Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер государственного принуждения в Древнерусском государстве (XI–XII вв.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 2. История государства и права

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 03.03.2018

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Котова, С. Г. Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер государственного принуждения в Древнерусском государстве (XI–XII вв.) / С. Г. Котова, Я. И. Зорина. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/297/13899/ (дата обращения: 30.04.2024).



В рамках данной статьи, автором исследуются некоторые теоретические аспекты системы применения мер государственного принуждения в Древнерусском государстве на рубеже XI-XII века. На основе анализа теоретических изысканий ученых рассматриваемого периода, делается общий вывод об обосновании применения государственного принуждения на данном этапе развития отечественного государства и права.

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве.

Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая система прошла весьма длительный путь в своем развитии и правовой эволюции, при этом многие этапы данного пути были противоречивы и зачастую проходили в условиях столкновения норм собственных (традиционных) правовых институтов и норм «земных» (заимствовавшихся из права других государств). В этих условиях важно понять саму логику правовой эволюции отечественного права, исследовать сущность данного процесса. Именно это, как нам представляется, поможет нам более детально понять современную систему мер государственного принуждения, используемую в отечественном законодательстве [3, с. 98].

Отметим, что ученые-правоведы различных эпох в своих трудах затрагивали механизм развития и функционирования системы государственного принуждения в России. Данные ученые (каждый в отдельно взятом аспекте) в целом отразили основные вехи данного процесса и подвели определенные итоги, на момент написания своих работ. Так, идеи независимости русского государства, сильная княжеская власть обладающая достаточно эффективным (по меркам современников) аппаратом принуждения — это то, на что обращают многие авторы. К примеру, по мнению Л. А. Тихомирова: «Идея единоличного самодержавии на Руси до монгольской созревала настолько быстро, что уже при внуке Мономаха могла иметь такого представителя, как знаменитый Андрей Боголюбский». В дальнейшем же, по мере развития феодальных отношений в древнерусском государстве, усиление внешней опасности происходит постепенное пропагандирование единения русских земель (изначально центром выступал Киев, затем Москва) и дальнейшего уменьшения социального угнетения и эксплуатации, посредством совершенствования аппарата государственного принуждения [4, с. 229].

Первым серьезным политико-идеологическим трактатом, обуславливающим механизм государственного принуждения в древнерусском государстве стало «Слово о Законе и Благодати» (примерно середина XI века), автором которого выступил широкоизвестный на тот момент митрополит Илларион. В рамках данного трактата автором исследовались вопросы касающиеся сущности государственной власти, ее происхождения, ее основные задачи и конечные цели функционирования. В качестве фундамента государственной власти митрополит Илларион видел божественную волю, которая и являлась основанием для применения мер государственного принуждения, которое в свою очередь должно быть обязательно основано на законе. Закон же устанавливался избранником Бога на Земле — князем. Отметим, что как исследователя Иллариона интересовали проблемы создания и функционирования праведного суда, который является одной из форм государственного принуждения по «Правде» (отметим интересный факт — понятие «оправдать» является современным вариантом древнерусского слова «оправдить», которое в свою очередь является прямой отсылкой к древнерусскому законодательству). Наказание по митрополиту Иллариону определялось как: «воздаяние каждому по делам его» [1, с. 15–18].

После митрополита Иллариона проблемы государственного принуждения в политико-правовом контексте рассматривал Владимир Мономах. В частности, вступив на престол данный князь сразу же приступил к массивному законотворчеству, издав новые законодательные акты. Теоретическое же обоснование системы государственного принуждения Владимир Мономах изложил в своих трудах: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», который условно принято называть «Автобиографией». Анализируя данные произведения в контексте настоящего исследования, мы можем отметить, что в целом Мономах разделяет и продолжает линию, установленную митрополитом Илларионом, относительно определения государственного принуждения как опосредованной Божественной воли, которая проявляется через правителя и законы издаваемые им. Отдельно Владимир Монах на страницах своих трудов исследует вопросы организации и практики построения княжеской власти, характеризует ее объемы, устанавливает формат отношений между князем и подданными.

