, метод профилактики, профилактическая работа, образовательная среда...

Профилактика интернет-зависимого поведения как одно из...

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, здоровый образ жизни, интернет-зависимость, отношение к здоровью.

И это еще не все отрицательные изменения в психическом и физическом здоровье человека.

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости...

Особенности пользователей сети интернет и социальных сетей, в частности, посвящены работы многих исследователей.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков. Среди отечественных исследователей следует обозначить работы А. Л. Венгер, Ю...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

зависимое поведение, психическое состояние, зависимая форма поведения, здоровый образ жизни, зависимость, метод профилактики, профилактическая работа, образовательная среда...

Психологическая профилактика аддиктивного поведения...

Главным агентом первичной профилактической деятельности должны выступать учитель, социальный педагог, психолог.

В таком случае подросток является не пассивным наблюдателем, а активно заинтересованным в собственном здоровье и психическом...

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык, учебная...

Социально-педагогическая профилактика компьютерной...

Это обусловлено стремительным распространением компьютерной зависимости в молодёжной среде, социальным запросом общества на содействие семье, личности в оказании специальной профилактической помощи и тем технологическим арсеналом...

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов...

Последняя стадия Интернет-зависимости — это социальная дезадаптация. Люди перестают получать удовольствие от общения в сети, но

В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как психическое расстройство, навязчивое желание...

Особенности психологического здоровья подростков...

1. активная, деятельная жизнь; 2. здоровье (физическое и психическое здоровье); 3. интересная работа; 4. красота природы и искусства; 5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6. материально-обеспеченная жизнь...

Особенности организации профилактики аддиктивного поведения...

зависимое поведение, психическое состояние, зависимая форма поведения, здоровый образ жизни, зависимость, метод профилактики, профилактическая работа, образовательная среда...

Профилактика интернет-зависимого поведения как одно из...

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, здоровый образ жизни, интернет-зависимость, отношение к здоровью.

И это еще не все отрицательные изменения в психическом и физическом здоровье человека.

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости...

Особенности пользователей сети интернет и социальных сетей, в частности, посвящены работы многих исследователей.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков. Среди отечественных исследователей следует обозначить работы А. Л. Венгер, Ю...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

зависимое поведение, психическое состояние, зависимая форма поведения, здоровый образ жизни, зависимость, метод профилактики, профилактическая работа, образовательная среда...

Психологическая профилактика аддиктивного поведения...

Главным агентом первичной профилактической деятельности должны выступать учитель, социальный педагог, психолог.

В таком случае подросток является не пассивным наблюдателем, а активно заинтересованным в собственном здоровье и психическом...