Семьеведение в детском саду как механизм установления доброжелательных взаимоотношений между педагогическим коллективом и родителями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асадуллина, С. В. Семьеведение в детском саду как механизм установления доброжелательных взаимоотношений между педагогическим коллективом и родителями / С. В. Асадуллина, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова, Г. И. Шарапова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8974/ (дата обращения: 06.05.2024).



 

Наиболее значимой общественной ценностью является семья. В сохранении, укреплении и благополучии ее заинтересован как каждый человек, так и государство, общество в целом. Именно в семье ребенок получает первые установки на восприятие мира, культуры. От моральных качеств родителей зависит становление личности ребенка в целом. Первыми педагогами в семье являются родители, именно они обязаны заложить основы нравственного, физического и психического развития, говорится в законе об образовании [4]. Так, Я. А. Коменский подчеркивал важность матери в семейном воспитании, называя материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Ему вторил другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет [2].

Продолжая данную мысль, современная наука располагает множественными фактами о влиянии семейного воспитания на развитие личности ребенка, что зачастую материнский инстинкт выше любого квалифицированного педагога. А. Г. Гогоберидзе считает, что под влиянием любящих взрослых закладываются основы всех сторон развития дошкольника [1]. Таким образом, результат развития личности ребенка будет значительно выше, если два института семьи и образовательной организации будут действовать в одном направлении.

Но полноценная семья немыслима без отцовства и материнства. В наши дни у молодого подрастающего поколения ценность этих понятий отходит на задний план, передавая планку первенства материальной стабильности. Молодые люди зачастую не подготовлены к осознанному родительству. Об этом говорят многочисленные разводы, воспитание детей в неполных семьях. Подтверждая данную мысль, Л. В. Коломийченко и О. А. Воронова пишут [3], что на пороге материнства женщина оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, своих функциях в уходе за ним и общении. Уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать и отец, — это их собственный ребенок.

Для решения данной проблемы в Татарстане одним из первых в Российской Федерации внедряется проект «Семьеведение». Проект нашел воплощение во всех муниципальных районах Республики Татарстан, где наиболее активные в плане поддержки традиционных институтов брака, семьи, родительства, детства городские и сельские школы приступили к учебной или кружковой работе с учащимися старших классов по вопросам семьеведения.

Наше дошкольное образовательное учреждение № 99 «Дулкын» города Набережные Челны не осталось в стороне. Педагоги ДОУ совместно со студентами Набережночелнинского педагогического колледжа разработали и апробировали программу «Семьеведение в детском саду». Целью данной программы стало повышение уровня сформированности представления ребенка о семье и ее истории.

Задачи были сформулированы исходя из требований примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой и программы «Семьеведение для малышей» Л. В. Коломийченко и О. А. Вороново:

  1.      Уточнять представление о функциях мужчины и женщины в семье, понятия семья.
  2.      Развивать умение создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Знать семейные традиции, поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
  3.      Уточнять представления о правах и обязанностях родителей и детей.
  4.      Формировать представление о семейных ценностях, воспитывать уважение к старшему поколению, рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Был разработан перспективный план программы, который включал в себя три направления. Первое — включало в себя работу с детьми: беседы, игры, образовательная деятельность, викторины и развлечения, целью которых было повысить уровень знаний детей по данному вопросу. Второе — предусматривало подготовку и проведение данных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ и студентами колледжа, а так же просветительскую работу в виде мастер-классов, обучающих семинаров по повышению компетентности в вопросе семьеведения. Третье направление основывалось на тесном взаимодействии с родителями воспитанников, т. к. в «Законе об образовании» говорится, что именно родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируя педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Перспективный план программы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план программы «Семьведение в детском саду»

Месяц

Работа с дошкольниками

Работа с педагогами и студентами

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика уровня сформированности знаний о семье

Тренинг «Детско-родительских отношений»

Октябрь

Беседа «Моя счастливая семья»; Дидактическая игра «Мои добрые дела».

