О содержании понятия «государство» в конституционно-правовом смысле: прото-нормативное определение | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Югов, А. А. О содержании понятия «государство» в конституционно-правовом смысле: прото-нормативное определение / А. А. Югов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-10. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/441/17145/ (дата обращения: 28.04.2024).



В настоящей статье на основе анализа и синтеза конституционно-правовых норм Основного Закона предпринята попытка сформировать такое представление о феномене «государство», которое по своему происхождению и качеству является близким к нормативным определениям. При этом автор ставил цель осмыслить сущность этого явления сквозь призму правовых норм действующей Конституции Российской Федерации и, в частности, статьи второй, согласно которой человек и гражданин являются «мерой всех вещей».

Предлагаемый конституционно-правовой вариант определения понятия «государство» является «почти нормативным», поскольку проистекает из системного обобщения норм Конституции. Можно сказать, что это прото-нормативное определение понимания государства в том смысле, что конструированию этого определения предшествует анализ конституционно-правовых норм, закрепляющих основные социальные состояния Российского государства и конституционный статус личности и, в частности, правовых норм, составляющих содержание института гражданство.

Преобразование содержащихся в конституционно-правовых институтах юридических отношений в теоретическую конструкцию понятия «государство» придаёт сформулированному определению характер нормативной дефиниции.

Ключевые слова: государство, гражданство, граждане, органы государства, глава государства.

Действующий Основной Закон РФ основательно и достаточно полно закрепляет конституционные формы и сущностные черты Российского государства. Обращая внимание на это достоинство нашей Конституции, профессор М. В. Баглай отмечает, что «Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а статьи 14 — как светское» [1, с.125].

Конституционный уровень установления статуса российского государства, масштабность, полнота и глубина раскрытия в Основном Законе его самых существенных признаков и свойств актуализируют вопрос о понимании политической и общеправовой категории «государство» в конституционно-правовом смысле.

Конституционно-правовая концепция осмысления понятия «государство» позволит усилить прикладное значение базовых конституционно-правовых модусов российского государства, установленных в Основном Законе, и создаст дополнительные возможности для их практического применения в сфере функционирования публичной власти.

Важность определения содержания понятия «государство» в опоре на анализ и обобщение норм действующего Основного Закона обусловлена ещё и тем, что ни в науке, ни в национальном и международном праве нет единого определения этого феномена, а все существующие дефиниции в силу того, что нет ни закона, ни признаваемого всеми иного правового акта, которые бы устанавливали нормативное определение, являются доктринальными, то есть сугубо субъективными.

В сложившейся ситуации, когда нормативного определения государства нет, а доктринальные дефиниции отличаются большим разнообразием, а также учитывая особую сложность этого понятия, становится не просто целесообразным, а даже необходимым, особенно при рассмотрении таких вопросов как государственная власть и государственное устройство, сформировать понимание и определение государства в опоре на Конституцию — Основной Закон. А Основной Закон, как известно, в качестве основополагающего начала конституционной концепции общественного развития содержит идею, согласно которой человек признаётся высшей ценностью социума и эпицентром общественного мироздания. В свою очередь в правовом смысле человек в системе постоянных взаимообусловленных связей с государством есть гражданин. Отсюда логично и с закономерной необходимостью вытекает вывод, согласно которому ядром мыслительного зерна, которое лежит в основе формирования конституционно-правовых взглядов на государство, является институт гражданства и отношения гражданства.

И естественно, если за основу осмысления проблемы о понятии государства мы берём живой элемент государственной организации, то есть человека в статусе гражданина данного государства и другие формы институционального состояния отношений гражданства, то получаем принципиально новую систему исходных данных для определения формы и содержания государства, выявления его структуры и оценки эффективности влияния данного института на развитие общественных отношений. Вместо абстрактных категорий и теоретических конструкций начинаем оперировать живой социальной материей в её политической и правовой оболочке.

В свете изложенного методологического подхода, государство, например, Российская Федерация, представляет собой взаимодействие трёх компонентов: во-первых, это российские граждане; во-вторых, органы осуществляющие функции Российского государства; и, в-третьих, глава государства — гражданин Российской Федерации, являющийся Президентом Российской Федерации.

Этот вариант определения феномена государства может быть осмыслен ещё как «триада» или триединство структурных элементов, персонифицирующих институт гражданства и образующих трёхуровневую пирамиду, в составе которой низовой слой (низовое звено), образующее фундамент этой системы, составляют граждане (в нашем примере — граждане Российской Федерации); средний слой (срединное звено) образуют сформированные из числа граждан данного государства органы государственной власти; а вершит эту пирамиду структурной организации государства — глава государства (в России — Президент Российской Федерации), который объединяет и возглавляет всю эту систему.

