Система совершенствования расчета транспортного налога Российской Федерации при соблюдении требований международного законодательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Олимпиева, С. В. Система совершенствования расчета транспортного налога Российской Федерации при соблюдении требований международного законодательства / С. В. Олимпиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/432/17041/ (дата обращения: 08.05.2024).



Транспорт всегда являлся частью производственного процесса при доставке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации, но с развитием новых технологических процессов необходимо вносить коррективы в законодательство, в том числе при расчете транспортного налога. Для этого нужно проанализировать технические показатели электромобилей, их степень влияния на состояние дорожной сети и использовать эти данные при корректировке расчета транспортного налога.

Ключевые слова: законодательство, климатическая программа, налоговый кодекс, технические показатели, транспортный налог, транспорт, экология, электротранспорт, электромобиль.

Transport has always been part of the production process for the delivery of goods and passengers on the territory of the Russian Federation, but with the development of new technological processes, it is necessary to make adjustments to legislation, including when calculating transport tax. To do this, it is necessary to analyze the technical indicators of electric vehicles, their degree of influence on the state of the road network and use these data when adjusting the calculation of the transport tax.

Keywords: legislation, climate program, tax code, technical indicators, transport tax, transport, ecology, electric transport, electric vehicle.

Согласно ст. 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ), транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

С учетом того, что транспортный налог относится к региональным налогам, то каждый субъект Российской Федерации устанавливает свои ставки налога, которые не должны противоречить НК РФ.

Например, в г. Москве налоговые ставки для исчисления транспортного налога, в соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» [2], устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории и срока полезного использования транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Начиная с 2020 года электромобили в г. Москве освобождены от уплаты транспортного налога, о чем говорится в Законе г. Москвы от 20.11.2019 № 29 «О внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения» внесены изменения в Закон г. Москвы № 33 от 09.07.2008 «О транспортном налоге».

Суть данного изменения нормативного правового акта сводится к тому, что с 01.01.2020 физические лица, которые имеют транспортные средства, оснащенные только электрическими двигателями, освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении указанных транспортных средств, но данные изменения ограничены в действии и утрачивают силу с 01.01.2025.

Следует отметить, что это нововведение не распространяется на гибридные автомобили.

Экологическая политика ЕС нацелена на полный отказ от двигателей внутреннего сгорания.

Еврокомиссия представила климатическую программу «Fit for 55», которая предполагает введение с 2023 года налога на углерод на первом этапе при импорте стали, удобрений и алюминия, а также торговлю квотами на выбросы СО2 и использование ВИЭ и электромобилей. Политика ЕС намерена существенно ужесточить стандарты выбросов для новых автомобилей в следующие 15 лет. Поставленные цели фактически будут означать запрет на продажу новых машин с дизельными и бензиновыми двигателями к 2035 году [3].

В настоящее время в Москве действует порядка 109 зарядных станций, еще устанавливаются 200 станций нового стандарта. Планируется, что в 2023 году количество зарядных станций в Москве будет около 600.

Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России, в котором говорится, что автомобильный рынок в январе 2022 года сократился на 3,7 %.

Январь 2022 года ознаменовался снижением уровня продаж на 3,7 %, или на 3 551 штук по сравнению с январем 2021 года, и составил 91 662 автомобиля [4].

В январе-мае 2021 года на Дальнем Востоке России было продано более 20 % всех электромобилей, поставленных на российский рынок. Доля Москвы в общем объеме российского рынка электрокаров по итогам первых пяти месяцев 2021 года составила 14 %, при этом в столице проживает минимум вдвое больше людей, чем на Дальнем Востоке.

Распространение электрокаров на Дальнем Востоке объясняется тем, что регион расположен далеко от западной части России, но близко к Азии, в связи с чем местные жители имеют доступ к дешевым подержанным электромобилям из Японии [5].

Например, в 2020 году в России было продано всего 688 новых электромобилей (Рисунок 1).

Динамика объема парка электромобилей в России, тыс. шт. [6]

Рис. 1. Динамика объема парка электромобилей в России, тыс. шт. [6]

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что переход Российской Федерации к электротранспорту идет ускоренными темпами и его развитие будет влиять на процесс изменения системы налогообложения с учетом технических характеристик электромобилей.

Для совершенствования налогового законодательства предлагается изменить расчет платежа по транспортному налогу, в том числе необходимо проанализировать рынок электромобилей и взять 10–20 единиц подвижного состава, которые чаще всего эксплуатируются на территории Российской Федерации, после чего определить технические характеристики, а именно- мощности автомобилей и вывести среднюю (желательно округлять до целых) и разделить на 4 равные категории для дифференцирования ставки (Таблица 1). В максимальном пределе установить самую большую ставку и ограничить льготы по уплате налога.

Данная система может быть применима и для грузового парка автомобилей.

Таблица 1

Технические характеристики электромобилей

Производитель

Марка электромобиля

Мощность, л.с.

Nissan

Leaf

107 л.с.

Nissan

e-NV200

107 л.с.

Mitsubishi

I MiEV

64 л.с.

Volkswagen

e-Golf

136 л.с.

Volkswagen

e-Up

82 л.с.

Hyundai

Ioniq

120 л.с.

«ВАЗ»

Lada Ellada

81,6 л. с

Ford

Focus

143 л.с.

Jaguar

i-Pace

400 л.с.

Tesla

Model S S70D I

334 л.с.

Средняя величина

157 л.с.

В условиях развития современных технологий, усовершенствования материально-технической базы и отказа от двигателей внутреннего сгорания, нормативно-правовая система исчисления транспортного налога должна быть отредактирована с учетом растущего рынка электротранспорта.

При оценке системы электротранспорта стоит уделить особое внимание таким показателям, как мощность, запас хода, максимальная скорость, грузоподъемность, время разгона до 100 км/ч, крутящий момент, емкость батареи и др.

Кроме того, необходимо определить степень воздействия электротранспорта на ухудшение качества дорог в зависимости от мощности автомобиля.

Формула расчета транспортного налога, которая предполагает, что сумма налога = налоговая ставка*мощность*период пользования, подлежит корректировке из-за изменения основных показателей, а также для исключения двойного налогообложения из-за совпадения расчетного периода пользования нескольких собственников.

С учетом всестороннего анализа всех технических показателей, можно создать альтернативную дифференцированную таблицу в зависимости от мощности для уплаты транспортного налога как для легковых, так и для грузовых электромобилей, а также внести изменение в формулу для расчета налога.

Литература:

  1. Интернет-издание: КонсультантПлюс, Налоговый кодекс Российской Федерации, http://www.consultant.ru/(дата обращения: 01.03.2022);
  2. Интернет-издание: КонсультантПлюс, Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге», http://www.consultant.ru/(дата обращения: 01.03.2022);
  3. Интернет-издание: Глобальная энергия, «Европейская климатическая программа «Fit for 55», https://globalenergyprize.org (дата обращения: 01.03.2022);
  4. Интернет-издание: АЕВ, Пресс-релиз от 04.02.2022г., https://aebrus.ru/ (дата обращения: 01.03.2022);
  5. Интернет-издание: Forbes, «Потребители начинают голосовать рублем»: Bloomberg рассказал о буме спроса на электромобили на Дальнем Востоке, https://www.forbes.ru/ (дата обращения: 01.03.2022);
  6. Интернет-издание: Delovoy profil, Российский рынок электромобилей: будущее «зеленого» автомобилестроения, https://delprof.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).

Ключевые слова

Экология, транспорт, законодательство, Транспортный налог, электромобиль, Налоговый кодекс, климатическая программа, технические показатели, электротранспорт