Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дзуцева, Г. Н. Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике / Г. Н. Дзуцева, А. И. Халява. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13181/ (дата обращения: 28.04.2024).



После распада СССР перед новым руководством России встал вопрос о дальнейшем развитии экономики страны. В основном сохранившаяся государственная собственность требовала более эффективного управления, что могло быть обеспечено путем передачи предприятий в частную собственность. В статье рассматриваются основные этапы приватизации в России, условия ее проведения, законодательная база и ее экономические последствия.

Ключевые слова: приватизация, изменение форм собственности, ваучеры, залоговые аукционы

В современной экономической науке процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В новой России, в процессе рыночных реформ, основная роль отводилась именно приватизации. В результате этого процесса, частный сектор должен был стать преобладающей частью экономики.

Первый этап приватизации начался с принятием Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года, указов президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года и «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» от 14 августа 1992 года. Этот этап получил название ваучерного или чекового, главной его целью ставилось массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, для чего использовался чековый механизм наделения всех граждан правом на получение доли государственной собственности, а также механизм первоначального распределения акций между трудовыми коллективами и государством [‎1]. Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью десять тысяч рублей, а вместе с ним право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов, или просто продать свой приватизационный чек.

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их просто продали. Однако законодательство 90-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали в экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились и были ликвидированы [‎2]. Таким образом, в период первого этапа приватизации в частную собственность было передано 112,6 тысячи государственных и муниципальных предприятий. К концу 1994 года процесс малой приватизации завершился. С точки зрения политической характеристики данного этапа, можно отметить, что официально провозглашенные цели приватизации находились в рамках национальных интересов России, а механизмы ее проведения сохраняли видимость социальной справедливости при разделе государственной собственности. В действительности, социально-экономические результаты ваучерной приватизации обострили политическое противостояние в обществе и привели к ожесточенной внутрипартийной борьбе.

С первого июля 1994 года начался следующий, денежный этап приватизации. Продажа предприятий, а также акций акционированных предприятий происходила только за деньги. Специфическим методом приватизации стали залоговые аукционы, в рамках которых государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций, фактически приобретал право собственности над переданными в залог государственными предприятиями. Постепенно уходили из практики стандартные массовые схемы приватизации предприятий, преобладали индивидуальные проекты. Упор делался на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в этих предприятиях. Основная масса населения в залоговых аукционах и инвестиционных конкурсах, разумеется, не участвовала. По своей внутренней логике развития данный этап процесса приватизации может быть охарактеризован как рыночный, ибо именно рыночные механизмы стали господствовать в отношениях преобразования форм собственности. Собственность государства превратилась в обычный товар, а манипуляции с ним чисто рыночными действиями.

Социально-экономическая специфика данного этапа заключалась в совокупности нескольких новых явлений приватизации. Во-первых, государственная собственность по основным экономическим характеристикам перестала господствовать, приоритетными в экономике стали вновь сформированные частнособственнические отношения. Преобразование экономической основы государства на преимущественно общественной в преимущественно частную форму собственности завершилась. Во-вторых, принципиально изменилась социальная структура общества. Наряду с традиционными слоями и группами появилась новая, олигархическая группа, которая во второй половине 90-х годов приобрела огромное финансовое и политическое влияние, позволявшее ей полностью определять внутреннюю и внешнюю политику России. В обществе, это явление получило название «семибанкирщина». Впоследствии, влияние олигархических групп на государство было ослаблено, однако вопрос о законности проведенных аукционов в обществе не угасает до сих пор. В-третьих, реальностью стала российская многопартийность. Многочисленные политические партии с разнообразной социальной базой, идеологическими ценностями и приоритетами, предвыборными платформами образовали достаточно активное партийное пространство, как существенный политический элемент гражданского общества.

В начале 2000-х годов начался новый этап приватизационного процесса, который называют точечным или этапом «индивидуальных» проектов. По сути, он охватывал все сферы экономики, не ограничивается в методах и механизмах, превращается в постоянно действующую систему новых экономических и финансовых отношений. Его можно назвать этапом глобальной приватизации. Экономическая политика государства прослеживается в законодательстве 2000–2002 годов, особенно в содержании законов о банкротстве, о земле, об обороте сельскохозяйственных земель и других, а также в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 18 апреля 2002 года, в последующей политике руководства страны в отношении государственной собственности и государственной экономики [‎3].

Особенностью данного этапа стало быстрое нарастание «вторичной» приватизации в виде массового и почти неконтролируемого государством перехода ранее приватизированной собственности к новым владельцам. Чаще всего подобные переходы касались акционированных предприятий, акции которых скупались с предъявлением права на собственность. Нередко таким путем российские предприятия скупались иностранными компаниями, с помощью подставных лиц и лазеек в законодательстве. Обычно такие предприятия подвергались сверхэксплуатации для получения максимальной прибыли, или разрушались как конкуренты на мировом рынке. Оба эти варианта были распространены в цветной металлургии, в добывающей и перерабатывающей промышленности.

Кроме того, сфера приватизации значительно расширилась. Если в девяностые годы тысячи предприятий оборонного или околооборонного характера не выводились из государственного сектора по причине их прямой связи с обеспечением национальной безопасности, то на этом этапе на первое место ставились экономические интересы страны и стремление получить максимальную прибыль. Правительство считало, что неэффективный государственный сектор не приносит стране ничего, кроме дополнительных проблем и расходов. Часть предприятий оборонного комплекса была приватизирована, однако политическая обстановка в мире со всей очевидностью показала недальновидность таких планов государства, что позволило сохранить ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и своевременно начать перевооружение армии.

