Место музыки в древнегреческом обществе периода высокой классики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

V международная научная конференция «История и археология» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 06.02.2018

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Мигурская, П. Е. Место музыки в древнегреческом обществе периода высокой классики / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13754/ (дата обращения: 10.05.2024).



Конструктом восприятия музыки древним греком являлась вера в ее божественное происхождение. Возможно, этим определялась та исключительная роль, которую она играла в жизни Эллады: ей приписывались «воспитательные, магические и даже врачебные функции. Так, как успокоительная и уравновешивающая гармония» [2, с. 14] воспринималась музыка Аполлона и муз вообще.

Мифологическая компонента считалась одной из базовых элементов сознания эллина. Она характеризовала способ духовного освоения мира, как на индивидуально-личностном, так и на коллективном уровне. Миф (греч. Μύθος — сказание, предание) объяснял этот мир, его происхождение, определял место в нем богов и людей, был способом моделирования окружающего пространства.

В этой культурной традиции существовали циклы преданий, повествующих о происхождении музыкальных инструментов, генезисе музыки, ее составляющих. Ряд сказаний был посвящен и Фебу, искусно поющему златокудрому богу. Он признавался покровителем музыкантов, певцов и вообще всех, кто связан с музыкальным искусством.

Однажды Мусагет принял облик дельфина и направил корабль критских моряков к выбранному им месту, которое, в честь священного животного, назвали Дельфы. Здесь ими был построен храм, где бывшие мореплаватели стали исполнять обязанности жрецов, и впервые запели хоровые гимны, посвященные богу-покровителю со словами благодарности, — пеаны. Эти песнопения представляли собой «истинно эллинскую музыку: величественную, спокойную и благородную. В ее основе лежало глубоко религиозное чувство уважения к отечественным богам» [1, с. 31]. Они исполнялись под аккомпанемент струнных инструментов: кифары, форминкса или лиры. Аполлон изображался с одним из этих инструментов. Позднее аполлоновская музыка сопровождала традиционные религиозные ритуалы.

Помимо этого, музыка звучала на протяжении всего жизненного пути человека, являлась его спутницей, начиная «с рождения и кончая смертью, она была одним из предметов его занятий в палестре, сопровождала его в битве с врагами и в пиршестве с друзьями и т. д». [2, с. 8].

Песни раздавались во время бытовых обрядовых церемоний, во время жатвы, сбора винограда, его выжимании, размалывании зерна, печении хлеба, при черпании воды и т. д. Исполнялись они коллективно. Состав древнегреческого обрядового хора дифференцировался по гендерному или возрастному признаку. На празднествах слышались хоры девушек, женщин, мальчиков, мужей, старцев, вступающих в состязание (греч. Άγων — соревнование, состязание) между собой.

Однако, известно, что в Элладе распевались и законы. Это был тот случай, когда в Спарте вспыхнули ожесточенные раздоры. Для преодоления возникших противоречий были приняты определенные постулаты. Они координировали взаимоотношения индивидов, служили гарантом их безопасности от каких-либо своеволий, при этом, учитывались права и желания лаконцев. Однако провозглашенные предписания еще следовало трансформировать в действующие реалии. С этой целью обратились за помощью к песне.

Известный древнегреческий музыкант Терпандр создал для текста законов достойное музыкальное обрамление. «Это должна была быть яркая и образная музыка, помогающая проникновению в суть законоположений и приемлемая для всех возрастов и самых разнообразных вкусов» [1, с. 210]. Жители Лаконии повсеместно распевали их, воспринимая как незыблемые указания, руководства, ориентированные на регламентацию норм жизни людей.

Можно констатировать, что в данных условиях государство, обратившись к музыке, смогло найти возможность разрешения сложной политической ситуации. Музыка выполнила задачи, поставленные перед ней.

Вместе с тем, «особенное значение придавалось музыке, как средству воспитания» [2, с. 6] подрастающего поколения. На музыкальном воспитании, в первую очередь, строилась система общественного образования древних греков.

