Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия
Авторы: Казарьян Мария Михайловна, Вазим Андрей Александрович
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 1837 раз
Библиографическое описание:
Казарьян, М. М. Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия / М. М. Казарьян, А. А. Вазим. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12337/ (дата обращения: 08.10.2024).
В статье определяется актуальность изучения основ системы антикризисного управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной системы. В работе анализируются основы системы антикризисного управления персоналом предприятия, выделяются ее основные направления, а также анализируются возможные барьеры, которые влияют на успешность функционирования системы антикризисного управления. Также в статье предлагаются различные методические подходы к преодолению этих барьеров.
Ключевые слова: система антикризисного управления, управление персоналом, стимулирование, эффективность, кризис
Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы), организация их эффективного и рационального использования, а также их профессионального и социального развития. [1. C. 67]
Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства — персоналом предприятия.
Современная мировая практика изобилует различными подходами к регулированию кадровым процессами, но многие руководители отечественных производственных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом, особенно в условиях кризиса. Известно, что деятельность предприятия в условиях кризиса существенно отличается от его стабильного функционирования. Персоналу кризисного предприятия приходится решать нестандартные задачи, что требует от работников мобилизации собственного потенциала, повышенного психологического напряжения. Кризисные ситуации изменяют поведение персонала и оказывают негативное воздействие на эффективность его деятельности. Следовательно, антикризисное управление должно в значительной мере отличается от традиционного управления и носить системный характер.
Рассмотрим систему антикризисного управления персоналом предприятия, состоящую из четырех основных частей — объекта управления, субъекта управления, концепции антикризисного управления персоналом и функциональной подсистемы (рис. 1).
Рис. 1. Система антикризисного управления персоналом
Объект управления — персонал предприятия — составная часть трудового коллектива, штатный состав, который выполняет различные производственные, хозяйственные, управленческие функции. Субъект управления — это трехуровневая подсистема, включающая адаптивных антикризисных руководителей с юридическим правом принятия решений, специалистов функциональных подразделений и коллектив технических исполнителей. Концепция антикризисного управления персоналом предприятия базируется на выборе принципов антикризисного управления персоналом и включает в себя как один из основных системных элементов антикризисную кадровую политику, которая должна ориентировать на решение следующих задач: формирование команды адаптивных менеджеров, сохранение ядра кадрового потенциала предприятия, снижение социально-психологической напряженности в коллективе. Реализация концепции антикризисного управления персоналом возлагается на функциональную подсистему, элементы которой представлены в рисунке 2.
Рис. 2. Элементы функциональной подсистемы системы антикризисного управления предприятием
Эффективное функционирование системы управления персоналом в условиях кризиса зависит от успешности преодоления информационного и психологического барьеров и барьера власти, возникновение которых обусловлено отсутствием на большинстве российских предприятий практического опыта антикризисного управления. Для обеспечения результативных антикризисных действий необходимо иметь ясное представление о вероятном состоянии среды, в которой окажется предприятие в будущем. Однако, сложившиеся на предприятиях информационные системы и технологии работы с информацией слабо приспособлены к отслеживанию и прогнозированию кризисных тенденций, ибо изначально были ориентированы на стабильные внешние условия, что и создает так называемый информационный барьер. Методы изучения и анализа внешней среды можно рассматривать как своеобразный фильтр, через который должна пройти внешняя информация, прежде чем поступить на предприятие. Ошибка в выборе метода изучения внешней среды предприятия может стать причиной стратегической близорукости и привести к отсроченным реакциям на внешние изменения в условиях деятельности предприятия. [3. C. 28]
Психологический барьер возникает вследствие того, что большинство управленцев работают эффективно, когда прогнозная информация согласуется с их прошлым опытом. Прогноз, противоречащий их опыту, они обычно считают необоснованным и игнорируют его в своих действиях, что является ошибкой. Процессы антикризисного управления связаны с высоким уровнем неопределенности и незначительности контроля за ситуацией. В этом случае интуиция ценится выше формальной логики и опыта, а эффективными являются нестандартные действия.
