Анализ современного состояния гостиничного бизнеса в Республике Татарстан
Авторы: Сибгатулин Рафаиль Ринатович, Макарова Дарья Дмитриевна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, июнь 2019)
Дата публикации: 04.06.2019
Статья просмотрена: 4847 раз
Библиографическое описание:
Сибгатулин, Р. Р. Анализ современного состояния гостиничного бизнеса в Республике Татарстан / Р. Р. Сибгатулин, Д. Д. Макарова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/335/15168/ (дата обращения: 05.12.2024).
Авторами данной статьи был проведен анализ состояния гостиничного бизнеса в 4 городах Республики Татарстан. Наиболее количество средств размещения располагается в городе Казань и средняя цена проанализированных средств размещения — 6911 рублей, в Набережных Челнах средний тариф в гостиницах 4* — 3376 рублей, а в гостиницах 3* — 3480 рублей. Город Нижнекамск занимает 3 место по развитию гостиничного бизнеса и средний тариф гостиниц 3* — 3375 рублей. На 4 месте Елабуга, где функционирует второй отель гостиничного бренда Ramada.
Проведенный анализ показывает неравномерное развитие гостиничного бизнеса в Республике, что может малый и средний бизнес, а также инвесторов.
Ключевые слова: Республика Татарстан, гостиничный бизнес, туристская деятельность, перспективы развития Республики Татарстан.
Становление сферы туризма и развитие туристкой деятельности в Приволжском федеральном округе — одно из важнейших направлений для формирования экономического благополучия региона. На территории Татарстана расположены три объекта культурного наследия ЮНЕСКО: Казанский Кремль, Успенский собор и монастырь остров-града Свияжск, Архитектурно-исторический комплекс Булгар.
Ежегодный темп прироста туристского потока в республику в среднем составляет 12,1 %, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма — 19,4 % [1]. Казань вошла в ТОП-10 лучших туристских направлений России по версии портала TripAdvisor и аналитического агентства «ТурСтат» и находится на четвертом месте по итогам летнего сезона 2018 года.
Все больше туроператоров обращают внимание на туристские возможности Республики, предлагая пакетные туры или бронирование номеров в гостиницах города. Республика Татарстан считается одним из динамично развивающихся регионов Поволжья в гостиничной сфере и средства размещения пользуются высоким спросом у туристов [2].
Основными туристскими центрами в Республике Татарстан, потенциал которых необходимо продвигать на внутренний и международный рынки, являются следующие города: Казань, Тетюши, Булгар, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны.
Авторы статьи считают, что на сегодняшний день можно выделить два города, где сосредоточено развитие гостиничного бизнеса: Казань и Набережные Челны. Проанализировав данные онлайн-системы бронирования booking.com, была составлена табл. 1 по анализу состояния гостиничного бизнеса в городах Республики Татарстан.
Таблица 1
Состояние развития гостиничного бизнеса вРеспублике Татарстан
Название города/Категории средств размещения |
Без звезд |
1* |
2* |
3* |
4* |
5* |
Итого |
Казань |
482 |
4 |
8 |
285 |
23 |
5 |
805 |
Тетюши |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Болгар |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Чистополь |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижнекамск |
22 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
32 |
Елабуга |
77 |
0 |
6 |
39 |
4 |
1 |
124 |
Набережная Челны |
48 |
1 |
6 |
28 |
3 |
1 |
87 |
Итого |
635 |
5 |
20 |
362 |
30 |
9 |
|
По результатам, которые представлены в табл. 1, можно сделать вывод, что туристские потоки распределяются между такими городами, как Казань, Нижнекамск, Елабуга и Набережные Челны, т. к. созданы условия для размещения. Также необходимо отметить, что почти 80 % номерного фонда различной категорийности располагается в городе Казань, затем в Елабуге, Набережных Челнах и Нижнекамске.
Если рассматривать средств размещений без звезд, а только гостиницы категории 3–5* (данные табл. 1), то на первом месте — Казань (313 средств размещения), далее Елабуга (44 средства размещения), Набережные Челны (32 средства размещения) и 10 гостиниц категории 3–5* в Нижнекамске.
При использовании различных методов группировки, Казань остается на первом месте по количеству средств размещений. В Казани наибольший спрос приходится на туризм «выходного дня» и детский (школьный) туризм. Загрузка номерного фонда в эти периоды увеличивается до 80–90 %, а осенью, зимой и весной заполняемость гостиниц столицы Татарстана составляет около 68 %.По словам председателя госкомитета Татарстана по туризму Сергея Иванова, средняя загрузка гостиниц в новогодний сезон 2019 г. составила 84 % (в пиковые дни доходила до 92 %). [3]
В городе присутствуют брендированные отели «Ibis Kazan» [4], «Park Inn by Radisson, Kazan» [5], «Courtyard Kazan Kremlin» [6], «Ramada Kazan City Centre» [7] и «Double Tree by Hilton Hotel Kazan City Center» [8], три гостиницы Казани имеют категорию 5*: «Мираж», «Корстон» и «Luciano» [9].Втабл. 2 представлены цены на проживание во всех рассмотренных выше средствах размещения c 05–07 июля 2019 г. в двухместном стандартном номере.