В 2001 году в правительстве РФ были одобрены программы разгосударствления естественных монополий, таких как Газпром, РАО ЕЭС, РЖД, их реформирования путём дробления на основе производственного процесса с возможной последующей приватизацией отдельных структур. В результате государство сохранило контрольные пакеты в акционерных обществах, так как участие в собственности естественных монополий обеспечивало ее влияние в управлении экономикой страны.

Негативной стороной приватизации на этом этапе стало широкое распространение так называемого «банкротного» метода приватизации. Банкротство стало формально законным и достаточно лёгким путём перераспределения собственности. Этот метод особенно широко применялся в отношении предприятий с акционерной формой владения, но также и тех, где оставалась государственная доля. «Банкротная» приватизация стала массовым и нечистоплотным процессом только из-за примитивности законодательства и попустительства чиновников государственных структур управления.

В настоящее время Правительством сформированы планы приватизации государственных активов в акционерных обществах, в том числе естественных монополий и оставшихся в государственной собственности унитарных предприятий, что позволит увеличить объем поступления в федеральный бюджет и создаст условия для вывода компаний на рынок, изменит модель корпоративного управления. Создаются новые инструменты приватизации государственного имущества, например, электронные площадки, список которых утверждается Постановлением Правительства и такой инструмент как формирование пула определенного количества опытных независимых директоров, услугами которых может воспользоваться любое приватизируемое предприятие.

Таким образом, рассматривая вопрос о приватизации государственных предприятий в Российской Федерации в ходе перехода к рыночной экономике, частная собственность в России получила окончательную и законную прописку. Участвуя в процессе продажи своей собственности, у государства появилась возможность получать реальные денежные поступления в бюджет для решения государственных и социальных нужд. Негативный опыт первых этапов приватизации с использованием ваучеров, залоговых аукционов, принудительного банкротства предприятий и т. д. приведших к значительному социальному неравенству российского общества должен быть переосмыслен и использован для создания новых механизмов справедливого перераспределения государственных средств, в том числе налогового законодательства.

Литература:

  1. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе.//Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 10.
  2. История приватизации России. https://ria.ru/history_spravki/20110530/381713462.html
  3. Подберезкин А., Стреяев С., Хохлов О., Ястребов Я. Из истории приватизации в России. М.: Ступени, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, государственная собственность, частная собственность, Россия, этап, акция, аукцион, государство, общество, Российская Федерация.

Ключевые слова

приватизация, изменение форм собственности, ваучеры, залоговые аукционы

Похожие статьи

История формирования и развития муниципальной...

- Государственная федеральная собственность (собственность Российской Федерации).

муниципальная собственность, собственность, государственная собственность, частная собственность, лицо, местное самоуправление, местное значение, публичная собственность...

Финансирование корпораций с государственным участием

Статус государственной корпорации дает возможность, с одной стороны, за счет полученного в собственность имущества, осуществлять представление интересов государства, а с другой — становиться

Единственным акционером компании является Российская Федерация.

Проблемы управления муниципальной собственностью...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность... Муниципальная собственность как ключевой компонент...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность, экономическая система...

Развитие форм сотрудничества частного капитала и государства...

Российский опыт сотрудничества частного капитала и государственных структур довольно слабо изучен.

В связи с тем, что недра находились в собственности государства, искать руду можно было как на собственных, так и на чужих территориях.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

В результате этого в России теперь признаны следующие основные формы земельной собственности: частная, государственная и муниципальная.

И все же можно признать, что В России завершен первый этап земельных преобразований.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории...

− коллективная собственность. То есть по сути, с их точки зрения, корпорация — это акционерное общество с ограниченной ответственностью.

Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, юридическое лицо, Российская Федерация, государственная...

Правовая природа муниципальной собственности в Российской...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная собственность, коммунальная собственность, местное хозяйство, федеральная собственность, автономная область...

Эволюция производственных коллективов в России и ее...

Приватизация начала 1990-х гг. в российском обществе подвергается критике.

Кроме того, государство на начальном этапе процесса приватизации было не способно эффективно контролировать свою собственность, а также ее переход в руки частных инвесторов.

Похожие статьи

История формирования и развития муниципальной...

- Государственная федеральная собственность (собственность Российской Федерации).

муниципальная собственность, собственность, государственная собственность, частная собственность, лицо, местное самоуправление, местное значение, публичная собственность...

Финансирование корпораций с государственным участием

Статус государственной корпорации дает возможность, с одной стороны, за счет полученного в собственность имущества, осуществлять представление интересов государства, а с другой — становиться

Единственным акционером компании является Российская Федерация.

Проблемы управления муниципальной собственностью...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность... Муниципальная собственность как ключевой компонент...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, имущество, государственная собственность, частная собственность, экономическая система...

Развитие форм сотрудничества частного капитала и государства...

Российский опыт сотрудничества частного капитала и государственных структур довольно слабо изучен.

В связи с тем, что недра находились в собственности государства, искать руду можно было как на собственных, так и на чужих территориях.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

В результате этого в России теперь признаны следующие основные формы земельной собственности: частная, государственная и муниципальная.

И все же можно признать, что В России завершен первый этап земельных преобразований.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории...

− коллективная собственность. То есть по сути, с их точки зрения, корпорация — это акционерное общество с ограниченной ответственностью.

Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, юридическое лицо, Российская Федерация, государственная...

Правовая природа муниципальной собственности в Российской...

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная собственность, коммунальная собственность, местное хозяйство, федеральная собственность, автономная область...

Эволюция производственных коллективов в России и ее...

Приватизация начала 1990-х гг. в российском обществе подвергается критике.

Кроме того, государство на начальном этапе процесса приватизации было не способно эффективно контролировать свою собственность, а также ее переход в руки частных инвесторов.