К вопросу о политических предпосылках административных реформ в России в начале XIX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Приходько, М. А. К вопросу о политических предпосылках административных реформ в России в начале XIX века / М. А. Приходько. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/162/ (дата обращения: 08.05.2024).


Изучение предпосылок административных реформ в России в начале XIX в. требует историко-правового анализа. Особенно это касается политических предпосылок данных реформ.

К началу XIX в. существовали глубокие структурные кризисные явления в системе государственной власти Российской империи, затронувшие высшие государственные учреждения.

В 1801 году, к моменту вступления на престол Александра I-го, Правительствующий Сенат еще продолжал сохранять «значение первого и верховного установления среди всех прочих, подчиненных императору»1.

Но, изначальная универсальная компетенция, которой был наделен Сенат в сфере законодательства, управления и суда, с момента своего учреждения, привела к концу XVIII в. к его чрезмерной перегрузке делами самого различного характера и удручающе медленной скорости их разрешения.

Это положение не смогли радикально улучшить меры, предпринятые в начале царствования Павла I – учреждение трех временных департаментов и увеличение штата канцелярии Сената2.

Рассмотрение и разрешение законосовещательных и управленческих дел, не говоря уже о судебных, растягивалось на месяцы и годы.

Поэтому деятельность Сената в конце XVIII – начале XIX в. можно охарактеризовать, как полностью лишенную оперативности и динамизма.

Эта рутинность и медленность деятельности Сената была в том числе одной из причин удаления императора Павла I, с юных лет отличавшегося импульсивностью и чрезмерной деятельностью, от сенатских дел, что в свою очередь привело к усилению власти генерал-прокурора Сената (основного докладчика у императора по сенатским делам), вплоть до почти полной зависимости от него Сената1.

Неповоротливость механизма Сената, проявившаяся еще со второй четверти XVIII века, привела к постепенной утрате им части законодательных и исполнительных функций, перешедших к различным органам (учреждениям) – Верховному тайному совету (1726-1730), Кабинету министров е.и.в. (1730-1741), Конференции при высочайшем дворе (1756-1762), Императорскому совету (18.05 – 28.06.1762), Совету при высочайшем дворе (1769-1801); и все большей специализации Сената в качестве высшего судебного органа империи.

В части законосовещательных полномочий в царствование Екатерины II выдвинулся Совет при высочайшем дворе, который фактически стал высшим законосовещательным органом империи, но в царствование Павла I значение его резко упало2, вместе с объемом его законосовещательных полномочий. Он стал редко собираться и сосредоточил свою деятельность в основном на вопросах цензуры, торговли и промышленности.

Поэтому, к началу XIX в. Совет при высочайшем дворе сохранил свое значение высшего законосовещательного органа при императоре только номинально.

Значительная часть законосовещательных полномочий и практически вся высшая исполнительная власть сосредоточились в условиях экстраординарного царствования Павла I в «неформальном» узком круге особо приближенных к императору, отдельных должностных лиц – генерал-прокурор Сената, руководители первых трех коллегий (Адмиралтейской, Военной коллегий и Коллегии иностранных дел), министр коммерции, Государственный казначей, министр уделов, главный директор почт3, а так же управляющий (начальник) Военно-походной е.и.в. канцелярии и военный губернатор Санкт-Петербурга (только в последние месяцы царствования Павла I и первые месяцы царствования Александра I).

Отличительной особенностью этих должностных лиц было право личного доклада императору, на аудиенциях у которого, вопросы центрального государственного управления вносились непосредственно на «высочайшее» утверждение, (а после утверждения просто отсылались в Сенат для опубликования и хранения). В этом и проявлялось, собственно говоря, высшее государственное управление.

Из этих должностных лиц необходимо выделить нескольких, тех, компетенция которых выходила за рамки какой-либо одной отрасли или сферы государственного управления. Это – генерал-прокурор, управляющий (начальник) Военно-походной е.и.в. канцелярии и военный губернатор Санкт-Петербурга П.А.Пален (в течение краткого промежутка времени).

Генерал-прокурор Правительствующего Сената к концу XVIII века осуществлял большую часть текущего управления государством – управление внутренними делами, юстицией и частично финансами, (с 1797 г. управление финансами перешло к Государственному казначею, впрочем, к концу царствования Павла I снова возвратилось к генерал-прокурору)1.

