Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Левенец, С. С. Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе / С. С. Левенец. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7572/ (дата обращения: 02.05.2024).

Профессиональная ориентационная работа в школе является важной социальной функцией, основная цель которой — подготовка школьников к будущей жизни вне школы. Главная роль в выполнении этой социальной функции отводится педагогу, который должен быть соответствующим образом подготовлен.

Анализ литературы по данной проблеме и анализ собственного педагогического опыта привели нас к выводу о том, что подготовка педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы должна осуществляться на основе концептуального подхода. Концепция (от лат. conceptio — восприятие) — это система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо, общий замысел [1]. Рассмотрение проблемы во всей ее совокупности, а также реализация целей и задач подготовки педагога к профессиональной ориентационной работе с этой же позиции, способны сделать эту подготовку целенаправленной и эффективной. Нами был разработан тематический план в помощь преподавателям средних школ для решения этой проблемы (Приложение № 1).

Концептуальный подход к подготовке педагогов для проведения ими профессиональной ориентационной работы заключается в:

-        рассмотрении проблемы профориентации в школе, ее формы;

-        рассмотрении характеристики деятельности педагогов в процессе профессиональной ориентационной работы;

-        определении путей и средств подготовки педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы в школе;

Сначала необходимо установить исходный уровень готовности педагогов к проведению этой работы, для чего используются следующие шаги:

1.      Выявление минимума теоретических знаний и умений в профессиональной ориентационной работе.

2.      Разработка форм проверки и параметров оценки уровня сформированности выявленных знаний и умений.

Исходный уровень сформированности знаний и специальных умений в профессиональной ориентационной работе у педагогов недостаточно высок. Специальное обучение студентов педагогических высших учебных заведений профессиональной ориентационной работе не проводится.

Некоторые представления у педагогов в данной области имеются из методических совещаний, семинаров, процесса внеклассной работы, средств массовой информации, а также из работы с методической литературой.

В качестве критериев успешности педагога в профессиональной ориентационной деятельности нами была взята за основу методика, предложенная Е. А. Фёдоровой [2], позволяющая выявить с максимальной достоверностью важнейшие показатели деятельности педагога. В соответствии с выбранными нами критериями определяется уровень подготовленности педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы.

Результаты определения заносятся в таблицу

Содержание деятельности педагога

Кол-во баллов

1

Изучение личности учащегося (его способностей, наклонностей, свойств характера, состояния здоровья).

 

2

Знание форм и владение приёмами профессиональной информации.

 

3

Знание основ профессиографии и умение работать с нею.

 

4

Умение проводить методически правильно профессиональные ориентационные уроки.

 

5

Умение проводить профессиональные консультации.

 

6

Умение проводить профессиональную ориентационную работу с родителями.

 

7

Умение проводить совместную работу с профессиональными училищами, лицеями и промышленными предприятиями.

 

8

Умение проводить профессиональную ориентационную работу на гендерной основе.

 

 

Баллы определяются в диапазоне 0–5.

Корректировка подготовленности проводится с учетом результатов диагностирования.

Приложение № 1

Тематический план профессиональной ориентационной работы педагогов в старших классах средней общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Подготовка подрастающего поколения к общественно полезному труду — важнейшая функция учебно-воспитательного процесса в средней школе. Выполнением этой функции школа вносит существенный вклад в формирование человеческого фактора.

Одна из трудностей, переживаемых в настоящее время теорией и практикой трудового воспитания, состоит в противоречии между расширяющимся объемом политехнических знаний и умений и слабой разработанностью адекватных этим знаниям и умениям форм и методов профессиональной ориентационной работы.

Важной проблемой трудового воспитания является непрестижность рабочих профессий, неуважительное отношение к труду рабочего, непопулярность среди школьников учебы в профессиональных училищах, лицеях.

Профессиональная ориентационная работа в школе, проводимая бессистемно от случая к случаю, не решает проблемы. Педагоги, не получившие в вузах специальной подготовки к профессиональной ориентационной работе, не всегда имеют о ней полное представление. Требуется специально организованная система профессиональной ориентационной работы в школе, соединенная с участием в ней специально подготовленных педагогов, и только тогда эта работа может быть эффективной.

