Самостоятельная работа как средство развития личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 21.01.2014

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, А. Н. Самостоятельная работа как средство развития личности / А. Н. Тарасова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4862/ (дата обращения: 06.05.2024).

В современных условиях большую ценность для общества представляют инициативно работающие люди, умеющие самостоятельно мыслить, анализировать, целенаправленно и оперативно принимать решения, которые способны и имеют возможность наращивать свои трудовые навыки в течение всей трудовой деятельности. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится целостное развитие личности студента, т. е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно — творческих возможностей, ее интеллектуально-нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности. В этом случае, главное условие для проявления внутренней активности у студентов, заключается в предоставление свободы каждому в проявлении своих способностей. Деятельность педагога в современных условиях сосредотачивается на индивидуализацию и своей деятельности и деятельности студента. Специфической характеристикой педагогической деятельности в таких условия, является ее продуктивность. Под высокопродуктивным уровнем понимается владение педагогом стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Именно индивидуализация личности и определяет продуктивность содержания практических занятий со студентами-юристами.

Индивидуализация предполагает, во-первых, индивидуально ориентированную помощь студентам в реализации первичных базовых потребностей, без чего не возможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. В-третьих, стержневой чертой индивидуализации является помощь человеку в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощение («неадаптивной активности» по В. Петровскому) [4].

Взаимодействие педагога и студента на этих основаниях предоставляет возможность использовать самостоятельную работу студента, как средство развития личности, раскрывающее ее потенциальные внутренние творческие возможности.

Как показывает практика, сами студенты имеют весьма общие представления о формах своей учебной деятельности по изучению гуманитарных дисциплин. В основном для усвоения и запоминания учебного материала используют традиционный метод повторения — «читают до тех пор, пока не запоминают». И очень редко используют метод активного овладения материалом посредством самостоятельной работы, сопоставляя новый материал с ранее изученным. Как сказал Л. Н. Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти» [7]. Это возможно лишь при такой форме деятельности, как самостоятельная работа, которую организует и контролирует преподаватель. Несомненно, студент в процессе подготовки к практическим знаниям пытается усвоить лекционный материал. При этом студент обращается, как правило, к дополнительной литературе и методическим пособиям, выполняя все на уровне самоконтроля. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь студенту правильно построить самостоятельную работу, и оценить, на сколько верно и правильно он выполнил эту работу. На наш взгляд это способствует цели дальнейшей активизации деятельности студента и его заинтересованности в углублении самостоятельной работы.

Специфической особенностью обучения юристов культуре речи является то, что речь в профессии юриста есть инструмент по выполнению профессиональных задач. Совершенствование речевой подготовки студентов юристов предполагает необходимость индивидуальной подготовки в процессе учебной деятельности, выводить студентов на уровень творчества.

Поэтому самостоятельная работа есть необходимое условие, позволяющее существенно продвинуть подготовку конкурентоспособных кадров юристов, она направлена на получение определенных профессиональных и личностных знаний и навыков.

Одной из задач предмета культура речи юриста является воспитание у студентов стиля мышления, включающего критичность, логическую строгость и аргументированность. Как известно, формирование этих характеристик протекает очень медленно и неравномерно, так как для их развития необходимо определенным образом проводить отбор и организацию учебного материала. Кроме того, и практика показывает, что научить правильно, обосновывать ответ, доказывать свою точку зрения — одна из самых сложных задач, в педагогике. Однако, программные возможности курса культура речи юриста как раз и направлены на формирование именно этих умений.

В результате анализа педагогической литературы в составе умения аргументировать, можно выделить наиболее важные элементы:

-          знание основных понятий (доказательство, опровержение, умозаключение);

-          умение находить ошибки в доказательных рассуждениях;

-          умение строить доказательство (подбирать аргументы доказательства, составлять цепочки дедуктивных умозаключений);

-          умение строить опровержение;

-          умение обосновывать целесообразность принятия тезиса, показ его значения.

Выполнить поставленную цель невозможно только на уровне усвоения теоретического курса, а потому целесообразно ввести цепочку самостоятельных работ определяющих результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые преподаватель сможет легко опознать, т. е. диагностировать. Кроме этого следует соблюсти требование инструментальности, реалистичности и адекватности.

Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности студентов, а реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, адекватность гарантирует возможность ее достижения.

Для анализа самостоятельных работ важно исходить из того, что любая деятельность по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и продуктивным. Для выявления элементов творчества (продуктивности) и воспроизводства (репродуктивности) следует выявить два характерных признака: 1. результат (продукт) деятельности, 2. способ деятельности.

Самостоятельная работа в учебной деятельности студента юриста представляет собой сложную структурную композицию (систему). Определение элементов данной системы позволит сбалансировать все ее звенья, что, несомненно, способствует эффективному использованию творческого потенциала студента. Центральным элементом в этой системе является самостоятельная работа студента, которая реализуется на семинаре.

Семинар коллективное обсуждение студентами какой-либо темы под руководством педагога. Он способствует формированию у студента умений самостоятельно работать с литературой на этапе подготовки (конспектирование, составление тезисов, провести анализ литературы и т. д.).