Таблица 2
Цены на проживание вгостиницах г. Казани категорий 4–5* вначале июля 2019г. вдвухместном стандартном номере
Наименование гостиницы |
Категория гостиницы |
Стоимость проживания всутки, руб. (с завтраком) |
«Мираж» |
5* |
5 240 |
«Корстон-Казань» |
5* |
6 210 |
«Luciano Residence Kazan» |
5* |
15 000 |
«Ibis Kazan» |
4* |
3 950 |
«Park Inn by Radisson, Kazan» |
4* |
3 360 |
«Courtyard Kazan Kremlin» |
4* |
6 870 |
«Ramada Kazan City Centre» |
4* |
8 075 |
«Double Tree by Hilton Hotel Kazan City Center» |
4* |
6 588 |
По данным табл. 2, минимальная стоимость размещения на 3д/2 н составит 10 080 руб. в гостинице «Park Inn by Radisson, Kazan» 4*, максимальную стоимость необходимо будет оплатить в гостинице «Luciano Residence Kazan» 5* 45 000 рублей. Для того, чтобы понимать сегментацию туристов в Казани, центром развития туризма Республики Татарстан реализуется проект «Портрет туриста». По результатам этого опроса, портрет среднестатистического гостя казанских отелей в 2018 г. выглядит следующим образом: [10]
– мужчина/женщина в возрасте 24–34года;
– имеет высшее образование;
– работает специалистом или менеджером в отдельной сфере;
– имеет среднемесячный доход от 45 тыс. руб.;
– тратит на размещение во время пребывания в казанских гостиницах в среднем8133 руб.;
– при выборе путешествия в первую очередь обращает внимание на программу тура (84 %), затем на его стоимость (63 %), в-третьих, на национальный колорит (28 %);
– при поиске информации о туристской дестинации пользуется, в первую очередь, сайтами с отзывами туристов (62 %), официальными туристскими сайтами городов (34 %) и социальными сетями (35 %).
По мнению авторов, Государственному комитету Республики Татарстан по туризму необходимо создавать условия для привлечения инвестиций для развития туристской деятельности, в том числе и гостиничного сектора.
Как уже было ранее отмечено, что в городах Нижнекамск (116 кв. км) и Набережные Челны (171 кв. км) конкуренция среди гостиничных предприятий не очень высокая. В табл. 3 была проанализирована ценовая политика средств размещения в этих городах.
Таблица 3
Анализ ценовой политики на размещение вгостиницах 3–5*
Город |
Наименование гостиницы |
Категория гостиницы |
Стоимость проживания всутки, руб. (с завтраком) |
Нижнекамск |
Гостиница Парадиз |
3* |
3150 |
Отель Кама |
3* |
3600 |
|
Набережные Челны |
Расстал Отель Спа |
5* |
6809 |
Sky Lux Hotel |
4* |
3060 |
|
Бизнес-отель Татарстан |
4* |
3500 |
|
Отель Kama Rooms |
4* |
3570 |
|
Отель Open City |
3* |
4000 |
|
Гостиница Премьер |
3* |
3200 |
|
Отель Хаят |
3* |
3240 |
Проанализировав, стоимость размещения в табл.3, можно сделать вывод, что средняя стоимость номера в гостинице 3* в Нижнекамске туристу обойдется в 3375 рублей, включая завтрак. В Набережных Челнах средняя стоимость в гостиницах 4* — 3376 руб., в гостиницах 3* — 3480 рублей. Таким образом, средняя цена в гостиницах 3* в Нижнекамске приравнивается средней цене средствам размещения категории 4*.
В Елабуге функционирует 1 средство размещения, которое может предложить размещение с завтраком — это брендированный отель Ramada Hotel & Suites by Wyndham Alabuga 4*. Стоимость стандартного номера на даты 05 -06 июля туристам обойдется в 3400 руб. с завтраком при двухместном размещении. Необходимо отметить, что в Елабуге работает второй отель гостиничного бренда Ramada.
Конкуренты у данного средства размещения отсутствуют, поэтому спрос на эту гостиницу высокий и данный город может быть интересен инвесторам для развития гостиничного бизнеса.
Таким образом, на сегодняшний день развитие гостиничного бизнеса в Республике Татарстан происходит неравномерно. Большее количество средств размещений сосредоточено в Казани. Данный город выступал принимающей стороной в проведении различных событийных мероприятиях. Скорее всего, изменений по развитию видов туризма в ближайшие семь-десять лет не произойдёт в данном туристском центре. Государственному органу в сфере туризма в Республике Татарстан, малому и среднему бизнесу необходимо формировать спрос на развитие туристской индустрии и гостиничного бизнеса в других городах туристской территории.