Лекция — беседа «Семья и ее особенности»

Семинар «Семейные ценности»

Ноябрь

Беседа «Семейные традиции»; Рассматривание иллюстраций «Национальные традиции».

Круглый стол «Воспитательный потенциал современной семьи»

Мастер-класс «Хобби моей семьи»

Декабрь

Беседа «Права и обязанности родителей и детей»; Дидактическая игра «Мои права и обязанности».

Семинар «Нормативно-правовое обеспечение прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям»

Совместный поход в парк

Январь

Беседа «Тайна моего имени»; Чтение и обсуждение книги Г. Х. Андерсен «Талисман»; Рисование «Я в будущем».

Деловая игра: «Родители и дети»

Фото-коллаж «Самый интересный семейный выходной»

Февраль

Беседа «Папа — это…»; Рисование портрета «Мой папа».

Лекция «Роль отца в воспитании детей»

Фотостенд «Мой папа самый, самый»; Консультация «Роль отца в воспитании детей»

Март

Беседа «Мама — это…»; Изготовление подарка для мамы (бабушки, сестры); Чтение и обсуждение книги М.Скребцовой «Сердце матери».

Тренинг «Женское счастье»

Ярмарка «Фирменное блюдо семьи»

Апрель

Беседа «Старшее поколение»; Составление герба семьи; Рисование награды (ордена, медали).

Ярмарка добрых дел

Газета «Спасибо деду за победу», составление генеалогического древа семьи.

Май

Участие в III Международном фестивале

«Главное в жизни семья»

Июнь

Диагностика уровня сформированности знаний о семье

 

Одним из первых был проведен тренинг «Детско-родительских отношений», целью которого было сблизить родителей, детей и педагогов, настроить их на рабочий лад. Особенно яркими и интересными были мероприятия по проектировке семейного герба, дети и родители дома изучали семейные традиции, находили особенности своей семьи. Родителей настолько увлекла идея изучения своей родословной, что они с энтузиазмом восприняли мероприятие по изготовлению генеалогического дерева. Далее детям предлагалось нарисовать рисунок на тему: «Что значит в моем представлении семья», а родители к этому рисунку должны были написать эссе. В результате данной работы были выделены особенности и ценности каждой семьи, у одних это здоровый образ жизни, у других совместный досуг в выходные дни, у третьих уважение и почет старшего поколения.

Большая работа проводилась с педагогическим коллективом и студентами Набережночелнинского педагогического колледжа, обучающихся по специальности Дошкольное образование. Педагогов готовили к эффективному сотрудничеству с родителями, помогая изучить особенности семьи, нормативно-правовую документацию по правам ребенка и обязанностям взрослых по отношению к ним. Результатом такого трехстороннего сотрудничества стала защита данной программы на III Международном фестивале «Главное в жизни семья», который проходил в городе Набережные Челны в мае 2015 года.

Таким образом, программа «Семьеведение в детском саду» является не только средством расширения знаний дошкольников о ценности семьи, одной из форм взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности, но и механизмом повышения квалификации воспитателей и студентов в работе с родителями.

 

Литература:

 

  1.                Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под. ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  2.                Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  3.                Коломийченко, Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет / Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. –М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
  4.                Об образовании: [федер. закон от 29.12.2012 № 273 (с изменениями и дополнениями на 2013 г.)]. — М.: Эксмо, 2013. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, III, беседа, детский сад, Дошкольное образование, педагогический коллектив, перспективный план программы, родитель, Дидактическая игра.

Похожие статьи

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Встатьепредставлено обобщение педагогического опыта воспитателя и педагога-психолога дошкольного образовательного

Содержание тематической беседы: Родителям детей раннего возраста нередко приходится сталкиваться с их капризами, истериками и упрямством.

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Система сотрудничества педагогического коллектива...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос детей

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Похожие статьи

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Встатьепредставлено обобщение педагогического опыта воспитателя и педагога-психолога дошкольного образовательного

Содержание тематической беседы: Родителям детей раннего возраста нередко приходится сталкиваться с их капризами, истериками и упрямством.

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Система сотрудничества педагогического коллектива...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос детей

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.