О необходимости исследования механизма международного нормотворческого процесса (на примере ООН) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, апрель 2019)

Дата публикации: 27.03.2019

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Покачева, А. В. О необходимости исследования механизма международного нормотворческого процесса (на примере ООН) / А. В. Покачева. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14929/ (дата обращения: 28.04.2024).



Механизм международного нормотворчества испытывает влияние разнообразных дестабилизирующих факторов. На этом фоне он нуждается в научном осмыслении с целью оценки его эффективности, и формулирования предложения по его совершенствованию. В статье акцентируется внимание на важности международного нормотворческого процесса с участием органов, осуществляющих нормотворческую деятельность в ООН, оценивается степень научной разработанности данной проблематики, указываются цель и задачи исследования.

Ключевые слова: международный нормотворческий процесс, Организация Объединенных Наций, механизм нормотворческого процесса, нормы международного права, международное право.

В настоящее время сложилась достаточно напряженная международная обстановка, порождающая проблемы, которые далеко не всегда разрешаются с использованием норм международного права. Нормативное регулирование пытаются подменить односторонним диктатом, легитимность которого обосновывают, применяя политику двойных стандартов. В качестве другой крайности — используется давление на участников международного нормотворческого процесса, с целью принятия нужного правового акта. Между тем, нормы международного права не должны обслуживать односторонние действия государств на мировой арене, придавая им видимость легитимности. В международном праве действовал и продолжает действовать древнеримский принцип «ex injuria jus non oritur» («из правонарушения не рождается право»).

Ведущая роль в системе международных отношений принадлежит Организации Объединенных Наций (далее — ООН). Она принимает активное участие в международном нормотворческом процессе, однако результаты этого нормотворчества не всегда носят объективный характер. Весьма часто необходимый одному из влиятельных членов данной организации результат достигается не в ходе эволюционных демократических процессов, а в следствии шантажа в отношении других членов организации. Тем не менее предавать забвению ООН рано. Ее роль не может быть реализована иными международными организациями.

Нормотворческая деятельность ООН имеет две разновидности. Во-первых, она участвует в нормотворческом процессе государств, во-вторых — сама создает нормы международного права. ООН заключает международные договоры, участвует в создании норм обычного права и принимает резолюции, имеющие обязательный характер. Кроме того, значительная часть резолюций, принимаемых в рамках деятельности данной организации, носит рекомендательный характер.

Органами, осуществляющими правотворческую деятельность в ООН, являются: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Комиссия международного права, Совет по правам человека (ранее Комиссия по правам человека), Комитет ООН по мирному использованию космического пространства и др.

Так, возможность участия Генеральной Ассамблеи в правотворческом процессе прямо предусматривается Уставом ООН. Хотя вопрос о юридической силе и значении резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в доктрине международного права получил неоднозначную оценку и требует дополнительного изучения.

Резолюции Совета Безопасности обязательны для всех членов ООН, вступают в силу автоматически и немедленно, составляют часть международно-правовой базы. Однако вопросы пределов и правовой основы деятельности этого органа, а также правовой природы выносимых им решений исследователи относят к категории нерешенных [1, с. 171]. Все чаще звучат призывы к реформированию Совета Безопасности ООН [2, с. 82], что может повлиять и на его нормотворческую компетенцию. При этом следует учесть, что не все народившиеся новые отношения возможно «втолкнуть» в существующие правовые нормы [3, с. 77].

Следует также учитывать тот факт, что в современном международном правотворчестве правила поведения на международной арене могут создаваться весьма разнообразными субъектами (международными, межправительственными и неправительственными организациями и др.) и в ходе достаточно широкого спектра мероприятий (на международных конференциях, в ходе переговоров глав государств и правительств и др.). Как справедливо отмечает Н. Д. Тазиев, «такие нормы в большинстве своем носят рекомендательный характер, однако этот факт ни в коей мере не умаляет их значимость. Зачастую именно эти решения оказывают решающее влияние на создание норм субъектами международного права. В настоящее время нормы, разработанные и принятые современными методами, оказывают ощутимое влияние в урегулировании глобальных проблем человечества и приобретают актуальный характер в науке международного права» [4, с. 4].

