Тенденции развития современного авторского права в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Авторское право и смежные права

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Таласпаева, А. А. Тенденции развития современного авторского права в России / А. А. Таласпаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/441/17128/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор пытается определить тенденции развития отечественного авторского законодательства с точки зрения современности.

Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, компьютеризация, цифровизация, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет.

Сегодня институт авторского права имеет широкое применение в системе гражданских правоотношений. Развитие компьютерных технологий, становление цифрового общества привели к трансформации института интеллектуальной собственности в целом и, как следствие, к необходимости установления детального правового регулирования данной сферы отношений. Однако каким образом должна выглядеть будущая правовая охрана авторского права, сегодня сказать сложно ввиду относительной молодости данного института как самостоятельного, а также ввиду стремительной цифровизации современного мира. При этом определить общие тенденции развития отечественного авторского права на основе практических аспектов, вполне возможно.

Как известно, постоянное развитие авторского права обусловлено появлением новых объектов творческого труда, а также способов их создания. Сегодня непрерывное совершенствование компьютерных технологий порождает возникновение огромного количества нестандартных объектов цифрового искусства, способов и порядка его использования. При этом творческая составляющая таких объектов часто ставится под сомнение, однако, на наш взгляд, это не должно становиться препятствием для охраны прав авторов таких произведений. Напротив, при определении содержания творческого характера подобных объектов авторского права должно учитываться наличие технической составляющей при их создании.

Именно «технические возможности» выступают в качестве двигателя для формирования нового представления об институте современного авторского права. Одновременно новые технологии порождают проблемы, возникающие при стыке старых норм авторского законодательства и складывающейся на практике действительности. Говоря о старых нормах авторского права, мы имеем в виду положения Бернской конвенции [1], на которых базируется наше отечественное авторское законодательство. Часто данный международный акт критикуют за устаревший понятийный аппарат и правила, которые не применимы в виртуальной среде [3].

Повсеместная компьютеризация привела к иному пониманию способов использования современных объектов авторского права: в рамках виртуальной среды стираются границы между правомерным и неправомерным использованием чужого произведения. В связи с чем возникла еще одна проблема, связанная с тем, что информационно-телекоммуникационная сеть Интернет наделяет лиц не только статусом потенциальных нарушителей, но и статусом авторов. На фоне наличия указанных проблем директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская отмечает, что сегодня все сложнее становится отличить личное использование от профессионального, предпринимательского и даже просто приносящего доход [3].

Позиции юристов, занимающихся правом интеллектуальной собственности, по поводу вектора развития авторского права разнятся. Одни отмечают, что в настоящее время авторское право движется по пути усиления позиции правообладателя, ужесточения санкций за нарушение исключительных прав. При этом отмечается, что сфера свободного использования охраняемых объектов значительно сокращается [2]. Другие, напротив, отмечают, что последние законодательные изменения свидетельствуют о том, что нынешняя тенденция модернизации авторского права направлена на расширение зоны свободного использования, устранения помех для деятельности «нетворческих» субъектов [3]. При этом в качестве доводов последней позиции приводятся открытые лицензии на произведения, введенные в России в 2014 году. Также упоминается об освобождении от ответственности за нарушение авторских прав отдельных субъектов: цифровые платформы, социальные сети.

Очевидно, что правовое регулирование авторского права должно учитывать повсеместную компьютеризацию сфер жизнедеятельности, уметь эффективно и успешно функционировать в развивающейся виртуальной среде. Так, одной из зарубежных правовых конструкций, призванных регулировать охрану авторского права в системе интернет-пространства, является Digital Millenium Act (акт США, вступивший в силу еще в 1998 году). Справедливо отмечается, что данный акт учитывает возможности телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в части размещения информации и доведения ее до широкого круга лиц. Акт содержит положения, ужесточающие ответственность за нарушение авторских прав в сети Интернет, но при этом защищающие провайдеров от ответственности за действия пользователей. В рамках указанной правовой конструкции также действует предупредительная система, которая исключает ответственность пользователей, не знавших о незаконности своих действий. Предупредительная система уведомляет пользователя о нарушении порядка использования объекта авторских прав и обязывает устранить такое нарушение путем удаления соответствующего объекта или иным путем. Только в случае неустранения нарушения наступает ответственность [4].

Существуют и иные зарубежные правовые конструкции регулирования института авторского права, учитывающие «технические возможности». На наш взгляд, при попытке реализации новых законотворческих инициатив в сфере развития отечественного авторского права законодателю необходимо познакомиться с зарубежным опытом совершенствования данного института. Более детально должны быть регламентированы признаки, порядок правомерного/неправомерного использования результатов творческого труда на платформе информационно-телекоммуникационной сети Интернет. И, конечно же, ввиду наличия проблемы непризнания некоторых современных произведений, созданных посредством цифровых технологий, охраноспособными, следует также отметить необходимость дополнительной законодательной работы с системой объектов авторского права, критериями их охраноспособности.

Литература:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 года // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Антопольский А. А. Направления и перспективы развития авторского права в информационном обществе. Доклад на XII Международной конференции «Право и Интернет». // [Электронный ресурс] URL: https://ifap.ru/pi/12/r07.pdf.
  3. «Создателям и потребителям. Как за 10 лет технологии повлияли на авторское право». Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская — о судьбе автора в эпоху блогов и стриминга. Российская Газета. // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2021/03/02/kak-za-10-let-tehnologii-povliiali-na-avtorskoe-pravo.html.
  4. Шаимова Ж. А. «Тенденции развития законодательства в сфере охраны и защиты авторских прав в сети Интернет». Материалы интернет-конференции «Актуальные проблемы российского частного права». Омская юридическая академия. г. Омск. 2018. // [Электронный ресурс] URL: http://conf.omua.ru/content/tendencii-razvitiya-zakonodatelstva-v-sfere-ohrany-i-zashchity-avtorskih-prav-v-seti.