Кроме того, через него восходили на высочайшее утверждение дела тех центральных учреждений государственного управления, руководители которых не имели доступа к императору2.

Помимо этого, от воли генерал-прокурора зависели все менее важные дела государственного управления, проходившие через Сенат3.

К концу XVIII в. генерал-прокурор, по сути, стал своеобразным первым министром или первенствующим сановником Российской империи – основной фигурой высшего государственного управления после императора.

Фактическая компетенция управляющего (начальника) Военно-походной е.и.в. канцелярии, (только фактическая, так как деятельность Военно-походной е.и.в. канцелярии в 1797-1808 гг. не была юридически регламентирована), определялась устными распоряжениями императора и основным функциональным назначением этого учреждения, выполнявшего роль личной императорской канцелярии по военным вопросам.

В то же время, ряд особых полномочий Военно-походной е.и.в. канцелярии во время отсутствия императора в столице – прием прошений «приносимых на высочайшее имя», управление всем районом временного местопребывания императора, доклад императору по всем «ведомствам» государственного управления и доведение повелений императора по этим «ведомствам»1; выходили за рамки только военно-сухопутного управления и наделяли управляющего (начальника) Военно-походной е.и.в. канцелярией полномочиями близкими к высшему государственному управлению. (Впрочем, в очень ограниченном объеме и в основном в царствование Павла I).

Военный губернатор Санкт-Петербурга граф П.А.Пален должен быть упомянут среди наиболее авторитетных сановников Российской империи конца XVIII – начала XIX в., только в течение краткого временного отрезка, примерно с 27 февраля по 17 июня 1801 г. Именно в этот период деятельность военного губернатора Санкт-Петербурга вышла за пределы местного государственного управления и затронула сферу центрального и даже высшего государственного управления.

Это объяснялось, с одной стороны, сосредоточением в руках П.А.Палена различных по своему характеру должностей: управляющего гражданской частью в Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерниях (с 26.09.1800), военного губернатора Санкт-Петербурга (с 28.07.1798 по 12.08.1800 и с 21.10.1800 по 17.06.1801), главного директора почт (с 18.02. по 13.03.1801), первоприсутствующего в Коллегии иностранных дел (с 27.02.1801), члена Совета при высочайшем дворе (с 27.02.1801)2, а с другой стороны и в главной мере, тем обстоятельством, что после отставки графа Ф.В.Растопчина, последовавшей 20.02.18011, П.А.Пален стал главным доверенным должностным лицом императора Павла I.

Определяющая роль, которую сыграл П.А.Пален в осуществлении дворцового переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., позволила ему сохранить на определенное время свое лидирующее положение и при Александре I, и даже укрепить его – 3 июня 1801 г. к веренице должностей П.А.Палена добавилась должность управляющего гражданской частью Санкт-Петербургской губернии, ставшая последней в его политической карьере2.

К началу XIX в. усилий генерал-прокурора и отдельных должностных лиц, приближенных к императору, в сфере высшего государственного управления, явно перестало хватать, в связи с отраслевым и технико-организационным усложнением труда по управлению государством.

Эти чиновники не могли заменить специального высшего административного органа власти.

Таким образом, практически все элементы, составлявшие систему высших органов Российской империи – Сенат, Совет при высочайшем дворе, генерал-прокурор и узкий круг должностных лиц приближенных к императору, за исключением разве что Святейшего Правительствующего Синода, нуждались в реформировании.

Эта система нуждалась в существенном административном преобразовании.

1 История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. Т. 2. СПб., 1911. С. 696.

2 ПСЗ-1. Т. 24. № 17639. С. 234-237.

1 История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. Т. 2. С. СПб., 639.

2 Архив Государственного Совета. Т. 2. СПб., 1878. С. V.

3 Сборник РИО. Т. 90.СПб., 1894.С. 202.

1 Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры. СПб., 1866. С. 209, 261.

2 Сборник РИО. Т. 90. СПб., 1894. С. 202.

3 Там же. С. 202.

1 Столетие Военного министерства. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1902. С. 330.

2 Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801-1906: Биобиблиографический справочник. СПб., 2006. С. 606.

1 Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801-1906: Биобиблиографический справочник. СПб., 2006. С. 606, 707.

2 Там же. С. 606.