Своевременная реализация антикризисных мероприятий вносит существенные коррективы в значимость деятельности различных подразделений. Соответственно возникают угрозы статусу отдельных служб и руководителей. При этом руководители и службы, положение которых может пострадать в результате воздействия кризисных факторов, стремятся преуменьшить влияние этих факторов на деятельность организации. Обычно такие работники являются представителями того типа мышления, который приносил успех в прошлом. Поэтому нередки случаи, когда они создают препятствия на пути антикризисного мышления, будучи в полной уверенности, что действуют на благо предприятия. Барьер власти порождается непониманием объективности кризисных тенденций, неготовностью руководителей к пересмотру самой стратегии управления.
Наличие указанных барьеров при работе с персоналом в условиях кризиса могут привести к негативным последствиям, например, породить неверие в устойчивость предприятия, что вызовет текучесть и потерю кадрового потенциала, создать проблему сопротивления персонала изменениям и реорганизации, необходимым для разрешения кризисной ситуации, ухудшить социально-психологический климат в коллективе. [2]
Работа по преодолению указанных барьеров и негативных последствий должна проводиться в рамках всей системы антикризисного управления персоналом предприятия. Остановимся на одной из важнейших составляющих этой работы, имеющей превентивный характер и опирающейся в большой степени на психологический фактор, а именно на формировании готовности персонала к действиям в условиях кризиса. Проводимая заблаговременно в рамках функциональной подсистемы, эта работа смягчает воздействие будущего кризиса и заранее готовит фундамент послекризисного роста.
Решение проблемы формирования готовности персонала к действию в условиях кризисной ситуации базируется на концепции создания психологического комфорта, то есть достижения такого состояния персонала, при котором возникает соответствие средств и условий труда функциональным возможностям работника. Готовность к действию — это активно-действенное состояние личности, отражающее состояние задачи и условий ее выполнения. Структура готовности включает мотивационный (ответственность, чувство долга), ориентационный, операционный, волевой (самоконтроль) и оценочный элементы. К факторам готовности персонала к действиям в условиях кризисной ситуации относятся: содержание задачи, обстановка, мотивация трудовой деятельности, самооценка подготовленности, личный опыт и умение мобилизоваться. Формула готовности: «Должен — хочу — могу». [4]
В формировании готовности персонала важнейшими являются две взаимосвязанные стороны: формирование профессиональных навыков, знаний и опыта деятельности (готовность персонала к действиям в кризисных ситуациях имеет порой большее значение, чем профессиональный опыт вообще) и формирование психологической готовности. Уровень психологической подготовки персонала к деятельности в кризисных условиях — один из важнейших факторов, влияющих на надежность социально-трудовой сферы предприятия в целом. Растерянность и проявление страха, особенно в самом начале развития кризисной ситуации, могут привести к непоправимым последствиям. В первую очередь это должны иметь в виду руководители, которые обязаны демонстрировать личное самообладание, выдержку и дисциплину. Неверие руководителя в свои силы и возможности персонала может парализовать волю последнего к сопротивлению дестабилизирующим факторам.
Работу по формированию готовности персонала в условиях кризисной ситуации целесообразно начать с комплексного психодиагностического обследования персонала, включающего изучение личностно-поведенческих стереотипов работников, диагностику психологического климата в коллективе, психоаналитическое исследование корпоративных страхов и опасений.
Результаты комплексного психодиагностического обследования персонала являются информационной базой системы антикризисного управления персоналом предприятия в целом и используются для планирования последующих этапов работы по формированию готовности персонала к деятельности в условиях кризиса, в числе которых обучение и подготовка персонала, апробация полученных результатов. В ходе обучения рекомендуется проводить психологические тренинги на готовность к неожиданным ситуациям, коммуникационные тренинги на готовность к взаимодействию в напряженных условиях. Психологическое моделирование кризисных ситуаций с определением степени риска и установкой приоритетов служит подготовке персонала к возможным действиям, деловые игры позволяют апробировать профессиональную и психологическую готовность персонала. [5]
Таким образом, важным фактором вывода предприятия из кризиса является системный подход к управлению персоналом, который обнаруживает себя в распределении функций и полномочий, в выборе принципов антикризисного управления, в разработке новой кадровой политики, в разработке и реализации управленческих решений. Наличие системы антикризисного управления персоналом говорить о солидном стиле управления предприятием, которое находится в состоянии кризиса, когда необходимо принимать и выполнять рискованные управленческие решения.
Литература:
- Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н. Новгород, НИМБ, 2011. — С. 67.
- Клименко К. А. Оценка результативности управления персоналом // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 736–739.
