Духовно-нравственное воспитание личности ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 27.02.2015

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Османова, М. К. Духовно-нравственное воспитание личности ребенка / М. К. Османова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7482/ (дата обращения: 02.05.2024).

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Ключевые слова: духовное, нравственное, воспитание, ценности, личность.

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Младший школьный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этом этапе развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Детство-важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н. И. Пирогов

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают мне, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

Именно в семье дети приобретают первые навыке взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.

Родительское отношение к ребенку является механизмом, оказывающим значительное влияние на отношение детей к сверстникам и другим людям. Механизм этот связан с принятием-отвержением ребенка, оказанием ему помощи и поддержки, разумным контролем и опекой.

Нарушения общения ребёнка в семье негативно влияют на его взаимодействие со сверстниками, так как особенности семейного воспитания влияют на социальную адаптированность человека. Повышенная агрессивность, которая проявляется в конфликтных отношениях со сверстниками, в дальнейшем может заявить о себе в подростковом возрасте в различных видах девиантного и аддиктивного повеления.

Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм.

Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве.

Я как педагог считаю, что в младшем школьном возрасте следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. Именно педагог должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с физического развития. Для физического развития можно использовать разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, несложные сельскохозяйственные работы с родителями на участке и прогулки.

Как можно больше время проводить с ребёнком на природе, учить общению с природой.

Близость детей к природе- одна из замечательных педагогических идей первой половины ХIХ в. — принадлежит Фридриху Фребелю, впоследствии её успешно воплотил и развил выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский.

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.

Можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и педагогический опыт.

 

Литература:

 

1.      Андреева, А. Д. Психическое здоровье детей и подростков / А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. П. Воронова и др.; Под ред. М. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. — 160 с. — 5–7695–0271–1/5–7695–0503–6

2.      Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. — М.: Книголюб, 2003. — 56 с. — ISBN 978–5–216–00079–2

3.      Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, 2005. — 670 с. — ISBN 5170272391:273.00

4.      Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2004. — 220 с. — ISBN 5878520435:52.50

5.      «Лучшие методики воспитания». Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород 2011. Б. Спок, М. Монтессори, Г. Доман, Б. Л Никитины.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, младший школьный возраст, влияние семьи, воспитание детей, жизнь человека, постепенное образование, различная деятельность, родитель, физическое развитие.

Ключевые слова

ценности, личность, воспитание, духовное, нравственное

Похожие статьи

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование. На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный рост и перемены во всех сферах жизни человека.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое

Современные тенденции обогащения образовательной среды... Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на...

Психологические особенности развития личности в младшем...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс. Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных...

младший школьник, семья, ребенок, общество, возможность, асоциальный тип поведения, воспитательное влияние, асоциальная семья, аморальное поведение, младший школьный возраст.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как...

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере. Трудовая деятельность — свойственна для младших школьников.

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.

Похожие статьи

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает.

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в воспитании и развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов Ф. Вайсса, Т. А. Думитрашку, Р. Зайонца, Х. Маркуса было сконцентрировано, большей частью...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование. На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный рост и перемены во всех сферах жизни человека.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое

Современные тенденции обогащения образовательной среды... Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на...

Психологические особенности развития личности в младшем...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс. Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных...

младший школьник, семья, ребенок, общество, возможность, асоциальный тип поведения, воспитательное влияние, асоциальная семья, аморальное поведение, младший школьный возраст.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как...

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере. Трудовая деятельность — свойственна для младших школьников.

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.