Проблемное обучение в современном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 27.06.2014

Статья просмотрена: 923 раза

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Проблемное обучение в современном образовании / И. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5920/ (дата обращения: 28.04.2024).

В современной России для развития страны необходимы инициативные граждане, которые способны творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это обстоятельство определяет формирование принципиально новой системы образования, главной целью которой становится развитие личности обучающегося, его познавательных способностей. [1]

Уже в начальных классах я стараюсь привить ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение, расширять кругозор.

Как привлечь младших школьников к спору с учителем, который «все знает»? Это бывает, конечно, порой очень трудно. Ведь ученик заранее согласен с тем, что скажет учитель. Такая тенденция сохраняется очень долго, она блокирует свободную творческую, самостоятельную мысль ребят.

На своих уроках я применяю технологию проблемного обучения.

На мой взгляд, большой вклад в развитие теории проблемного урока внесли А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн, который открыли «феномен проблемной ситуации» как источника мыслительной деятельности.

В современной педагогике есть много различных мнений относительно технологии проблемного обучения. Суть проблемного урока я вижу в «творческом достижении и усвоении знаний». Поскольку основным инструментом в технологии проблемного обучения является проблемный диалог, в учебно-воспитательном процессе я использую две его разновидности:

-        подводящий диалог — система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих их к открытию мысли;

-        побуждающий диалог — отдельные стимулирующие вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. [9]

Каждый из диалогов имеет свои преимущества. Подводящий диалог способствует развитию логического мышления и незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью. Побуждающий же диалог, развивает творческие способности и обязателен при обучении одаренных школьников. Но, поскольку, в классе учатся дети с разной степенью обучения, приходится варьировать эти два вида диалога.

Я согласна с мнением педагогов — «проблемщиков», что работа учащихся на этапе введения знаний похожа на научное творчество ученого–исследователя. Оно включает в себя четыре звена: постановку учебной проблемы, поиск решения, открытие нового знания и выражение нового знания в доступной для детей форме. [9]

Подводящий диалог помогает ученику подготовиться к открытию нового знания, при котором практически невозможны неправильные ответы детей.

Для «творческого достижения знаний» применяю побуждающий диалог, который включает в себя два принципиально разных шага:

-        выдвижение гипотез (выдвинуть гипотезу — значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка);

-        проверка гипотезы (приведение аргументов или контраргументов («это не так, потому что…»), т. е. принятие или отвержение гипотезы). [5]

Я глубоко убеждена, что проблемный урок должен обеспечить не только «творческое достижение», но и «творческое усвоение» знаний, которое углубляет понимание нового материала и развивает речь обучающихся.

Подготовка проблемного урока и для меня, и для начинающего учителя — «проблемщика» — дело непростое, поэтому я рекомендую воспользоваться определенным планом подготовки к занятию.

1)        Поскольку введение нового материала является основным и трудоемким этапом урока, поэтому его следует начинать не позднее десятой минуты занятия. Первые же десять минут посвятить актуализации знаний, тщательно подбирая действительно необходимые занятия.

2)        На этапе выдвижения и проверки гипотез учителю важно следить за своей реакцией. Нельзя, создав проблемную ситуацию, учителю самому в первые минуты «бросаться в бой» — формулировать проблему, предлагать гипотезы и т. д., необходимо дать детям время, возможность подумать, пережить осмысливаемое. Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так») и нельзя похвалить школьника за решающую («молодец!», «верно!»). В противном случае мы лишаем детей мотива проверять свои догадки. Реагировать на гипотезы нужно эмоционально-неокрашенно — словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда, когда истина восторжествовала необходимо похвалить ученика, первым высказавшего решающую гипотезу.

3)        Целесообразно различать две зоны доски: опорную ирабочую. Опорная часть доски заполняется по ходу занятия (тема, опорные слова и сигналы) и служит максимальному усвоению нового материала. А на рабочей части доски ведутся текущие записи, которые стираются по мере необходимости.

4)        Чтобы избежать нелогичности урока, возможных ошибок, неуверенности, учителю при подготовке урока в конспекте нужно не только составлять перечень заданий, но и тщательно прописывать свой диалог с обучающимися.

5)        При прописывании диалога на случай, если ребята сразу выдвинут решающую гипотезу и сходу ее аргументируют, заготовить одну — две ошибочные гипотезы, чтобы предоставить детям материал для размышления.

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

-        развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

-        воспитывает инициативную личность ребенка;

-        развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

-        способствует стойкому качественному усвоению знаний. [6]

Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое «школа объяснения знаний». Все активнее набирает силу «школа развития». Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение — сегодняшний и завтрашний день нашего образования.

Литература:

1.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2.      Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

3.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Информационный сборник //Оленегорск: комитет по образованию, МУО «ИМЦ», 2009.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект). Начальное общее образование.

5.      С. И. Брызгалова «Проблемное обучение в начальной школе» / Калининградский государственный университет, Калининград, 1998 г.

6.      Н. Ф. Виноградова «Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез». Методические рекомендации / М.: Вентана-Граф, 2002.

7.      И. А. Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» / М., Педагогика, 1985.

8.      А. М. Матюшкин «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972.

9.      Е. Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 1999 г., № 6, 7, 8.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, проблемный урок, Подводящий диалог, открытие нового знания, побуждающий диалог, проблемная ситуация, ребенок, речь обучающихся, решающая гипотеза, ученик.

Похожие статьи

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике...

‒ Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 6) Конструирование нового способа действия. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Содержательным аспектом проблемного обучения выступает диалогпобуждающий диалог, подводящий диалог.

Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т. е...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития...

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск решения проблемы, проблемный диалог, выражение решения, подводящий диалог, диалог...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

проблемная ситуация, диалог, учебная проблема, учебная задача, подводящий диалог, практическое задание, урок, групповая дискуссия, парная работа, шаг. Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения...

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск решения проблемы, проблемный диалог, выражение решения, подводящий диалог, диалог...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.

Проблемное обучение приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение.

Похожие статьи

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике...

‒ Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 6) Конструирование нового способа действия. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Содержательным аспектом проблемного обучения выступает диалогпобуждающий диалог, подводящий диалог.

Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т. е...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития...

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск решения проблемы, проблемный диалог, выражение решения, подводящий диалог, диалог...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

проблемная ситуация, диалог, учебная проблема, учебная задача, подводящий диалог, практическое задание, урок, групповая дискуссия, парная работа, шаг. Проблемно-диалогическое обучение как способ решения...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения...

учебная проблема, проблемная ситуация, проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, поиск решения проблемы, проблемный диалог, выражение решения, подводящий диалог, диалог...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.

Проблемное обучение приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение.