Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 31.01.2016

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Абушаева, З. М. Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования / З. М. Абушаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9672/ (дата обращения: 29.04.2024).



 

В статье рассматриваются основные этапы работы обучения грамоте в условия билингвального образования. Выделяются и описываются характерные особенности преподавания неродного (татарского) языка. Автором предложены различные формы и приемы обучения, используемые на уроках.

Ключевые слова: билингвальное образование, обучение грамоте, фонетическая зарядка, работа над лексикой, артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка, техника чтения.

 

Язык является средством выражения мысли. Познания окружающего мира и, что особенно важно, средством коммуникации. Поэтому в полилингвальном обществе знание двух и более языков способствует всестороннему развитию личности. О билингвальном образовании ведутся дискуссии между политиками, теоретиками, учеными, философами. В них включаются также родители и учителя. Специалисты в области образования во всем мире все больше задаются вопросом: как обучать школьников языку, который не является для них родным? Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий, связанных с включением в деятельность практически всех сенсорных систем и всех структур мозга (А. Р. Лурия 1950).

Обучение грамоте — особый этап школьной учёбы ребёнка, т. к. является стартовым этапом в овладении всех школьных знаний. Во время обучения грамоте ребёнок не только учится элементарному чтению и письму, но и входит в новую сферу жизни, у него закладывается прочный фундамент для успешного овладения всеми другими учебными предметами, для полноценной школьной жизни, для успешной адаптации и социализации в дальнейшем. В ходе обучения грамоте татарского (неродного) языка решается значительное число серьёзных и глубоких по своим воспитательным и образовательным последствиям задач, главная из которых для детей — билингвов в школе — изучение родного и татарского языков. Мне хотелось поделиться опытом работы обучения грамоте татарского (неродного) языка.

Значимым направлением изучения татарского (неродного)языка в классах с русскоязычной аудиторией- работа над лексикой. Ограниченность словарного запаса приводит к трудностям в усвоении языка. Для усвоения системы лингвистических понятий ребенку необходим определенный словарный запас. Детей можно знакомить со значениями слов, используя натуральную или предметную наглядность. Можно показывать предметы, действия или признаки, называемые словом.

При планировании уроков обучения грамоте татарского языка в русской школе следует особо выделить обучение правильному литературному произношению, практическому усвоению языкового материала. Обучение правильному произношению имело и имеет основополагающее значение, как для формирования орфоэпической культуры, так и для повышения орфографической грамотности учащихся. С первых уроков начинаю работать над формированием правильного произношения и развития речи, используя разные формы и приёмы:

артикуляционная гимнастика для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе;

фонетическая зарядка специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, направлено на слуховое восприятие определённого звука и на его произношение по образцу, на дифференцирование на слух и при произношении звуков (н-р: скороговорки), т. к. основная задача обучения русскоязычных детей татарскому языку — выработка у детей фонематического слуха;

создание речевых ситуаций для практического усвоения языкового материала (диалоги, ролевые и дидактические игры), активизирования лексического запаса детей;

знакомство с устным народным творчеством, детской литературой для использования их в качестве образца татарского произношения (пословицы, поговорки, загадки, песенки, сказки, стихи, рассказы) и расширения словарного запаса детей.

При обучении грамоте и русского, и татарского (неродного) языков помогают игры, игровые упражнения на уроке. Создание речевой ситуации, организация диалогов способствуют развитию речи, снятию психологического напряжения на уроке.

Очень часто грамматика русского и татарского языков не совпадают, возникает противоречия у детей, проблема в усвоении знаний. Дети путают грамматическиепонятия двух языков. Необходимо каждый раз акцентировать внимание детей на сходствах и различиях грамматического строя русского и татарского языков. На уроках часто использую игру «Переводчики», котораянравится детям. В игре обращается внимание на литературный перевод, а не дословный, при этом отрабатывается практическое усвоение правил, норм, понятий языков; обогащается словарный запас.

Для отработки техники чтения на каждом уроке использую 5 — минутное чтение, использую разныевиды работы над текстом, которые помогают отработать технику чтения.

