Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Кондратенко, И. В. Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов / И. В. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14532/ (дата обращения: 09.05.2024).



Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.

Ключевые слова: налоговое законодательство; страховые взносы; администрирование; основные изменения.

Налоговое законодательство с момента принятия Государственной Думой 16 июля 1998 года первой части Налогового Кодекса Российской Федерации, а затем и второй части НК РФ 19 июля 2000 года, претерпело немало изменений, совершенствовалось, дополнялось.

В 2017 году самым масштабным изменением было введение главы 34 НК РФ «Страховые взносы». Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Взамен ему вступили в силу новые редакции Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2].

До 1 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах» были установлены общие правила администрирования страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования. Согласно данному закону, администрирование страховых взносов распределялось между несколькими учреждениями следующим образом:

‒ Пенсионный фонд России (ПФР) выступал администратором (органом контроля) в отношении страховых взносов на ОПС и ОМС;

‒ Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС.

С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется налоговыми органами на основании Налогового кодекса РФ. В этих целях в нормы части первой Налогового кодекса РФ были внесены соответствующие «штриховые» поправки. А администрирование страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осталось в ведении Фонда социального страхования (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который был дополнен тремя новыми главами: гл. IV.1 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», гл. IV.2 «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», гл. IV.3 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [4].

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что изменение порядка администрирования направлено на повышение собираемости страховых взносов и сокращение контролирующих структур для снижения нагрузки как на бюджет, так и на организации и индивидуальных предпринимателей. Также к плательщикам страховых взносов применяются все общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации [6].

Изменение администратора страховых взносов повлекло за собой ряд других новшеств, с которыми столкнулись плательщики.

Введен новый расчет по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7–11/551@. Его заполняют, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Он заменяет собой формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР и «старую» форму 4 — ФСС.

Расчет по страховым взносам сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения плательщика страховых взносов. Обособленные подразделения независимо от наличия расчетного счета и отдельного баланса, начисляющие выплаты физическим лицам, сдают расчеты по месту своего нахождения. Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ, Отчет необходимо сдать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек несут обязанность по представлению расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов могут отчитываться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ) [2].

Новая форма расчета страховых взносов включает только показатели, относящиеся к начислениям отчетного (расчетного) периода (как в налоговых декларациях). Сведения о перечислениях взносов в расчете не указываются.

Для контроля расходования средств налоговые органы передают сведения из единого ежеквартального расчета территориальному органу ФСС, который в свою очередь проверяет правильность заявленных расходов. Если расход не признан, ФСС сообщает об этом в ИФНС. Затем налоговый орган выставляют плательщику страховых взносов требование об уплате. При положительном результате проверки расходы принимаются [5].

Что касается нарушений в сфере страховых взносов, то с 1 января 2017 года они признаются налоговыми правонарушениями. Ответственность по ним установлена Налоговым кодексом РФ:

‒ непредставление расчета в установленный срок — 5 % от не уплаченной в срок суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);

‒ грубое нарушение правил учета, повлекшее за собой занижение базы для исчисления страховых взносов, — 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);

‒ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, — 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ);

‒ деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, совершенные умышленно, — 40 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 3 ст. 122 НК РФ);

‒ непредставление в срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков правонарушений, установленных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. п. 1.1 и 1.2 настоящей статьи, — 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);

‒ непредставление в срок сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений, определенных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ, — 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ) [1].

Также кроме денежных взысканий за различные нарушения в сфере страховых взносов существует и уголовная ответственность за данные нарушения. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ вступили в силу новые правила привлечения страхователей к ответственности за неуплату взносов. Теперь компанию могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Закон распространяется на неуплату по взносам, которая возникла после 10 августа 2017 года. Привлекать к ответственности за уклонение от страховых взносов в налоговую инспекцию будут по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Крупный и особо крупный размеры останутся такими же, как для уклонения от налогов — для организаций это соответственно 5 млн. рублей и 15 млн. рублей [3].

Передача полномочий от ПФР и ФСС налоговым органам повлекла за собой некоторые спорные моменты. Какие же основные проблемы были замечены на протяжении 2017 года связи с данным изменением:

  1. Фондом социального страхования и налоговыми органами осуществлялась сверка списочного состава страхователей, уточнялись их регистрационные данные (регистрационные номера, ИНН, КПП, ОКВЭД и так далее), т. к. при передаче возникли некоторые неточности;
  2. Со сменой администратора страховых взносов изменились и реквизиты для перечисления взносов в бюджет. Многие плательщики производили уплату начисленных страховых взносов по старым реквизитам, поэтому возникла необходимость розыска и возврата неправильно уплаченных платежей. Поэтому у некоторых налогоплательщиков образовалась недоимка, из-за которой плательщики получили требования об уплате.
  3. Из-за массовой передачи сведений, технических сбоев, произошла некорректная передача сальдо ПФР на 01.01.2017, которая повлекла за собой образование задолженности у некоторых плательщиков, либо задвоение начислений, но с этой проблемой удалось быстро справиться и скорректировать все начисления.

