Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 1068 раз

Библиографическое описание:

Форманюк, М. В. Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9085/ (дата обращения: 06.05.2024).



 

Валеология (название термина происходит от латинского valeo — «быть здоровым» и греческого logos — «учение») — это раздел в педагогике, а также один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо- и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Свою работу с детьми строю на следующих педагогических принципах:

          принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни,

          принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья,

          принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе,

          принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности,

          принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».

          принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.

          принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.

Ни для кого не секрет, что сложившая социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые испытываем за самых беззащитных граждан — наших детей. Задача взрослых, и воспитателей и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, укреплять его здоровье. Валеология, направлена на формирование у детей знаний о своём организме, здоровом образе жизни, умении беречь и сохранять своё здоровье и свой организм.

Именно в детских дошкольных учреждениях педагогами закладывается фундамент формирования представлений о человеке и здоровом образе жизни.

Я поставила перед собой цель — побудить ребёнка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована ухудшением состояния здоровья детей.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. Поэтому я в процесс познания законов природы включила многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволили детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами. Поэтому я объясняла моим воспитанникам, что каждый человек должен думать о своём здоровье, знать своё тело, не вредить своему организму. Для этого мы познакомились с тем, как устроено тело человека, его организм — в доступной форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывала об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной мышечной, пищеварительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств) с привлечением презентаций «Мой Организм», «Моё здоровье» и т. д

Начиная с младшего дошкольного возраста, я показывала малышам, где находятся руки, ноги, голова, туловище. Рассказывала, что в левой части туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить — сердце. Предлагала детям послушать, как оно работает, рассматривали друг друга, находили сходство и различия и т. д. Знакомить детей не только с устройством и работой своего тела, но очень важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать, ритмично ему работать.

Во время проведения режимных моментов обращала внимание детей на его самочувствие, внутреннее ощущение, свидетельствующее, например, о чувстве голода, жажды, усталости, рассказывать о способах устранения дискомфорта (прилечь отдохнуть, поесть, попить воды, и т. д.).

Для формирования здорового образа жизни детям необходимо рассказывала о значении профилактики заболеваний: различных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, о витаминах, различных видах массажа. Мои дети владеют самомассажем для профилактики простудных заболеваний. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, с помощью коротких видео фильмов, показывала, как свежий воздух, вода, солнце помогает при закаливании организма, что происходит с организмом во время массажа.

Начиная с младшего дошкольного возраста формировала навыки личной гигиены. Самое элементарное, учила мыть руки до еды, и после посещения туалета; причёсываться, не чихать и кашлять на окружающих; тщательно пережёвывать пищу. Каждый раз подчёркивала, что всё это необходимо для укрепления здоровья. В старшей группе рассматривали микробы на предметах под микроскопом. Это детей настолько удивило, что мне не надо было больше напоминать о необходимости мыть руки. А беседы с детьми, о том, какое множество микробов «живёт» на руках, под ногтями убедили детей в необходимости не забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

В рамках обсуждения с детьми необходимости профилактики болезней рассказывала о пользе витаминов, их значении для жизни и здоровья человека, взаимосвязи здоровья и питания. Рассказывала о продуктах, которые наиболее полезны организму, особенно растущему; о пользе овощей и фруктов. А конфеты, шоколад, особенно в больших количествах, вредны для здоровья. В итоге провели совместно с родителями развлечение «В гостях у Витаминки»

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления у дошкольников, материал по данной теме предлагала детям с помощью наглядных и практических методов обучения, для чего широко использовала такие как: наблюдение, исследование, самообследование, экспериментирование и собственную продуктивную деятельность. Давала детям большой простор для творчества, поощряла любознательность. Формирование представлений о человеке у дошкольников тесно переплетаются с другими видами образовательной деятельности: развитием речи, изобразительной деятельностью, физической культурой, формированием элементарных математических представлений, музыкальным развитием.

Забота о здоровье детей начинается с организации здорового образа жизни и занятия спортом в семье. Вместе с родителями моих воспитанников мы проводим физкультурные досуги, экскурсии на природу. Для родителей оформила папку-передвижку «Здоровый образ жизни с раннего возраста», провела консультации на темы: о необходимости правильного питания, отдыха, признаках переутомления и другие. На родительских собраниях знакомлю с программным содержанием каждой возрастной группы по разделу физическое развитие и основы безопасности. Только вместе с родителями, на их примере, может быть достигнут результат.

В результате, мои дети регулярно без напоминаний соблюдают культурно-гигиенические навыки, не боятся делать профилактические прививки. Родители моих воспитанников вместе стали активно планировать и проводить отдых в летнее время и выходные дни.

Валеология видит в здоровье главный источник счастья, а обретение здоровья представляет как путь к духовности, восхождение человека от здоровья телесного к здоровью духовному.

Основные термины (генерируются автоматически): Здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, личная гигиена, организм, укрепление здоровья, доступная форма, младший дошкольный возраст, правильное питание, родитель.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей.

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Особенности формирования здорового образа жизни...

Для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Правильное питание — залог здоровья дошкольника. правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего...

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное здоровье, правильное отношение, здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей.

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Особенности формирования здорового образа жизни...

Для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности.