Бизнес-планирование как основа эффективного управления персоналом предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Степанян, Т. М. Бизнес-планирование как основа эффективного управления персоналом предприятия / Т. М. Степанян, А. А. Спектор, Н. Н. Помятилова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14699/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье проанализированы методики разработки бизнес-планов и их применение на практике. Сделан вывод о необходимости синхронизации и сбалансированности по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам всех планов и решений в рамках предприятия.

Ключевые слова: бизнес-план, внутрифирменное планирование, методика разработки бизнес-плана, бизнес-планирование.

Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показывает мировая и отечественная практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий, реализации намеченной стратегии и проектов. Развитие рыночных отношений, как отмечают специалисты [1; 4; 6] способствует возрастанию роли планирования. Во-первых, плановость является объективной закономерностью функционирования организации и всех экономических субъектов, обеспечивающей их целенаправленное развитие. Во-вторых, планирование — первая и основная функция управления. В-третьих, наличие рыночных отношений приводит к возрастанию степени неопределенности экономической среды, риска ведения бизнеса, а значит и необходимости предвидения изменений и определения перспектив развития.

В настоящее время в России разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов. Из западных методик наиболее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) [5] для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и её электронная версия СОМFАR. Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis — программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ (плюс Монголия) по субсидированию приобретений современных технологий; а также некоторые другие. Определенную лепту внесло и Правительство Российской Федерации, утвердив своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки.

Многие из них объединяет следующее: в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов); в общих чертах говорится о том, как и что нужно написать в каждом разделе; приводятся примеры написания бизнес-плана; в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты; рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и исходя из общих рекомендаций, а затем разработать бизнес-план [1; 4].

В большинстве случаев самостоятельное использование предпринимателем указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика. В связи с этим представляется небезынтересным метод составления бизнес-плана, получивший название «метод тестовых таблиц». Новым в данной методике является осмысление концепции бизнес-планирования, как процесса, направленного на реализацию целей и задач развития организации оптимальным путем с учетом неопределенностей, а также создание инструмента в виде тестовых таблиц, представляющих собой объективно сравниваемые альтернативные решения проблемы или альтернативные средства достижения цели, с помощью которых выбирается оптимальный вариант, а также использование технологии текста-шаблона и ответов-вставок при разработке бизнес-планов [7].

Представляется, что данный метод является универсальным средством, с помощью которого можно разработать бизнес-план, а также использовать при диагностике отдельных сфер деятельности предприятия. Поставленные в тестовых таблицах вопросы при самотестировании должны помочь руководителю вскрыть проблемы предприятия, подсказать варианты их решения, заставить по-новому взглянуть на некоторые аспекты его деятельности. При планировании работы предприятия вопросы помогут определить его сильные и слабые стороны, возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем, поставить цели и задачи.

Использование вопросов в форме тестовых таблиц для сбора информации, как отмечают специалисты [2; 3] помогает решить проблему сбора исходных данных с учетом предлагаемых альтернативных вариантов. Проводя анализ инвестиционного проекта или одной из сторон предпринимательской деятельности, тестовые таблицы помогают проводить экспертную оценку полученных данных, выбирать оптимальный вариант будущего развития предприятия, анализировать источники неопределенности и связанные с ними риски, составлять проблемное поле и определять точки развития предприятия.

Использование текста-шаблона и ответов-вставок помогает максимально упростить процесс написания текстовой части бизнес-плана. В представленной методике сделана попытка учесть как можно больше требований к бизнес-планам со стороны UNIDO и Tacis, государственных структур, коммерческих банков, разработать концепцию бизнес-планирования на основе методов системного анализа, создать технологию разработки бизнес-планов и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.

Одной из популярных на сегодняшний день компьютерных программам, позволяющей произвести оценку инвестиционного проекта, является программа «Project Expert». В основании аналитической системы «Project Expert», базирующейся на методике оценки инвестиционных проектов UNIDO, лежит метод имитационного моделирования, основу которого составляет сценарный подход. Имитационные модели позволяют проигрывать различные варианты развития предприятия, состояния внешнего экономического окружения. Они дают возможность проверить различные идеи, гипотезы и предположения относительно развития бизнеса, проанализировать последствия их реализации. Деятельность предприятия в модели воспроизводится посредством описания движения денежных потоков (поступлений и выплат, Cash-Flow) как событий, происходящих в различные периоды времени.

Последовательно моделируя в системе планируемую деятельность нового или действующего предприятия и изменения в экономической среде, можно вести инвестиционное проектирование и финансовое планирование, создавать бизнес-планы, удовлетворяющие международным требованиям, а также оценивать эффективность реализации проектов. Система «Project Expert» дает возможность проанализировать альтернативные варианты развития проекта и выбрать оптимальный путь развития предприятия, определить потребность предприятия в денежных средствах, подобрать оптимальную схему финансирования и условия кредитования, оценить запас прочности бизнеса, эффективность вложений для всех участников проекта, выбрать варианты производства, закупок и сбыта, а также вести контроль за реализацией проектов.

Система позволяет также моделировать деятельность предприятий различных размеров — и небольшого частного предприятия, и холдинговой структуры. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности — от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия. «Project Expert» не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать — необходимо только хорошо знать описываемый бизнес.

В заключение, необходимо отметить, в рамках предприятия все планы должны быть взаимоувязаны, и сбалансированы по срокам, ресурсам, исполнителям, результатам. В этом смысле вся совокупность планов фирмы представляет собой единое целое. Однако содержание и цели разработки бизнес-планов достаточно специфичны, что позволяет выделять бизнес-планирование в качестве особой подсистемы внутрифирменного планирования. Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляется управление предприятием и контроль за его деятельностью. Он эффективно помогает руководству предприятия (фирмы) в реализации конкретной производственной, маркетинговой, технической, финансовой и кадровой политики, в выявлении и устранении недостатков в управлении и сбоев в работе.

Литература:

  1. Барков, С. А. Организация и рынок: противоборство или согласие? — М.: Издательство МГУ, 2009.
  2. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  3. Иванов, А.П., Охотников, И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  4. Иванов, А. П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг / А. П. Иванов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2012.
  5. Организации по промышленному развитию ООН (UNIDO) // www.unido.org
  6. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  7. Проценко, И., Кулаговская, Т. Управление финансовыми потоками в цепях поставок: проблемы и направления совершенствования // РИСК. — 2014. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): UNIDO, разработка бизнес-планов, внутрифирменное планирование, инвестиционный проект, оптимальный вариант, предпринимательская деятельность, рамка предприятия, Российская Федерация, таблица, экономическая среда.

Ключевые слова

внутрифирменное планирование, бизнес-план, бизнес-планирование, методика разработки бизнес-плана

Похожие статьи

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности и необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся экономической ситуацией [1].

Проблемы развития внутрифирменного планирования на...

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях...

Проблемы бизнес-планирования в практике российских...

Ключевые слова: бизнес-планирование, проблемы бизнес-планирования, российская практика бизнес-планирования, бизнес-планирование на

Качественно разработанный бизнес-план имеет важнейшее значение в деятельности компании, так как он способствует...

Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности...

Элементы бизнес планирования в форме бизнес плана появились в Российской Федерации сразу после распада СССР и был

Главной причиной, необходимости разработки грамотных бизнес-планов — повышение инвестиционной активности в различных сферах экономики.

Бизнес-планирование как инструмент эффективной...

Инвестиционная деятельность на региональном рынке представляет собой довольно сложный процесс в рамках стратегического развития отдельно взятого предприятия, который зависит от большого количества факторов и внешних составляющих.

Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях

Бизнес-план выступает одним из основных инструментов планирования, ведь на основании его формируются все остальные виды планов.

5. Система планов, разработанная предприятием на тот или иной период времени является инструментом внутрифирменного планирования.

Разработка бизнес-плана создания бизнеса | Статья в журнале...

Бизнес в России действует в условиях крайней нестабильности экономической жизни, это требует активного поиска новых идей для бизнеса, при которых предприятие было бы конкурентоспособно и получало бы максимальную прибыль.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования, является

Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, лаконичной, простой форме и

В зависимости от специфики предприятия, производимой продукции и поставленных целей...

О необходимости бизнес планирования | Статья в журнале...

Такие предприятия могут использовать проекты планов, чтобы помочь им найти финансы для роста

Бизнес-план отражает методы балансирования между собственными интересами

Каждый предприниматель, имеющий или нет опыт в предпринимательской деятельности...

Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия

Бизнес-план предприятия — содержит главные моменты деятельности фирмы, описывает вероятные проблемы и методы их решения, организационную структуру и стратегию предприятия. Используется руководством фирмы в процессе внедрения разработанного...

Похожие статьи

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности и необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся экономической ситуацией [1].

Проблемы развития внутрифирменного планирования на...

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях...

Проблемы бизнес-планирования в практике российских...

Ключевые слова: бизнес-планирование, проблемы бизнес-планирования, российская практика бизнес-планирования, бизнес-планирование на

Качественно разработанный бизнес-план имеет важнейшее значение в деятельности компании, так как он способствует...

Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности...

Элементы бизнес планирования в форме бизнес плана появились в Российской Федерации сразу после распада СССР и был

Главной причиной, необходимости разработки грамотных бизнес-планов — повышение инвестиционной активности в различных сферах экономики.

Бизнес-планирование как инструмент эффективной...

Инвестиционная деятельность на региональном рынке представляет собой довольно сложный процесс в рамках стратегического развития отдельно взятого предприятия, который зависит от большого количества факторов и внешних составляющих.

Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях

Бизнес-план выступает одним из основных инструментов планирования, ведь на основании его формируются все остальные виды планов.

5. Система планов, разработанная предприятием на тот или иной период времени является инструментом внутрифирменного планирования.

Разработка бизнес-плана создания бизнеса | Статья в журнале...

Бизнес в России действует в условиях крайней нестабильности экономической жизни, это требует активного поиска новых идей для бизнеса, при которых предприятие было бы конкурентоспособно и получало бы максимальную прибыль.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования, является

Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, лаконичной, простой форме и

В зависимости от специфики предприятия, производимой продукции и поставленных целей...

О необходимости бизнес планирования | Статья в журнале...

Такие предприятия могут использовать проекты планов, чтобы помочь им найти финансы для роста

Бизнес-план отражает методы балансирования между собственными интересами

Каждый предприниматель, имеющий или нет опыт в предпринимательской деятельности...

Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия

Бизнес-план предприятия — содержит главные моменты деятельности фирмы, описывает вероятные проблемы и методы их решения, организационную структуру и стратегию предприятия. Используется руководством фирмы в процессе внедрения разработанного...