Целью данного тематического плана является подготовка учителей-предметников и классных руководителей к проведению профессиональной ориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы.

Задачи:

-        раскрыть сущность профессиональной ориентационной работы в средней школе;

-        познакомить педагогов с формами и методами профессиональной ориентационной работы, стимулировать их к её выполнению;

-        показать роль непрерывного профессионального образования в системе: средняя общеобразовательная школа — начальное профессиональное образование.

Содержание плана рассчитано на 15 часов.

Содержание работы, цели

Форма работы

Кол. час.

Вид контроля

Исполнители

1

Цели и задачи профориентационной работы в школе.

Доклад на педсовете

2

«Круглый стол»

Директор школы

2

Изучение способностей и наклонностей учащихся как основа профессиональной ориентации

Доклад на педсовете

1

Обсуждение, тестирование

Психолог школы

3

Анализ состояния здоровья учащихся старших классов как составляющая их профессионального самоопределения.

Выступление на педсовете

1

 

Школьный врач

4

Пути реализации гендерного подхода в профориентационной работе.

Доклад на педсовете

2

Анкетирование

Социальный педагог школы

5

Формы профориентационной работы в школе.

 

2

Выступление преподавателей

Завуч по воспитательной работе

6

Возможности предметов поли технического цикла в проведении профориентационной работы.

Доклад на педсовете

2

Выступление преподавателей предметников

Преподаватели предметники

7

Работа классного руководителя с родителями с целью координации профориентационной направленности учащихся

Доклад на педсовете

2

Выступление классных руководителей

Классные руководители старших классов

8

Непрерывное профессиональное образование, его цели, задачи, содержание

Выступление на педсовете

2

Обсуждение за «круглым столом»

Представители проф. училищ

9

Анализ трудоустройства выпускников школы

Доклад на педсовете

1

 

Завуч по воспитательной работе

 

Литература:

 

1.        Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. 2004. 771С.

2.        Федорова Е. А. Как подготовиться к аттестации. — Новгород, Изд-во РЦРО. 1995.-120С.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная ориентационная работа, профориентационная работа, школа, общеобразовательная школа, педсовет, тематический план, умение, воспитательная работа, концептуальный подход, непрерывное профессиональное образование.

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Социально-психологические аспекты профессиональной...

Представлено описание модулей системной профориентационной работы со школьниками в рамках кластерной среды. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, кластерный подход, непрерывное образование, профессиональная ориентация...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Организация профессиональной ориентации учащихся...

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

дополнительное образование, участник мероприятий, ребенок, школьник, ранняя профориентация, профессия, профессиональная ориентация, младшая возрастная группа, воспитательная работа, будущая профессия.

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профориентационная деятельность, выбор профессии, ориентированная консультация...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос...

Cущность, задачи и содержание профориентационной работы...

Узбекистан, профессиональная ориентация, народное образование, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентационная работа, профессия, непрерывное образование...

Система работы по организации сопровождения...

Система профессионального сопровождения и воспитания отражена отдельным блоком в плане работы школы. В функции классных руководителей входит обеспечение посещения всеми обучающимися профориентационных мероприятий...

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Социально-психологические аспекты профессиональной...

Представлено описание модулей системной профориентационной работы со школьниками в рамках кластерной среды. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, кластерный подход, непрерывное образование, профессиональная ориентация...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Организация профессиональной ориентации учащихся...

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

дополнительное образование, участник мероприятий, ребенок, школьник, ранняя профориентация, профессия, профессиональная ориентация, младшая возрастная группа, воспитательная работа, будущая профессия.

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профориентационная деятельность, выбор профессии, ориентированная консультация...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос...

Cущность, задачи и содержание профориентационной работы...

Узбекистан, профессиональная ориентация, народное образование, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентационная работа, профессия, непрерывное образование...

Система работы по организации сопровождения...

Система профессионального сопровождения и воспитания отражена отдельным блоком в плане работы школы. В функции классных руководителей входит обеспечение посещения всеми обучающимися профориентационных мероприятий...