Актуальные проблемы управления государственным и муниципальным имуществом и пути их решения
Автор: Салахова Ирада Гусейновна
Научный руководитель: Чертакова Елена Михайловна
Рубрика: 8. Предпринимательское право
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 26.03.2022
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Салахова, И. Г. Актуальные проблемы управления государственным и муниципальным имуществом и пути их решения / И. Г. Салахова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/435/17062/ (дата обращения: 05.05.2024).
Краткие результаты анализа теоретических основ процесса управления государственным и муниципальным имуществом, выявление и пути решения проблем.
Ключевые слова: аренда, государственная и муниципальная собственность, эффективное управление имуществом.
Неоднородность российского хозяйственно-экономического пространства диктует первостепенную необходимость создания четкой стратегии управления государственным и муниципальным имуществом, являющимся неотъемлемой частью современной экономики
Конституция устанавливает нахождение государственной собственности в ведении Российской Федерации, а управление распределяется между органами федеральной и региональной власти. Федеральное, региональное и муниципальное законодательство обеспечивается соответствующей нормативно-правовой базой. Гражданский кодекс дает определение видов, субъектов, форм государственной собственности. Неотъемлемой частью системы управления государственным имуществом является управление муниципальной собственностью.
Задачей управления государственной и муниципальной собственностью является обеспечение политической и экономической стабильности и устойчивого развития общества путем использования государственного имущества. Эффективное управление государственным и муниципальным имуществом помогает органам исполнительной власти снизить социальную напряженность и оказывать экономическую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях сильнейшего экономического кризиса и глобальной пандемии.
Цель данного исследования — это анализ деятельности органов государственной власти в управлении государственным и муниципальным имуществом Санкт-Петербурга, степень эффективности такого управления, выявление существующих проблем и возможные пути их решения.
Рассмотрены теоретические основы, сущность, система, правовые особенности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, проанализирован отечественный опыт в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, в итоге анализа выявлены следующие проблемы:
- ошибочное толкование арендаторами понятия и назначения: павильоны, палатки, киоски и на включенный в схему участок и, как следствие, неправильное использование названных объектов.
- Отсутствие нормативной базы для розничной торговли на земельных участках, находящихся в частной собственности.
- Использование устаревшего программного обеспечения, не отвечающего современным требованиям функционирования системы управления.
- Низкий уровень активности субъектов малого и среднего бизнеса как следствие сложного доступа к информации о процедуре привлечения инвесторов, бюрократические преграды, непрозрачный порядок принятия решений — все это способствует нивелированию востребованности объектов, объектов государственного и муниципального имущества в целях аренды.
- одной из основных проблем можно назвать недостаточная эффективность коммерческой деятельности унитарных предприятий, наличие неиспользуемых объектов государственной собственности по причине отсутствия спроса и низкой хозяйственной и инвестиционной привлекательности, а также недостаточно высокий уровень доходов от аренды муниципального имущества, и как следствие, отсутствие заинтересованности в такой аренде.
Предлагаемые решения проблемы:
– генеральная инвентаризация объектов государственной и муниципальной собственности, налоговый контроль, разграничение прав собственности, анализ документации на собственность с целью выявления незаконного использования;
– системный контроль над использованием муниципального имущества, находящегося в эксплуатации субъектами хозяйствования, что способствует эффективному использованию свободных объектов имущества путем проведения торгов на право заключения договора аренды либо предоставление целевым назначением в соответствии с действующим законодательством);
– инвентаризация, приведение в пригодное для сдачи в аренду состояние объектов муниципального имущества, за счет средств бюджета, а также за счет привлечения средств пользователей указанных объектов, что повлечет рост заинтересованности бизнеса для ведения деятельности на данных объектах имущества. При этом следует отдавать предпочтение сдаче в аренду объектов муниципальной собственности и получать систематический стабильный доход в бюджет, нежели продаже объектов; пересмотр стоимости объектов с точки зрения взаимной выгодности для арендодателя и арендатора; пересмотр методики определения стоимости аренды в зависимости от требований рынка;
– усовершенствование системы ведения Реестра государственного и муниципального имущества;
Это минимальные, но основные изменения, предлагаемые для наиболее эффективного использования и управления государственным и муниципальным имуществом: стабильный, систематический и достаточно высокий доход от сдачи в аренду объектов хозяйственного ведения является достаточно прибыльным.
Дополнительный аргументом внедрения предлагаемых решений является тот факт, что они не требуют дополнительного финансирования расходов, вполне могут быть осуществлено за счет актуального резерва и трудового ресурса Комитета имущественных отношений города Санкт-Петербурга.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51- ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть III) ст. 2172 (без Приложений 5–9)
- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2008 г. N 23 ст. 2721
- Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020–1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 11 января 1992 г. № 8