На уроках татарского языка провожу на каждом уроке 5 — минутные словарные диктанты, которые помогают отработать навыки и повысить грамотность письма детей. Кроме этого дополнительную работу по обучению русскоязычных детей татарскому фронтально и индивидуально помогают проводить рабочие тетради, входящие в УМК, с большим разнообразием заданий для упражнения. Использование ИКТ на уроке позволяют экономно и с большей эффективностью использовать время урока, повысить познавательную активность детей.

Таким образом, выбирая тот или иной УМК по татарскому языку, готовясь к уроку с детьми, для которых татарский язык неродной, учителю нужно быть очень внимательным и думать, прежде всего о детях — будет ли им понятен материал урока, научатся они грамотно писать и говорить, или станет непосильным, трудным, вызывающим отторжение, отвращение к изучению языка; исходить из тех дидактических требований, которые никто не отменял и лучше которых никто не придумал.

И в заключение, хотелось бы выделить ряд факторов, оказывающих влияние на татарскую речь учащихся. К ним, в частности, относится: уровень владения татарским (неродным) языком родителей, общение в семейно-бытовой сфере, и конечно же отношение родителей и детей к татарскому языку. Если родители проявляют интерес к татарскому(неродному) языку, то и дети хотят в совершенстве овладеть им.

 

Литература:

 

  1.    Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста — М.: Астрель, 2005. — 128.
  2.    Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1991. — 450.
  3.    Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950–132.
  4.    Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта. — Новгород, 1999.
  5.    Салимова Д. А., Тимерханов А. А. Двуязычие и перевод: теория и опыт исследования.- М.: Наука: Флинта,2012
Основные термины (генерируются автоматически): татарский язык, язык, ребенок, грамота, урок, фонетическая зарядка, артикуляционная гимнастика, правильное произношение, практическое усвоение, языковой материал.

Похожие статьи

Роль фонетической зарядки на уроках английского языка

фонетическая зарядка, иностранный язык, родной язык, английский язык, студент, преподаватель, навык, звук, ход игры, артикуляционная

иностранный язык, фонетическая игра, игра, навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение...

Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи

речевая зарядка, речевая деятельность, Речевая разминка, урок, иностранный язык, Речевая интенция, учащийся, ступень обучения, рабочий контакт, языковой материал.

Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного...

Роль фонетической зарядки на уроках английского языка. фонетическая зарядка, иностранный язык, навык, звук, фонетическая

иностранный язык, фонетическая игра, игра, навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение, начальный этап...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Это приводит к тому, что у ребенка на уроках английского языка не только возникают определенные трудности в артикуляции звуков.

Обучить ребенка правильной артикуляции английских звуков при наличии у него нарушений фонематического слуха практически...

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой материал, практическое усвоение, занятие.

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

фонетическая зарядка, иностранный язык, родной язык, английский язык, студент, преподаватель, навык, звук, ход игры, артикуляционная база. Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Роль фонетической зарядки на уроках английского языка.

Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка. Важность фонетического аспекта при обучении иностранному...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была

Закусив кончик языка, дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо — влево.

Похожие статьи

Роль фонетической зарядки на уроках английского языка

фонетическая зарядка, иностранный язык, родной язык, английский язык, студент, преподаватель, навык, звук, ход игры, артикуляционная

иностранный язык, фонетическая игра, игра, навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение...

Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи

речевая зарядка, речевая деятельность, Речевая разминка, урок, иностранный язык, Речевая интенция, учащийся, ступень обучения, рабочий контакт, языковой материал.

Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного...

Роль фонетической зарядки на уроках английского языка. фонетическая зарядка, иностранный язык, навык, звук, фонетическая

иностранный язык, фонетическая игра, игра, навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение, начальный этап...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Это приводит к тому, что у ребенка на уроках английского языка не только возникают определенные трудности в артикуляции звуков.

Обучить ребенка правильной артикуляции английских звуков при наличии у него нарушений фонематического слуха практически...

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой материал, практическое усвоение, занятие.

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

фонетическая зарядка, иностранный язык, родной язык, английский язык, студент, преподаватель, навык, звук, ход игры, артикуляционная база. Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Роль фонетической зарядки на уроках английского языка.

Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка. Важность фонетического аспекта при обучении иностранному...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была

Закусив кончик языка, дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо — влево.