Основные термины (генерируются автоматически): высочайший двор, начало XIX, Российская империя, высшее государственное управление, Правительствующий Сенат, военный губернатор Санкт-Петербурга, государственное управление, Государственный совет, император, конец XVIII.

Похожие статьи

Специальные полномочия высших судебных органов...

Император Петр I. «1. Правительствующий Сенат»] Сенат также проявляет функции высшего «уголовного суда по финансовым преступлениям», поскольку рассматривал дела о хищениях государственных средств и присвоения его имущества.

Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе...

В 1811 году М. М. Сперанский подготовил проект «Уложение Правительствующего Сената».

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, Российская Империя, верхняя палата, высшее государственное управление...

Становление и развитие прокуратуры Российской империи...

В период переворотов, независимо от личностно определяемой и значимой роли генерал-прокурора при дворе, его отношениями с Сенатом и иными высшими государственными органами...

Характеристика источников права Российской империи...

Правительствующий Сенат Российской империи как высший судебный орган в конце XIXначале XX века. М., 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, Государственный Совет, акт, система источников, подзаконный акт, обычай, норма...

Михаил Михайлович Сперанский — звезда отечественной...

Тогда в управлении страной принимали участие только представители высших и средних слоёв.

В 1811 году инновационная деятельность Михаила Михайловича привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

Наивысшего дореволюционного расцвета она достигает во время деятельности великого Института гражданских инженеров имени императора

Вплоть до 60х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира...

Обзор польских конституций конца XVIII — первой половины XIX...

В Российской империи в середине XIX века существование регионов с преобладающим нерусским населением постепенно превращалось в сознании царских властей в угрозу сепаратизма и развала страны. В отличие от наиболее дальновидных государственных...

Петровские преобразования и создание специализированных...

Одним из факторов приблизивший процесс укрепления российского государственного

Восемнадцатый век можно считать веком рождения Российской империи.

Царем был создан Правительствующий Сенат, созданы коллегии, проведена административная реформа.

Развитие полицейских учреждений в период правления Екатерины II

Правительствующий Сенат был разделен на шесть департаментов, в распоряжение третьего департамента Екатерина II отнесла контроль и надзор за

В 1775 году согласно «Учреждению для управления губерний» был создан государственный орган — сельская полиция.

Похожие статьи

Специальные полномочия высших судебных органов...

Император Петр I. «1. Правительствующий Сенат»] Сенат также проявляет функции высшего «уголовного суда по финансовым преступлениям», поскольку рассматривал дела о хищениях государственных средств и присвоения его имущества.

Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе...

В 1811 году М. М. Сперанский подготовил проект «Уложение Правительствующего Сената».

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, Российская Империя, верхняя палата, высшее государственное управление...

Становление и развитие прокуратуры Российской империи...

В период переворотов, независимо от личностно определяемой и значимой роли генерал-прокурора при дворе, его отношениями с Сенатом и иными высшими государственными органами...

Характеристика источников права Российской империи...

Правительствующий Сенат Российской империи как высший судебный орган в конце XIXначале XX века. М., 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, Государственный Совет, акт, система источников, подзаконный акт, обычай, норма...

Михаил Михайлович Сперанский — звезда отечественной...

Тогда в управлении страной принимали участие только представители высших и средних слоёв.

В 1811 году инновационная деятельность Михаила Михайловича привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената.

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища...

Наивысшего дореволюционного расцвета она достигает во время деятельности великого Института гражданских инженеров имени императора

Вплоть до 60х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира...

Обзор польских конституций конца XVIII — первой половины XIX...

В Российской империи в середине XIX века существование регионов с преобладающим нерусским населением постепенно превращалось в сознании царских властей в угрозу сепаратизма и развала страны. В отличие от наиболее дальновидных государственных...

Петровские преобразования и создание специализированных...

Одним из факторов приблизивший процесс укрепления российского государственного

Восемнадцатый век можно считать веком рождения Российской империи.

Царем был создан Правительствующий Сенат, созданы коллегии, проведена административная реформа.

Развитие полицейских учреждений в период правления Екатерины II

Правительствующий Сенат был разделен на шесть департаментов, в распоряжение третьего департамента Екатерина II отнесла контроль и надзор за

В 1775 году согласно «Учреждению для управления губерний» был создан государственный орган — сельская полиция.