Литература:
- Хакимова Г. Ш., Амерханова Г. М. Развитие внутреннего туризма в городе Казани / Материалы IV научно-практической конференции «Молодежь. Туризм. Образование». — Казань, 2018. — С. 217–223.
- Сайт аналитического агентства «ТурСтат» http://turstat.com/
- Сайт газеты «Коммерсант» (статья про загрузку гостиниц Казани в новогодний сезон) https://www.kommersant.ru/doc/3842816
- Cайт гостиничной сети «Accor» https://www.accorhotels.com
- Сайт гостиничной сети «ParkInn» https://www.parkinn.com/
- Сайт гостиничной сети «Marriott» https://www.marriott.com.ru/
- Сайт отеля «RamadaKazan City Centre» http://ramadakazan.com/
- Сайт гостиничной сети «Hilton» https://www.hilton.ru
- Федеральный перечень классифицированных туристских объектов http://классификация-туризм.рф.
- Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2018 год http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1752926.pdf
Ключевые слова
гостиничный бизнес, Республика Татарстан, туристская деятельность, перспективы развития Республики ТатарстанПохожие статьи
Развитие гостиничной корпорации Marriott International на территории Российской Федерации с учетом целевой аудитории
На сегодняшний день зарубежные гостиничные корпорации активно открывают отели под разными брендами в различных городах мира, расширяя «свои портфели». Это необходимо для того, чтобы выдерживать конкуренцию в гостиничном бизнесе. Согласно статистическ...
Конкурентный анализ на рынке гостиничных услуг города Сочи
В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегмент...
Моделирование оценки качества обслуживания персонала отеля с помощью регрессионного анализа
В данной статье приводятся результаты исследования рынка гостиничных услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного состояния, так же формулируются рекомендации по повышению качества реализации гостиничных услуг...
Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона
В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...
Анализ рынка общественного питания в Воронежской области
В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...
Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма в деятельности туристских фирм Приморского края
В настоящее время наблюдается все возрастающая популярность путешествий среди туристов. Многим уже не нужна помощь в организации путешествия. Самостоятельные путешественники способны сами забронировать отель, приобрести билеты, составить маршрут по с...
Оценка эффективности и перспектив развития предприятий сегмента HoReCa на региональном рынке
В статье проведен анализ эффективности деятельности предприятий сегмента HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе) на региональном рынке. Рассмотрены ключевые показатели эффективности, такие как операционная прибыль, рентабельность и загрузка объектов. Осо...
Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области
Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.
Факторы, влияющие на себестоимость жилищного строительства (на примере города Уфы)
В статье представлены результаты исследования методов и способов снижения себестоимости строительства жилья. Изучены экономические и неэкономические факторы, влияющие на доступность жилья. Приводится сравнение рынка жилья Уфы с другими аналогичными г...
Анализ развития въездного туризма в России и Краснодарском крае
В статье представлен анализ развития въездного туризма. Рассмотрена динамика основных туристских потоков в РФ. Основной акцент сделан на развитии въездного туризма Краснодарского края, представлена средняя стоимость размещения на курортах Краснодарск...
Похожие статьи
Развитие гостиничной корпорации Marriott International на территории Российской Федерации с учетом целевой аудитории
На сегодняшний день зарубежные гостиничные корпорации активно открывают отели под разными брендами в различных городах мира, расширяя «свои портфели». Это необходимо для того, чтобы выдерживать конкуренцию в гостиничном бизнесе. Согласно статистическ...
Конкурентный анализ на рынке гостиничных услуг города Сочи
В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегмент...
Моделирование оценки качества обслуживания персонала отеля с помощью регрессионного анализа
В данной статье приводятся результаты исследования рынка гостиничных услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного состояния, так же формулируются рекомендации по повышению качества реализации гостиничных услуг...
Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона
В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...
Анализ рынка общественного питания в Воронежской области
В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...
Индивидуальный туризм как перспективное направление туризма в деятельности туристских фирм Приморского края
В настоящее время наблюдается все возрастающая популярность путешествий среди туристов. Многим уже не нужна помощь в организации путешествия. Самостоятельные путешественники способны сами забронировать отель, приобрести билеты, составить маршрут по с...
Оценка эффективности и перспектив развития предприятий сегмента HoReCa на региональном рынке
В статье проведен анализ эффективности деятельности предприятий сегмента HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе) на региональном рынке. Рассмотрены ключевые показатели эффективности, такие как операционная прибыль, рентабельность и загрузка объектов. Осо...
Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области
Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.
Факторы, влияющие на себестоимость жилищного строительства (на примере города Уфы)
В статье представлены результаты исследования методов и способов снижения себестоимости строительства жилья. Изучены экономические и неэкономические факторы, влияющие на доступность жилья. Приводится сравнение рынка жилья Уфы с другими аналогичными г...
Анализ развития въездного туризма в России и Краснодарском крае
В статье представлен анализ развития въездного туризма. Рассмотрена динамика основных туристских потоков в РФ. Основной акцент сделан на развитии въездного туризма Краснодарского края, представлена средняя стоимость размещения на курортах Краснодарск...