На данный момент прошло уже больше года с изменения администратора страховых взносов. Проблемы сгладились, благодаря слаженной работе ПФР, ФСС, ФНС и самих налогоплательщиков. Введение новых институтов налогового законодательства потребовало не только уточнения общих статей НК РФ, но и введения специальных разделов и глав. Совершенствование законодательства в целом и законодательства о налогах и сборах в частности формирует положительную тенденцию его развития, так как регулярно обновляются правовые нормы.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn78 (дата обращения 12.07.2018).
  5. Кудряшов В. С. Теоретические и методические аспекты анализа платежеспособности финансовой устойчивости предприятий // Стратегии бизнеса. — 2016. — № 12 (32). — С. 11–19.
  6. Кудряшов В. С. Анализ формирования современной системы страхования вкладов в Российской Федерации / Кудряшов В. С., Титова М. Н. // Актуальные проблемы экономики и инновации в образовании (Смирновские чтения) Материалы XV международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Международного банковского института: сборник статей.- Международный банковский институт, Международная академия наук высшей школы, Академия инженерных наук им. А. М. Прохорова, Ассоциация негосударственных вузов Северо-Западного федерального округа РФ, 2016. — С. 77–86.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, обязательное социальное страхование, налоговое законодательство, плательщик страховых взносов, социальное страхование, администрирование страховых взносов, Налоговый кодекс РФ, сфера страховых взносов, уплата страховых взносов.

Похожие статьи

Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов и пути ее...

Неуплата страховых взносов влечет неблагоприятные последствия и для застрахованных лиц. Поскольку право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется только в случае уплаты страховых взносов, то в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем...

Изменения в исчислении страховых взносов с 2015 года

С 1 января 2015 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ [1], который вносит изменения в правила исчисления и уплаты страховых взносов. Изменения затронут порядок перечисления страховых взносов, подачи отчетности в электронном виде...

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год составило 9,4 млрд. р. По сравнению с предыдущим годом страховых взносов поступило на 2,2 млрд. р. или на 31,2 % больше. В целом по Российской Федерации процент исполнения...

Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во...

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФР, регулируются Законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного...

застрахованное лицо, налоговая база, РФ, взнос, расход...

Рост объема уплаченных страховых взносов позволяет сделать вывод, что все больше юридических лиц, участвующих в программах страхования жизни, заключенных в пользу своих работников, стремятся уменьшить свою налогооблагаемую базу при уплате налога на прибыль.

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда...

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Плательщиками страховых взносов являются страхователи...

Оптимизация учета взносов во внебюджетные фонды на...

7. Сумма обязательных страховых взносов за месяц, руб.

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Кузнецова О. Н. Направления минимизации взносов во внебюджетные фонды для предприятий сферы...

Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные...

На сегодняшний день ситуация по уплате страховых взносов складывается следующим образом: ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ предусматривает налоговые ставки в размере 26 % в Пенсионный фонд РФ, 2,9 % в Фонд социального страхования, 3,1 % в Федеральный ФОМС...

Особенности налогообложения страховых организаций

Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных...

Похожие статьи

Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов и пути ее...

Неуплата страховых взносов влечет неблагоприятные последствия и для застрахованных лиц. Поскольку право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется только в случае уплаты страховых взносов, то в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем...

Изменения в исчислении страховых взносов с 2015 года

С 1 января 2015 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ [1], который вносит изменения в правила исчисления и уплаты страховых взносов. Изменения затронут порядок перечисления страховых взносов, подачи отчетности в электронном виде...

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год составило 9,4 млрд. р. По сравнению с предыдущим годом страховых взносов поступило на 2,2 млрд. р. или на 31,2 % больше. В целом по Российской Федерации процент исполнения...

Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во...

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФР, регулируются Законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного...

застрахованное лицо, налоговая база, РФ, взнос, расход...

Рост объема уплаченных страховых взносов позволяет сделать вывод, что все больше юридических лиц, участвующих в программах страхования жизни, заключенных в пользу своих работников, стремятся уменьшить свою налогооблагаемую базу при уплате налога на прибыль.

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда...

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Плательщиками страховых взносов являются страхователи...

Оптимизация учета взносов во внебюджетные фонды на...

7. Сумма обязательных страховых взносов за месяц, руб.

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Кузнецова О. Н. Направления минимизации взносов во внебюджетные фонды для предприятий сферы...

Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные...

На сегодняшний день ситуация по уплате страховых взносов складывается следующим образом: ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ предусматривает налоговые ставки в размере 26 % в Пенсионный фонд РФ, 2,9 % в Фонд социального страхования, 3,1 % в Федеральный ФОМС...

Особенности налогообложения страховых организаций

Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных...