Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 17.04.2022

Статья просмотрена: 816 раз

Библиографическое описание:

Кочев, В. А. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей / В. А. Кочев, Е. А. Бадаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/438/17109/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается сущность понятия «право на достойную жизнь» с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблеме отождествления этого права с правом человека на существование.

Ключевые слова: достойная жизнь, конституционные ценности, человек, право на достойную жизнь, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, потребности.

Конституционные ценности представляют собой основные принципы, которые определяют государственно-правовое развитие страны [1].

Право человека на достойную жизнь — одна из важнейших конституционных ценностей, которая закреплена в ч.1 ст.7 Основного Закона Российской Федерации. Она гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2].

Стоит отметить, что прямого определения данной категории в Конституции нет. Возникает вопрос: «Что нормотворец подразумевал под этим понятием?» В связи с положениями гл.2 Основного Закона мы можем конкретизировать словосочетание «достойная жизнь».

Так, данное понятие можно представить в виде совокупности некоторых прав, например: 1) Естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: право на жизнь, на свободу, на честь и достоинство; 2) «Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы» (ч.1 ст. 37 Конституции РФ); 3) Право на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ч.1 ст. 39 Конституции РФ); 4) «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ч.1 ст.41 Конституции РФ); 5) Право «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч.2 ст.43 Конституции РФ); 6) «Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ч.2 ст.44 Конституции РФ) и другие [2].

Признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, государство обязано создавать все условия для реализации права на достойную жизнь. Для выполнения данной социальной функции государство опирается на некоторые ориентиры. К ним относятся: минимальный размер оплаты труда и потребительская корзина, ее стоимостное выражение, представленное прожиточным минимумом [3]. Так, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2022 года минимальный размер оплаты труда вырос с 12 792 рубля до 13 890 рублей в месяц [4].

Давая оценку этим показателям, стоит отличать понятие «право на жизнь» от понятия «право на достойную жизнь». Различие состоит в том, что право на жизнь стоит рассматривать со стороны существования человека только как индивида, представителя биологического вида, природного существа без социально-значимых качеств. В таком случае право на достойную жизнь не ограничивается обычным существованием человека в этом мире, оно гораздо шире. Это понятие стоит связывать не только с возможностью удовлетворения первичных потребностей, но и с такими потребностями как престижные и духовные.

Для того, чтобы проанализировать показатель минимального размера оплаты труда, необходимо обращаться непосредственно к мнению граждан Российской Федерации с вопросом о том, соответствует ли минимальный размер оплаты труда их представлениям о достойной жизни [3].

Однако к какому-то одному выводу прийти невозможно. Это объясняется тем, что общество разделено на классы в зависимости от материального положения. В такой ситуации у каждого класса существует свое представление о том, что такое «достойная жизнь». Между тем, несмотря на социальную стратификацию общества, можно отметить, что на сегодняшний день «прожиточный минимум — это порог биологического выживания человека или, с позиции Российского государства, минимально необходимый для обеспечения достойного существования человека прожиточный уровень». Исходя из этого, о данном понятии уместно говорить лишь в отношении права «на жизнь», а не «достойную жизнь» и удовлетворении только низших потребностей [4].

Таким образом, для того, чтобы реализовать человеку свое право на достойную жизнь размера прожиточного минимума будет не достаточно. Как в таком случае государству выполнять свою социальную функцию по обеспечению условий для предоставления гражданам условий для реализации своего права? Одним из выходов может стать отказ от такого принципа как «всеобщее социальное обеспечение» и переход к такому принципу распределения бюджетных средств как «по нуждаемости». Под этим стоит понимать, что «социальная поддержка должна распространяться на граждан с учетом их материального положения, степени нуждаемости в такой поддержке». Данный подход за счет уменьшения количества людей, претендующих на социальную помощь, сможет повысить уровень социальной поддержки низшего класса людей со стороны государства, так как «минимальный потребительский бюджет в денежном выражении будет выше размера прожиточного минимума» [5].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при реализации права человека на достойную жизнь нельзя отождествлять эту категорию с биологическим существованием. Несмотря на то, что государство не всегда может обеспечить каждому условия для воплощения данного права в реальность, эта конституционная ценность становится ориентиром для дальнейшего развития государства, целью, к достижению которой необходимо стремиться.

Литература:

  1. Снежко, О. Правовая природа конституционных ценностей современной России / О. Снежко. — Текст: непосредственный // Сравнительное конституционное обозрение. — 2005. — № 2. — С. 13.
  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  3. Саудаханов, М. В. Человек и его право на достойную жизнь / М. В. Саудаханов. — Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 3. — С. 46.
  4. Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». — Текст: электронный // www.consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402538/ (дата обращения: 12.04.2022).
  5. Невинский, В. В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) / В. В. Невинский. — Текст: электронный // wiselawyer.ru: [сайт]. — URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/94333-pravo-cheloveka-dostojnuyu-zhizn-sisteme-konstitucionnykh-cennostej (дата обращения: 12.04.2022).