Величайший античный мыслитель Платон утверждал, что для тела существует гимнастика, для души же — музыка, при этом воспитание мусическое должно предшествовать гимнастическому, ибо «оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает» [5, с. 120]. Этот принцип являлся базовым в афинской модели образования. Ее целью было воспитание гармонично развитого человека, свободной творческой личности, активно включенной в полисный уклад жизни.

Основу начального обучения юных жителей Аттики, помимо чтения, письма и счета, составляло пение, которое «находилось в тесной связи с музицированием» [4, с. 755]. Платон подчеркивал важность подобных занятий. Например, отмечал он, «обучение у кифариста, влияя на личность в целом, способствует приучению молодых к «владению собой», делает их более культурными, поселяя в их душах эвритмию и гармонию» [3, с. 68]. Музыкальное же образование, пояснял далее философ, значимо и для всей нравственной сферы.

Таким образом, музыка пронизывала собой все аспекты структуры государства эллинов: сопровождала традиционные религиозные и бытовые обряды, играла основополагающую роль в воспитании подрастающего поколения, решала политические вопросы. Она занимала специфическое место в жизни Древней Греции периода высокой классики, что являлось культурологической константой, имманентно присущей общественной жизни в целом.

Литература:

  1. Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1995. — с. 334.
  2. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. Т. 3. Издательство: АСТ, Фолио, 2000. — 624 с.
  3. Марру, А.-И. История воспитания в Античности (Греция) / А.-И. Марру. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1998. — с. 425.
  4. Музыкальная энциклопедия / глав. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. — 552 с.
  5. Платон. Государство / Платон. — М.: Академический проект, 2015. — 398 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, подрастающее поколение.

Похожие статьи

Формирование творческих способностей учащихся на основе...

Также, со стороны подрастающего поколения нет интереса к народным песням, кюям, жырам, их больше интересует современная музыка.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь

Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.

Некоторые особенности современного музыкального образования...

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания...

Музыка как средство педагогического воздействия

В большей мере это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества...

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

Как указывает Ю. Г. Коджаспиров, одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в...

Физическая культура и музыка: вместе навсегда! Влияние музыки...

Одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в масштабах страны, была Спарта.

Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии...

...ценностно-смысловая сфера, младший школьный возраст, ребенок, развитие, подрастающее поколение, поведение человека, музыка, ценностно-смысловая сфера личности...

Научно-технический прогресс в современном музыкальном...

Возникает вопрос: должен ли современный молодой человек проявлять интерес к серьезной музыке?

Они должны служить прогрессивному развитию подрастающего поколения, а это...

Развитие творческих способностей младших подростков...

Именно с лёгкой руки Подгайца и его единомышленников музыка заговорила по-взрослому с подрастающим поколением современным языком о волнующих темах.

Похожие статьи

Формирование творческих способностей учащихся на основе...

Также, со стороны подрастающего поколения нет интереса к народным песням, кюям, жырам, их больше интересует современная музыка.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь

Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.

Некоторые особенности современного музыкального образования...

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания...

Музыка как средство педагогического воздействия

В большей мере это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества...

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

Как указывает Ю. Г. Коджаспиров, одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в...

Физическая культура и музыка: вместе навсегда! Влияние музыки...

Одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в масштабах страны, была Спарта.

Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии...

...ценностно-смысловая сфера, младший школьный возраст, ребенок, развитие, подрастающее поколение, поведение человека, музыка, ценностно-смысловая сфера личности...

Научно-технический прогресс в современном музыкальном...

Возникает вопрос: должен ли современный молодой человек проявлять интерес к серьезной музыке?

Они должны служить прогрессивному развитию подрастающего поколения, а это...

Развитие творческих способностей младших подростков...

Именно с лёгкой руки Подгайца и его единомышленников музыка заговорила по-взрослому с подрастающим поколением современным языком о волнующих темах.