Прямо касаясь института государственного принуждения, Владимир Мономах отмечал, что последнее имеет различные цели в процессе правового регулирования отмечал его объективный для любой национальной государственности характер. Владимир Мономах прямо указывал на то, что судебные функции должен осуществлять князь и делать это: «праведно, с милостью и избегая беззакония. Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу не давайте сильным погубить человека». Мономах подчеркивал, что любой человек должен находиться под государственной защитой, в независимости от своего социального и общественного статуса. Касаемо проблемы смертной казни, Владимир Мономах абсолютно четко проводит мысль о ее неприемлемости: «Ни правого, ни виноватого не убивайте, и не повелевайте убить того, кто будет достоин смерти, ведь душу христианскую нельзя губить» [1, с. 52].

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, мы можем отметить, что уже в первые века существования отечественной государственности отдельными авторами предпринимается попытки теоретического обоснования механизма государственного принуждения. В целом мнения данных авторов сводится к единой парадигме — государственная власть обладает правом применения мер принуждения в отношении подданных на основании Божественной воли которая является первопричиной возникновения государства и пронизывает все сферы деятельности государства и общества. Высший исполнитель Божественной воли на земле — это глава государства («князь») которому принадлежат максимальные права по применению мер принуждения.

Литература:

  1. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России. 2-е изд. — М., 2003.
  2. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. 4-е изд. — М., 2004. — С. 288.
  3. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. — М., 2010.
  4. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — СПб., 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное принуждение, Владимир, древнерусское государство, Божественная воля, государственная власть, XI-XII, князь, мера, Моном, правовая эволюция.

Ключевые слова

государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве

Похожие статьи

Этапы становления и развития идей правового государства

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве. Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая...

Клерикализация современного российского государства...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Плотникова О. А. Генезис и легитимизация княжеской власти в Древнерусском обществе VI-XII вв. [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): владимир, Моном, Русская земля, Русь, половец, великий князь, князь, история, годовой рост, Татищево.

Политическая история отношений государственной власти...

Ключевые слова: политическая история, государственная власть, Русская православная

Божественная концепция власти и становление официальной религиозной идеологии

В отношении к власти великого князя в России (по крайней мере до конца XV века) Русская...

Исторические аспекты становления норм о защите интересов...

Таким образом, уже в XIXIII веках законодательство Древней Руси содержало достаточно обширную систему мер уголовно-правовой

Проанализировав статьи Соборного Уложения необходимо отметить, что государственная власть в тот период оставалась практически...

Зарождение антропологических идей в русской православной...

Ярослав Мудрый, например, вошёл в русскую историю не только как крупный государственный деятель, но и как педагог, которого волновали вопросы

Среди древних князей после Ярослава Мудрого никто не оставил такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах.

Статьи по ключевому слову "государственное принуждение..."

"государственное принуждение": Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г. — Устинова О. Н.

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер государственного принуждения в Древнерусском государстве (XIXII вв.)

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

...государства, обосновать идею божественности как светской, так и церковной власти и вселить веру в непоколебимость государственных основ

Основные термины (генерируются автоматически): родная земля, Владимир, князь, православная вера, русская земля, русский...

Похожие статьи

Этапы становления и развития идей правового государства

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве. Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая...

Клерикализация современного российского государства...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Плотникова О. А. Генезис и легитимизация княжеской власти в Древнерусском обществе VI-XII вв. [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): владимир, Моном, Русская земля, Русь, половец, великий князь, князь, история, годовой рост, Татищево.

Политическая история отношений государственной власти...

Ключевые слова: политическая история, государственная власть, Русская православная

Божественная концепция власти и становление официальной религиозной идеологии

В отношении к власти великого князя в России (по крайней мере до конца XV века) Русская...

Исторические аспекты становления норм о защите интересов...

Таким образом, уже в XIXIII веках законодательство Древней Руси содержало достаточно обширную систему мер уголовно-правовой

Проанализировав статьи Соборного Уложения необходимо отметить, что государственная власть в тот период оставалась практически...

Зарождение антропологических идей в русской православной...

Ярослав Мудрый, например, вошёл в русскую историю не только как крупный государственный деятель, но и как педагог, которого волновали вопросы

Среди древних князей после Ярослава Мудрого никто не оставил такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах.

Статьи по ключевому слову "государственное принуждение..."

"государственное принуждение": Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г. — Устинова О. Н.

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер государственного принуждения в Древнерусском государстве (XIXII вв.)

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

...государства, обосновать идею божественности как светской, так и церковной власти и вселить веру в непоколебимость государственных основ

Основные термины (генерируются автоматически): родная земля, Владимир, князь, православная вера, русская земля, русский...