На этом фоне особую роль обретает исследование механизма международного нормотворческого процесса органами, осуществляющими правотворческую деятельность в ООН. Необходимо мобилизовать резервы этого механизма для недопущения полного коллапса в международных отношениях.

В качестве общетеоретической проблемы, которая ждет своего решения, следует исследовать понятие «международное нормотворчество». Нормотворческая тематика является весьма дискуссионным вопросом и на уровне государственного нормотворчества. Международный же уровень данного правового явления предметом специального исследования являлся лишь однажды, в диссертационном исследовании Н. Д. Тазиева [4], где не была поставлена задача достижения понятийной определенности в отношении термина «международное нормотворчество». Это существенный недостаток, который должен быть преодолен на доктринальном уровне.

На общетеоретическом уровневопросы онтологии нормотворческой деятельности рассматривались в работах С. С. Алексеева, В. М. Баранова, М. В. Барановой, О. А. Гаврилова, М. И. Мулушина, А. Н. Миронова, И. И. Мозженко, В. С. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика, Т. Я. Хабриевой и др.

Предметом специального исследования ученых-международников международное нормотворчество становилось в работах Р. А. Каламкаряна, И. И. Лукашука, Н. Д. Тазиева и др.

Отдельные элементы механизма международного нормотворчества при исследовании проблематики глобального права затрагивались в работах В. В. Богатырева.

В ходе исследования планируется также изучение научных трудов зарубежных исследователей международного права, освещающих различные аспекты механизма международного нормотворчества: Я. Броунли, Б. Конфорти, Р. Фолка, Дж. Голда, Ш. Розена, О. Шахтера, Г. Шварценберга и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами международного права в сфере международного нормотворческого процесса.

В качестве предмета исследования выступят доктринальные воззрения и правоприменительная практика, отражающие результаты международного нормотворческого процесса.

Цель исследования состоит в формировании целостного научного представления о механизме международного нормотворческого процесса на примере ООН, его элементах и влиянии на национальные правовые системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимообусловленных и взаимосвязанных задач:

– изучить понятие международно-правовой нормы;

– проанализировать процесс создания норм международного права;

– исследовать субъектный состав нормотворческой деятельности ООН;

– проанализировать нормотворческую деятельность Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.

Методологическую основу исследования составят совокупность общенаучных (системный, анализ, синтез, дедукция, индукция), частно-научных и специальных методов познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования), что позволит наиболее полно и всесторонне раскрыть обозначенный предмет исследования, достичь цели, решить поставленные задачи.

Так, в качестве общенаучного планируется использовать диалектический метод (основные диалектические закономерности и категории). С его помощью возможно всестороннее исследование сущности международной нормотворческой деятельности, форм и содержания ее элементов. Диалектический метод конкретизирует и обогащает системный подход, дополняя требования полноты, всесторонности, стабильности и динамичности. Будет исследовано влияние международного механизма нормотворческой деятельности не только на процессы международного взаимодействия, но и на национальные правовые системы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что механизм международного нормотворческого процесса нуждается в оптимизации.

После проведения системного анализа механизма международного нормотворческого процесса (на примере ООН) планируется оценить его эффективность, и сформулировать предложения по его совершенствованию.

Таким образом, исследование механизма международного нормотворческого процесса на примере ООН имеет актуальность и должно строится на добротной научной основе.

Литература:

  1. Ганюшкина, Е. Б. Подводя итог 70 летней работы Организации Объединенных Наций: разногласия по вопросу о том, имеет ли Совет Безопасности ООН законодательные полномочия / Е. Б. Ганюшкина // Вестник международных организаций. — 2016. — № 3. — С. 169–190.
  2. Карташкин, В. А. Организация Объединенных Наций и международная защита прав человека в XXI веке: монография / В. А. Карташкин. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 176 с.
  3. Богатырев, В. В. Правовая глобалистика / В. В. Богатырев // Государство и право. — 2008. — № 8. — С. 73–77.
  4. Тазиев, Н. Д. Международное нормотворчество: современные способы создания правовых норм. Дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.01./ Наиль Дамирович Тазиев. — Казань, 2002. — 186 с.
Основные термины (генерируются автоматически): международный нормотворческий процесс, международное нормотворчество, нормотворческая деятельность, ООН, Генеральная Ассамблея, Генеральная Ассамблея ООН, диалектический метод, нормотворческая деятельность ООН, правотворческая деятельность, рекомендательный характер.