Само государство при этом воспринимается гражданами как продолжение их собственного политического бытия. Гражданин вправе сказать, что «государство — это мы» или даже: «государство это — я». Исключительно образно и ёмко выразил это ощущение государства выдающийся российский философ И. А. Ильин, когда писал, что «Государство находится «не там где-то» вне нас…нет, оно живёт в нас» [2, с.40].

Такое понимание устройства государства есть институционально-структурное воплощение теории и практики российского конституционализма, его базовой высоконравственной идеи, согласно которой человек-гражданин ощущает ответственность за своё государство, а государство несёт ответственность за всё общество и каждого своего гражданина в отдельности. В общественном сознании российского народа такая духовная концепция прочно утвердилась ещё в конце девятнадцатого столетия, когда выдающийся учёный-историк В. О. Ключевский писал, что «… государство — это не казармы и канцелярии, а мы сами и наши мысли, чувства и отношения» [3, с.512].

Предлагаемый вариант понимания содержания и структуры государства основан на идее, согласно которой первичным государствообразующим элементом в политически организованном обществе является гражданин. По своей сути государство при таком подходе представляет собой систему важнейших институциональных состояний отношений гражданства[1]. Поскольку граждане в отличие от абстрактных понятий и нередко громоздких конструкций в традиционных вариантах объяснения понимания государства обладают волей, энергией и разумом, то соответственно всю эту систему, состоящую из трёх указанных выше компонентов, можно воспринимать как живой социальный организм, функционирующий через политико-правовые формы отношений гражданства.

В любой доктрине важно объяснить, почему в качестве отправного начала в её построении использовано именно данное свойство или признак исследуемого явления. В предлагаемом нами варианте определения государства также необходимо пояснить, почему исходным пунктом рассуждений является именно гражданство и его институциональные формы объективирования в реальной общественно-практической практике.

Гражданство выступает ключевым компонентом в формировании представлений о государстве и его составных частях и их комбинационном взаимодействии в силу своей особой нравственной, политической и юридической природы.

Исключительные свойства гражданства и его универсальное воздействие на все стороны общественно-политической жизни, способность агрегировать большие группы людей в системно организованные общности на основе совпадающих интересов, объясняются тем, что это такая уникальная связь человека с государством в целом, которая является основной, политико-правовой, взаимной (двусторонней), личной (персонифицированной), обеспечивающей личности все основные права и обязанности, общерегулятивной (на её основе возникают многочисленные другие правоотношения), экстерриториальной, легальной (юридически оформленной), непрерывной (не может быть приостановлена), устойчивой (пожизненной), волевой (возникает, изменяется и прекращается по доброй воле лица) и соответствующей нормам естественного и международного права.

Роль, значение и ценность гражданства как основного средства интеграции больших групп населения в интересах общей пользы под единой публичной властью, обусловлены тем, что оно обладает уникальными свойствами позволяющими обеспечить равноправное положение индивидов и их разумное взаимодействие на протяжении неограниченно продолжительного времени в пределах заданной территории. В числе таких особых (эксклюзивных) свойств гражданства, включающих индивидов в сферу политической жизни социума и формирующих элементы государственной организации общества (государственное устройство в широком смысле), важнейшее значение имеют следующие:

Во-первых, гражданство является правовым основанием возникновения основных демократических прав и свобод личности;

Во-вторых, служит основой демократического устройства общественной жизни в целом;

В-третьих, обладает эффектом комбинаторного обозначения больших групп субъектов правоотношений;

В-четвёртых, обеспечивает непрерывное взаимодействие человека с официальной публичной, прежде всего государственной властью;

В-пятых, представляет собой доминирующий способ реализации народного суверенитета, поскольку служит основанием осуществления права на управление государственными и общественными делами;

В-шестых, обладающие гражданством индивиды образуют народ как общность равноправных членов социума [5; 4].

Второй компонент или среднее звено рассматриваемого понятия: «государство в конституционно-правовом смысле» представлено органами государственной власти, которые есть не что иное, как организационно-правовое состояние и самостоятельная организационно обособленная форма отношений гражданства, когда группа граждан (а в отдельных предусмотренных законом случаях и отдельный гражданин) наделяются такими свойствами, которые составляют содержание государственно-властной функции. Убедительным доказательством того, что органы государственной власти являются продолжением и развитием отношений гражданства является статья 32 Конституции РФ, которая предоставляет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей гражданам Российской Федерации; наделяет их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации; гарантирует доступ к государственной службе и отправлению правосудия. Согласно приведённым конституционным формулам, в состав органов Российского государства могут входить только российские граждане. Такое понимание сущности органов государства и их деятельности полностью разделяется в трудах, в которых излагается доктрина российского конституционного права [6; 9; 10].

Таким образом, можно заключить, что правовая природа органов государственной власти, составляющих срединное (центральное) звено государственного устройства, неотделима от отношений гражданства, поскольку осуществляющие функции государства органы образуются на основе воли граждан, состоят из граждан и осуществляют государственную власть, занимая активную гражданскую позицию.

