Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Артыкбаева, С. Ж. Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы) / С. Ж. Артыкбаева, Н. А. Марасулова, кызы Жамила Жанибек. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11738/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Ключевые слова: семья, социальная защита детей, воспитание, любовь

This article examines the question of raising children, the role of the family and social protection of children and the formation of his personality.

Key words: family, child, education, love

Семья играет огромную роль в воспитании детей и развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере понимания, и любви имеют меньше проблем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе, со здоровьем, или наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем [3,4, 6,12].

Именно родители ответственны за формирование характера ребенка и его жизненных установок. Рождаясь, ребенок видит перед собой родителей. Их пример определяет его поведение не только впервые годы жизни, но всю последующую жизнь. Однако семья может выступать не только положительным, но и отрицательным фактором воспитания. Главное в воспитании ребенка достижение душевного равновесия. Родители не должны пускать процесс воспитания на самотек, ссылаясь на детский сад, школу и «нынешнее поколение». Благодаря семье ребенок учится вести себя в различных ситуациях. А наличие проблем в семье может сформировать у ребенка неправильное представление о способах разрешения конфликтов.

В связи с экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования, социально-экономическое положение семьи, постоянными стрессами цивилизации истощает людей, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в современном мире. Особенно важная роль отводится семье в воспитании ребенка с отклонениями. Родителям следует уделять внимание не только методам и способам лечения ребенка, но и развитию его духовного мира, становлению ребенка как личности.

Целью данной статью является проследить типы взаимоотношений детей и родителей, способы решения конфликтных ситуаций, возможности становления гармонично-развитой личности.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью, какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений; в сфере образования; в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе Кыргызской Республике: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все, же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким. Никогда не забывайте о том, что вы должны сделать свой дом светлым и счастливым для себя и своих детей. Нужно учиться отличать добро от зла.

Беда может постичь любого. Пусть же терпение, дух благодарности и любовь ярко светят в сердце вопреки тому, что день может быть весьма мрачен.

В доме будет светло, если он станет местом, где всегда звучат слова поощрения и совершаются добрые дела, где вежливость и любовь живут постоянно.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций [6,8,10,11,12]. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности [1,2]. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка [3,4,5,6].

Заключение: Таким образом, семья должна стать частичкой неба на земле, местом, где любовь не подавляется грубостью, но, наоборот, лелеется. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь, сочувствие. Защита детства рассматривается как важнейший фактор экономического, культурного и социального развития общества. Современные родители понимают, что необходимо не только защищать и оберегать ребёнка, но и подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями.

Литература:

  1. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей». 112 с.
  2. Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана. 2010. № 6. С. 110–113.
  3. Положение о Департаменте по защите детей № 141–0 от 15 мая 2007 года.
  4. Положение детей в Кыргызстане: реальность и перспективы. — Б., 2005. — 66с.
  5. Андреева Г. М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. — 1997. — № 4. — С.50–52.
  6. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. — М.: Издательская группа «Прогресс — Универс», 1993. — 550 с.
  7. Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. — 2005. — № 2. — С. 104–106
  8. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер. с англ. — М.: Ин–т соц. работы, 1994. — 658 с.
  9. Дядюнова И. А. К вопросу о социализации детей // Начальная школа. — 2007. — № 10. — С.89–92.
  10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  11. Селезнева Е. В. Главная педагогия — родительский дом // Семья и школа. — 1989. — № 7. — С.63.
  12. Макаренко. А. С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие. — М.: Знание, 1984. — 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, социальная защита детей, роль семьи, воспитание детей, детский сад, какая семья, социальная защита детства, социальная работа, тесная связь.

Ключевые слова

любовь, семья, воспитание, социальная защита детей

Похожие статьи

Социальная защита детства | Статья в журнале «Молодой...»

ребенок, семья, воспитание детей, незащищенный ребенок, воспитание ребенка, массовое воспитание, индивидуальный подход, детская преступность, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.

семья, ребенок, социальная защита детей, роль семьи...

...детей, роль семьи, социальная работа, социальная защита детства, воспитание детей, какая семья, детский сад, тесная связь.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»... ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово...

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

социальная защита, дети, Семейное насилие, социальная помощь, пострадавшие от семейного насилия, центр социальной

Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях.

Приём детей из социально неблагополучных семей детским...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Роль семьи в воспитании ребенка | Статья в сборнике...

ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.

Семья и детский сад: два важных социальных института...

Библиографическое описание: Денисова А. Б., Селезнева Г. А. Семья и детский сад: два важных социальных института

Только от совместной работы таких двух базовых пластов, как ДОУ и семья, возможно полноценное здоровое воспитание современных детей.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип. Организация работы консультативного пункта для оказания...

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

Приемные семьи часто сталкиваются с целым комплексом проблем при воспитании приемных детей.

Для членов семьи характерна негибкость в выборе ролей, ригидность, также это затрагивает и семейные правила.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Семья — главная защита ребенка, и ее материальное и духовное состояние оказывает существенное влияние на его развитие. Благодаря своему происхождению ребенок приобретает определенные социальные свойства, статус...

Похожие статьи

Социальная защита детства | Статья в журнале «Молодой...»

ребенок, семья, воспитание детей, незащищенный ребенок, воспитание ребенка, массовое воспитание, индивидуальный подход, детская преступность, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.

семья, ребенок, социальная защита детей, роль семьи...

...детей, роль семьи, социальная работа, социальная защита детства, воспитание детей, какая семья, детский сад, тесная связь.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»... ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово...

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

социальная защита, дети, Семейное насилие, социальная помощь, пострадавшие от семейного насилия, центр социальной

Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях.

Приём детей из социально неблагополучных семей детским...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Роль семьи в воспитании ребенка | Статья в сборнике...

ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.

Семья и детский сад: два важных социальных института...

Библиографическое описание: Денисова А. Б., Селезнева Г. А. Семья и детский сад: два важных социальных института

Только от совместной работы таких двух базовых пластов, как ДОУ и семья, возможно полноценное здоровое воспитание современных детей.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип. Организация работы консультативного пункта для оказания...

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

Приемные семьи часто сталкиваются с целым комплексом проблем при воспитании приемных детей.

Для членов семьи характерна негибкость в выборе ролей, ригидность, также это затрагивает и семейные правила.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Семья — главная защита ребенка, и ее материальное и духовное состояние оказывает существенное влияние на его развитие. Благодаря своему происхождению ребенок приобретает определенные социальные свойства, статус...