Организация семинара направлена на выработку коммуникативных умений (быть докладчиком и излагать свою точку зрения, слушать и понимать других участников коммуникации); а также предполагает приобретение социального опыта публичных выступлений и коллективных обсуждений.

Дидактическим стержнем в организации семинарских занятий по культуре речи юриста была определена непосредственная деятельность студентов, которая выражалась в большом объеме работы по самостоятельному изучению нового материала и приобретению навыков рефлексии.

Как правило, при подготовке к семинарам, деятельность студента сначала носит сугубо воспроизводящий характер, на основе алгоритма по подготовке, который выдвигает преподаватель. Это обычно делается через интерактивные формы семинаров — чаще всего посредством бесед, на которых выясняется знание терминов, основных понятий и ключевых слов. Промежуточным шагом может быть использование практикума, когда вся группа делиться на подгруппы и закрепление проходит через общение студентов между собой. Среди разновидностей существующих бесед используется беседа с параллельным контролем, и беседа с постконтролем: достаточно вместо одной задачи предложить сразу две, а потом проверить сразу обе, как получится традиционная самостоятельная работа.

С первых семинаров необходимо ориентировать студентов на вдумчивое чтение и осмысление текстов источников. На данном этапе требуется постоянная корректировка и поддержка со стороны преподавателя. Лучшему усвоению текста помогают вопросы, наводящего характера. Полезны и необходимы задания на обоснование и доказательство важнейших выводов, подытоживающих изучение темы, раздела. Например, выберите сильные и или наоборот наиболее слабые аргументы в позиции автора. Или проведите сравнительный анализ позиции одной и другой стороны. Несмотря на заданность и алгоритм этих заданий они предполагают нахождение собственного видения позиций, смыслов заложенных в текстах. Цель самостоятельной работы студентов заключается в умении определять основную мысль автора. Главное внимание при ответах обращается на самостоятельность изложения, пусть она даже не всегда и верная. Мы тем самым создаем предпосылки для развития творческого мышления, и условия для самораскрытия, самоактуализации личности, что является высшей ступенькой в иерархии человеческих потребностей по классификации А. Маслоу [3].

Следующий блок самостоятельных работ направлен на формирование у студентов умения, находить ошибки и опровергать предложенные рассуждения. Такая работа включает в себя систему упражнений, которая охватывает как верные, так и противоречивые суждения, чтобы развить у студентов дифференцированный подход к ним. Эта система предложена С. В. Векслером [1] и включает в себя четыре вида заданий на обнаружение ошибки. В заданиях первого вида намеренно допущена ошибка. Надо найти ошибку и верно ее исправить. В задания второго вида входят доказательства, изложенные неполно. От студентов требуется выявить незаконные следствия и завершить доказательства. Задания третьего вида содержат задачи с данными, которые противоречат друг другу. Задания четвертого вида сводятся к задачам, содержание которых противоречит определенным условиям.

Следующий уровень самостоятельных работ, более высокий по сравнению с предыдущим этапом студент начинает выполнять в период подготовки к участию в дискуссиях на семинарах. И хотя дискуссии имеют четко обозначенные темы каждый студент, выстраивает свое видение проблемы, свою позицию. С целью компетентно и плодотворно включиться в обсуждение поставленных на семинаре проблем он составляет план действий, несколько отличный от первоначально заданного, привлекает дополнительный материал, и активно организует сам свою самостоятельную работу. Быть убедительным, доказывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонентов — участников семинара на это нацелена самостоятельная работа студента. Подобные работы требуют на наш взгляд именно творческого подхода. Студенты вырабатывают не только приемы и правила ведения спора, но и учатся самостоятельно анализировать свою, же самостоятельно проделанную работу по результатам проведенной дискуссии на семинаре.

Одним из дидактических приемов, используемых на семинарах, является очень популярный способ рассуждений, который называется — умозаключение по аналогии. В дидактике аналогия как мыслительная операция может использоваться как средство активизации мыслительной деятельности и, что очень важно, формирование понимания достоверности/недостоверности умозаключений. Аналогия (соответствие) — сходство в определенном отношении предметов, явлений или понятий, в целом различных. Рассуждения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Умозаключение по аналогии не дает достоверного знания, но широко применяется и в литературе и в науке, давая нередко совершенно неожиданные блестящие результаты. К аналогии можно обращаться с разными целями. Она может привлекаться, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной, образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы. Отсюда необходимость включения таких рассуждений в самостоятельные работы студентов.

Наиболее высокий уровень самостоятельности это стремление к самостоятельной постановке проблем и их решение. В этом случае обучающая деятельность преподавателя рассматривается не только как представление каждому студенту соответствующей учебной информации, но и как управление преподавателем познавательной деятельностью студента в соответствии с поставленными учебными и воспитательными целями.