Ключевые слова

международное право, Организация Объединенных Наций, нормы международного права, международный нормотворческий процесс, механизм нормотворческого процесса

Похожие статьи

Соблюдение основ международного права в контексте...

Источниками современного международного права являются также те резолюции Генеральной Ассамблеи и других органов ООН, в которых сформулированы определенные права и обязанности государств-членов ООН по вопросам международных отношений, направленные...

Правовое регулирование международной экономической...

Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН формирует лишь рекомендации.

Важными нормотворческими документами с точки зрения международного экономического права являются также резолюции Генеральной...

Роль ООН в развитии международного экологического права

В том же 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу по окружающей среде (далее — ЮНЕП), призванную координировать деятельность органов и учреждений системы ООН по экологическим вопросам. ЮНЕП также принадлежит первостепенная роль в...

К вопросу о современном состоянии законодательства об...

в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по... Международно-правовые гарантии социального государства. Главным условием функционирования системы международно-правовых гарантий является принятие...

Некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой...

С 1953 года Комиссия международного права ООН начала разработку проектов Конвенций о международной ответственности государств

Важное значение в сфере формирования норм международно-правовой ответственности занимает принятие Генеральной Ассамблеей ООН...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое совершенство, принцип, нормотворческая деятельность, муниципальное нормотворчество, принцип демократизма, орган, Российская... Муниципальное правотворчество: состояние и...

К вопросу о реформировании Организации Объединенных Наций

ООН является одной из важнейших международных организаций, ознаменовавшей новую эру в

Стоит отметить, что вопрос о реформировании ООН встал практически сразу с момента

Однако целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада...

Суд как субъект нормотворческой деятельности

В статье анализируются проблемные вопросы нормотворческой деятельности суда. Обоснована авторская позиция по разделению понятий «судебная практика» и «судебный прецедент». Акцентируется внимание на необходимости подчиненного положения судебного...

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности

Однако основные принципы правотворчества в нормотворческой деятельности органов местного

Такое, как правило, происходит в тех случаях, когда за основу берутся принципы и методы, не...

Похожие статьи

Соблюдение основ международного права в контексте...

Источниками современного международного права являются также те резолюции Генеральной Ассамблеи и других органов ООН, в которых сформулированы определенные права и обязанности государств-членов ООН по вопросам международных отношений, направленные...

Правовое регулирование международной экономической...

Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН формирует лишь рекомендации.

Важными нормотворческими документами с точки зрения международного экономического права являются также резолюции Генеральной...

Роль ООН в развитии международного экологического права

В том же 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу по окружающей среде (далее — ЮНЕП), призванную координировать деятельность органов и учреждений системы ООН по экологическим вопросам. ЮНЕП также принадлежит первостепенная роль в...

К вопросу о современном состоянии законодательства об...

в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по... Международно-правовые гарантии социального государства. Главным условием функционирования системы международно-правовых гарантий является принятие...

Некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой...

С 1953 года Комиссия международного права ООН начала разработку проектов Конвенций о международной ответственности государств

Важное значение в сфере формирования норм международно-правовой ответственности занимает принятие Генеральной Ассамблеей ООН...

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое совершенство, принцип, нормотворческая деятельность, муниципальное нормотворчество, принцип демократизма, орган, Российская... Муниципальное правотворчество: состояние и...

К вопросу о реформировании Организации Объединенных Наций

ООН является одной из важнейших международных организаций, ознаменовавшей новую эру в

Стоит отметить, что вопрос о реформировании ООН встал практически сразу с момента

Однако целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада...

Суд как субъект нормотворческой деятельности

В статье анализируются проблемные вопросы нормотворческой деятельности суда. Обоснована авторская позиция по разделению понятий «судебная практика» и «судебный прецедент». Акцентируется внимание на необходимости подчиненного положения судебного...

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности

Однако основные принципы правотворчества в нормотворческой деятельности органов местного

Такое, как правило, происходит в тех случаях, когда за основу берутся принципы и методы, не...