Практические аспекты применения различных форм таможенного контроля в целях выявления нарушений таможенного законодательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Илюхина, Д. Ю. Практические аспекты применения различных форм таможенного контроля в целях выявления нарушений таможенного законодательства / Д. Ю. Илюхина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/423/16925/ (дата обращения: 03.05.2024).



Информация, представленная в данной статье, будет полезна самому широкому кругу читателей, как интересующихся практическими аспектами применения различных форм таможенного контроля в целях выявления нарушений таможенного законодательства ЕАЭС, так и правил их непосредственного осуществления на практике.

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что все имеющиеся формы осуществления таможенного контроля, применяются как в зависимости от характера сложившейся ситуации, так и имеют свое системное содержание, например — «камеральная таможенная проверка».

Как показывает практика деятельности таможенных органов Российской Федерации и всех иных стран — участниц ЕАЭС, все представленные в данной статье формы таможенного контроля достаточно эффективны и правоприменимы и не требуют своего существенного изменения.

Ключевые слова: формы таможенного контроля, камеральная таможенная проверка, выездная таможенная проверка, внешнеэкономическая деятельность.

В соответствии с нормами ст.322 действующего таможенного кодекса ЕАЭС, под формами таможенного контроля понимаются и являются следующие из них [1, с.78]:

— получение объяснений с субъектов внешнеэкономической деятельности;

— осуществление разносторонней проверки таможенных, иных документов и сведений, в той или иной мере затрагивающих предмет внешнеэкономической деятельности;

— осуществление таможенного осмотра;

— осуществление таможенного досмотра;

— осуществление личного таможенного досмотра;

— осуществление таможенного осмотра помещений и территорий;

— осуществление таможенной проверки.

Под практическими аспектами правоприменения всех представленных выше форм таможенного контроля, понимается следующая деятельность:

1) Получение объяснений с субъектов внешнеэкономической деятельности.

Под получением объяснений от субъекта внешнеторговой деятельности, понимается право таможенных органов Российской Федерации, в виде сбора всей необходимой информации о предмете таможенного регулирования, посредством применения формы, установленного образца.

Как показывает практика деятельности таможенных органов Российской Федерации, получение объяснений всегда имеет место при наличии проверки того или иного субъекта внешнеэкономической деятельности в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса.

2) Осуществление разносторонней проверки таможенных, иных документов и сведений, в той или иной мере затрагивающих предмет внешнеэкономической деятельности.

В свою очередь, под осуществлением разносторонней проверки таможенных и иных документов, выступают следующие действия:

— осуществление общей, либо выборочной проверки таможенных документов и сведений;

— осуществление проверки таможенных документов и сведений, до начала выпуска товаров с территории ЕАЭС;

— — осуществление проверки таможенных документов и сведений, после начала процедуры выпуска товаров с территории ЕАЭС.

Уже сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что проверка таможенных документов и сведений, позволяет осуществлять раскрытие множества правонарушений в области внешнеторговой деятельности.

3) Осуществление таможенного осмотра.

Данная форма проведения таможенного контроля в целях выявления нарушений таможенного законодательства ЕАЭС, представляет собой лишь визуальное контролирование перемещаемых товаров, средств их перемещения, без физического нарушения пломб и всех иных средств идентификации.

Дополнительно ко всему вышесказанному, также необходимо отметить следующее, именно «таможенный осмотр» представляет собой наиболее распространенную форму, этой важной государственной деятельности.

И только лишь при наличии разного рода несоответствий и неточностей, выявленных при осуществлении «таможенного осмотра», в конечном итоге ведет к запуску иных форм и видов дальнейшей контрольно-надзорной деятельности, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

4) Осуществление таможенного досмотра.

В свою очередь, эта форма проведения таможенного контроля в целях выявления нарушений таможенного законодательства ЕАЭС, представляет собой не только визуальное контролирование перемещаемых товаров, средств их перемещения, но также в обязательном порядке предполагает, физическое нарушение пломб и всех иных средств их фактической идентификации.

Как показывает практика деятельности таможенных органов Российской Федерации за последние годы, и таможенный осмотр и таможенный досмотр, представляют собой достаточно эффективные на практике методы выявления нарушений норм действующего законодательства.

5) Осуществление личного таможенного досмотра.

Данная форма осуществления таможенного контроля, представляет собой проведение личного досмотра физического лица, который осуществляет сове перемещение через таможенную границу ЕАЭС.

6) Осуществление таможенного осмотра помещений и территорий.

Под осуществлением данной формы таможенного контроля по тематике соблюдения норм действующего таможенного законодательства Российской Федерации, понимается визуальный осмотр разного рода помещений и территорий, в которых находятся товары и документы, входящие в предмет внешнеторговой деятельности.

7) Осуществление таможенной проверки.

Данная форма осуществления таможенной проверки, представляет собой целый комплекс мер и действий по осуществлению контроля за соблюдением уполномоченными субъектами права, правил выполнения внешнеторговой деятельности.

Действующий таможенный кодекс ЕАЭС, в настоящее время подразделяет таможенную проверку на следующие ее виды:

— камеральная таможенная проверка, представляет собой контроль за деятельностью участников внешнеторговой деятельности и осуществляется путем проведения комплексной проверки их деклараций, разного рода сведений и всех иных представляемых ими таможенных документов;

— и соответственно, выездная таможенная проверка, представляет собой контроль за деятельностью участников внешнеторговой деятельности и осуществляется путем проведения комплексной проверки их деклараций, разного рода сведений и всех иных представляемых ими таможенных документов на месте их фактического расположения.

Как правило, в большинстве случаев таможенный контроль всегда заканчивается стандартной процедурой «таможенного осмотра», поскольку большая часть участников внешнеэкономической деятельности изначально заинтересована в полном и безусловном соблюдении норм действующего таможенного законодательства стран — участниц ЕАЭС.

Таким образом, на основании всего вышесказанного необходимо резюмировать следующее, «практические аспекты правоприменения различных форм таможенного контроля в целях выявления нарушений таможенного законодательства ЕАЭС» в разной степени эффективны и значимы, так как применяются на различных этапах контролирующей, таможенной деятельности.

Уже сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что все представленные выше формы осуществления таможенного контроля, позволяют самым существенным образом собирать и доначислять в соответствующие бюджеты Российской Федерации, значительные объемы финансовых средств.

Тем не менее, исходя из практики деятельности таможенных органов Российской Федерации можно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования правовой процедуры всех представленных выше форм контроля, так как постоянно развивающиеся внешнеэкономические отношения, постоянно привносят в него массу вопросов уточняющего характера и содержания.

И такое положение рассматриваемого вопроса характерно не только для стран — участниц ЕАЭС, но и для большинства государств глобального мира, без исключения.

Литература:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

Ключевые слова

внешнеэкономическая деятельность, формы таможенного контроля, камеральная таможенная проверка, выездная таможенная проверка