- Литвак Б. Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 2009. – С. 28.
- Политика управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций // http://www.gazprom.ru/f/posts/70/788857/hr_politics.pdf
- Фальцман В. К., Давыдова Л. А. Основы управления предприятия. – М.: ТЕИС, 2016 — С. 12.
Ключевые слова
стимулирование, эффективность, кризис, Управление персоналом, система антикризисного управленияПохожие статьи
Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях экономического кризиса
В данной статье изучается финансовый антикризисный менеджмент как часть стратегического управления предприятием. Цель работы — поиск различных вариантов финансового оздоровления организации в период экономической нестабильности. В работе рассмотрены ...
Современные методы оценки кадровой безопасности как инструмент обеспечения экономической безопасности организации
В статье говорится о значимости кадровой безопасности как составляющей в экономической безопасности организации. В статье приводятся примеры толкования понятия кадровая безопасность авторами-экономистами, а также собственный подход к определению данн...
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия
Данная статья посвящена изучению особенностей ведения финансово-экономической деятельности предприятия. В частности, раскрывается понятие финансовой устойчивости предприятия на современном этапе развития экономики. Глубоко изучаются внешние и внутрен...
Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации
Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...
Диагностика финансовой устойчивости агропромышленного комплекса на региональном уровне
В статье рассмотрены основные механизмы и проблемы управления агропромышленного комплекса и разработана концепция оптимального управления экономикой,а также диагностика финансовой устойчивости агропромышленного комплекса на уровне региона. Разработан...
Актуализация мотивационной политики современной организации: методологический подход
В статье рассматривается технология и методология актуализации мотивационной политики современной организации. Определяется понятие мотивационной политики, его место и значение в системе управления персоналом и в системе менеджмента современной орган...
Механизм управления выставочной деятельностью
В статье рассматриваются актуальные механизмы управления выставочной деятельностью. Уточнено понятие «выставка» и ее предназначение для компаний. Исследовано управление выставочной деятельностью в ракурсе маркетинга и планирования продвижения бизнеса...
Финансовый контроль в системе государственного управления
В статье проводится исследование теоретико-методологических положений и подходов к построению и развитию финансового контроля в системе государственного управления. Проведен анализ действующей системы общественного контроля в Российской Федерации. В ...
Методика повышения эффективности управления продажами
продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...
Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры
В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...
Похожие статьи
Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях экономического кризиса
В данной статье изучается финансовый антикризисный менеджмент как часть стратегического управления предприятием. Цель работы — поиск различных вариантов финансового оздоровления организации в период экономической нестабильности. В работе рассмотрены ...
Современные методы оценки кадровой безопасности как инструмент обеспечения экономической безопасности организации
В статье говорится о значимости кадровой безопасности как составляющей в экономической безопасности организации. В статье приводятся примеры толкования понятия кадровая безопасность авторами-экономистами, а также собственный подход к определению данн...
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия
Данная статья посвящена изучению особенностей ведения финансово-экономической деятельности предприятия. В частности, раскрывается понятие финансовой устойчивости предприятия на современном этапе развития экономики. Глубоко изучаются внешние и внутрен...
Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации
Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...
Диагностика финансовой устойчивости агропромышленного комплекса на региональном уровне
В статье рассмотрены основные механизмы и проблемы управления агропромышленного комплекса и разработана концепция оптимального управления экономикой,а также диагностика финансовой устойчивости агропромышленного комплекса на уровне региона. Разработан...
Актуализация мотивационной политики современной организации: методологический подход
В статье рассматривается технология и методология актуализации мотивационной политики современной организации. Определяется понятие мотивационной политики, его место и значение в системе управления персоналом и в системе менеджмента современной орган...
Механизм управления выставочной деятельностью
В статье рассматриваются актуальные механизмы управления выставочной деятельностью. Уточнено понятие «выставка» и ее предназначение для компаний. Исследовано управление выставочной деятельностью в ракурсе маркетинга и планирования продвижения бизнеса...
Финансовый контроль в системе государственного управления
В статье проводится исследование теоретико-методологических положений и подходов к построению и развитию финансового контроля в системе государственного управления. Проведен анализ действующей системы общественного контроля в Российской Федерации. В ...
Методика повышения эффективности управления продажами
продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...
Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры
В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...