Именно на решение этих задач и направлена самостоятельная работа студента-юриста на завершающем этапе семинарских занятий, когда студент предоставляет на суд свою речь, как произведение творческого характера, как результат, основанный на опыте и достижениях своих самостоятельных предыдущих работ. Творческий характер этих работ проявляется в написании текста, в построении его структурных основных элементов, в обозначенной позиции и выстраивании логики рассуждения, а подчас даже и в определении проблемы. Представленные на суд студентов сокурсников самостоятельные работы такого вида являются позиционированием, прежде всего студента, как личность. Ведь такие работы, как правило, фокусируют не только учебные достижения, но и достижения личностного характера студента, например, умение, слушать, ответственно относиться к своим выводам и оценочным характеристикам, уважительное отношение к родному языку.

Уровень самостоятельности будет возрастать, если при этом преподаватель соблюдает ряд существенных требований:

-          диалогичность;

-          деятельностно-творческий характер взаимоотношений;

-          направленность на поддержание пространства свободы в совместной деятельности.

Диалогичность неотъемлемый компонент любой технологии обучения, тем более в сфере гуманитарных наук, где диалогичность выступает показателем перехода его на личностно смысловой уровень. Диалог не только средство, но и самоцель обучения; не только процесс, но содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. По своей сформированности В. В. Сериков [6] выделяет следующие уровни учебного диалога:

-          жестко детерминированное отношение студента к правильным ответам;

-          обмен независимыми высказываниями;

-          взаимослушание, взаимопонимание, стремление к самораскрытию;

-          стремление к пониманию другого, к поиску новой истины.

Деятельностно-творческий характер взаимоотношений предполагает специальное конструирование учебного материала, с учетом знаниевых основ студента. Творческий подход преподавателя ориентирован именно на студента и его особенности. Кроме того, важной составляющей деятельностно-творческих взаимоотношений является ситуация по созданию преподавателем мотивационной части. Верный мотивационный настрой, на наш взгляд всегда кроется в объяснении того, как полученные знания могут применяться в будущей профессиональной деятельности, поэтому начало того или иного этапа в выполнении самостоятельных работ начинается с проблемной ситуации для стимулирования мотивации студентов.

Контроль оценивания успешности студентов определяется рейтинговой системой. Она представлена в упрощенном виде, где за каждый этап по выполнению самостоятельных работ студенты зарабатывают определенное количество баллов.

Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что работа в таком алгоритме со студентами дает возможность фиксировать результат и уровень подготовки студентов индивидуально. Каждый из них проходит, этапы своего личного роста и при этом может вернуться и отработать любой из предыдущих элементов системы. Таким образом, выстраивая содержание семинарских занятий студентов, как постепенный переход от простого к более сложному; ориентируясь на индивидуальность студента, можно ожидать высокий уровень познавательной активности студентов, что является одним из важных показателей развития личности.

Литература:

1.         Векслер, С. И. Найти и преодолеть ошибку // Первое сентября. — 1989. № 5. — C. 3.

2.         Гусева, Н. А. Принцип гуманизации и его содержание в воспитательном процессе в педагогической практике. — М.,1994.-226с.

3.         Маслоу, А. Мотивация и личность./ А. Маслоу. — Изд-во: «Питер», 2012. — 352 с.

4.         Петровский, А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 1. — С. 31.

5.         Попов, Е. Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования. СПб.,1995.-201 с.

6.         Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем./ В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

7.         Толстой, Л. Диалоги //Сов.педагогика.1991,№ 3. — С.7.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, работа, культура речи юриста, самостоятельная работа студента, умение, учебный материал, деятельностно-творческий характер взаимоотношений, творческий характер, учебная деятельность.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Особенности организации самостоятельной работы студентов... внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

«Культура речи» и самостоятельная работа студентов

Статья посвящена вопросам учебно-познавательной деятельности студентов а также самостоятельной работе, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении.

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер. Не секрет, что российская высшая школа в основе своей имеет крепкую, проверенную годами структуру воспитания и обучения студентов.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический...

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Самостоятельная работа по своим деятельностным характеристикам имеет сложный, системный характер, что делает не вполне оправданным ее определение и через форму учебной деятельности школьника.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе

самостоятельная работа, студент, иностранный язык, самостоятельная работа обучающегося, самостоятельная работа студента, EDU

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Особенности организации самостоятельной работы студентов...

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент...

Студенты, решая задачи для самостоятельной работы...

самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, учебный материал, формирование умений.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Особенности организации самостоятельной работы студентов... внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

«Культура речи» и самостоятельная работа студентов

Статья посвящена вопросам учебно-познавательной деятельности студентов а также самостоятельной работе, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении.

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер. Не секрет, что российская высшая школа в основе своей имеет крепкую, проверенную годами структуру воспитания и обучения студентов.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический...

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Самостоятельная работа по своим деятельностным характеристикам имеет сложный, системный характер, что делает не вполне оправданным ее определение и через форму учебной деятельности школьника.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе

самостоятельная работа, студент, иностранный язык, самостоятельная работа обучающегося, самостоятельная работа студента, EDU

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Особенности организации самостоятельной работы студентов...

внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент...

Студенты, решая задачи для самостоятельной работы...

самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, учебный материал, формирование умений.