Завершает и возглавляет всю пирамиду институциональных форм гражданства, образующих содержание понятия государство в конституционно-правовом смысле, глава государства, который всегда является гражданином данного государства, и будучи частью «пирамиды», персонифицирует государство, интегрирует государственно-властную волю народа, координирует развитие политической системы.

В юридическом плане глава государства является таким органом государственной власти, функции которого может выполнять и соответственно занимать этот пост только гражданин данного государства. Поэтому в Основном Законе государства в числе требований, предъявляемых к кандидатам на занятие этой должности, специально указывается на это условие. Например, часть 2 статьи 81 Конституции РФ гласит: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». Критерий гражданства для занятия этой должности имеет столь важное значение, что законодатель на этом основании устанавливает дополнительные ограничения на выборах Президента Российской Федерации. Как сказано в пункте 5.1 статьи 3 федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»: «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства». Следовательно, институт главы государства, венчающий пирамиду государственного устройства, также является статусной формой отношений гражданства. Это всегда один из самых достойных граждан, в отношении которого можно сказать, что это «великий гражданин».

Исключительное положение главы государства в общем механизме государственных структур обуславливает особую политико-правовую природу этого института. Так, Президент Российской Федерации, который по действующей федеральной конституции является главой государства, служит гарантом конституционной законности и прав человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование всех органов публичной власти, для надлежащего руководства страной наделён серьёзными полномочиями во всех трёх сферах государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, что не характерно для других органов государства [7].

Рассматриваемая пирамидообразная трёхкомпонентная структурная организация государства, представляющая собой системное взаимодействие институциональных форм отношений гражданства, отличается высокой динамичностью и функционирует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Если рассматривать функциональное состояние выше сформированной структуры государства с позиции такого параметра, как наполнение её по кругу лиц, то совершенно очевидно, что во всех случаях все компоненты исследуемой структурной организации государства — это граждане, либо их статусные модификации, которые обладают властно-волевой энергетикой, психофизическими и эмоциональными свойствами.

Функционирование государственного устройства в предлагаемой интерпретации во времени обусловлено правовой природой структурных составных частей государства и определяется правовыми актами. В частности, срок полномочий Президента Российской Федерации, как главы государства, закреплён в Основном Законе государства — Конституции; временные пределы действия органов государственной власти устанавливаются в органических законах; а правовое состояние физического лица в российском гражданстве бессрочно, оно может быть прекращено только на основании юридически оформленного желания самого гражданина.

Особенно рельефно и зримо объективированы в общественно-политической практике пространственные формы государственной организации, в пределах которых образуются и действуют органы государственной власти. В качестве таковых используются политико-территориальные и административно-территориальные единицы с различными названиями. В России это республики, края, области, города и так далее. Издавна и до настоящего времени этот признак привлекает особенно пристальное внимание исследователей государственного устройства [8; 11; 12; 13].

Использование феномена «отношения гражданства» в качестве первичного и определяющего структурообразующего элемента в представлениях об организации государства, а также для понимания феномена государства в конституционно-правовом смысле целесообразно и надёжно в том смысле, что признание граждан соответствующего государства изначальным и исходным элементом в образовании государства и в формировании его государственного устройства позволяет «одухотворить» представление об устройстве государства, наполнить его живым содержанием и органично связать с реально существующей системой публично-властных отношений на основе общепризнанной аксиомы: «нет граждан, нет и государства»; такой подход к объяснению сущности государственной организации общества вполне адекватен реальной политической действительности, поскольку государство учреждается гражданами, состоит из граждан и призвано служить своим гражданам.

Осмысление сущности государства через феномен гражданства также акцентирует внимание на гуманистической природе государства, на естественной обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — 9-е изд., (изм. И доп.) — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С.125.
  2. Ильин И. А. Об органическом понимании государства и демократии / Ильин И. А. О грядущей России. С.40.
  3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. М.,1993. Т.3. С.512.
  4. Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2003; Овсепян Ж. И. Гражданство в России (общетеоретическое, историческое и конституционно-правовое исследование) Ростов-н/Д., 2008.
  5. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994;
  6. Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России.М.:1997;
  7. Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. Монография. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014.
  8. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Издательство Московского университета,1997;
  9. Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица //Законнность.2000. № 4;
  10. Габричидзе Б. Н. Органы государственной власти в современной России. М., 2003.
  11. Иванов В. Е. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России //Правоведение. 2002. № 3;
  12. Иванская Л. Н. Административно-территориальное деление страны и национальный вопрос: политическая психология. СПб.: Астерион, 2008;
  13. Барциц И. Н. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории //Журнал российского права. 2002. № 10

[1] Здесь не без интересно отметить, что в Древнем Риме понятия «государство» и «гражданин» обозначались одним термином «civitas»; когда говорили «государство», то подразумевалось «гражданин», а когда говорили «гражданин», то подразумевалось «государство».