Особенности транспортного обслуживания туристов в Норвегии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веселова, Е. И. Особенности транспортного обслуживания туристов в Норвегии / Е. И. Веселова, Д. Ф. Садретдинов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10714/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье представлен анализ транспортной системы Норвегии применительно к его использованию в туристических целях. Делается акцент на особенности функционирования транспорта в разных частях страны с уникальными физико-географическими характеристиками, а также в разные сезоны года. Рассмотрены некоторые организационные аспекты транспортного обслуживания пассажиров, в том числе совершающих поездки с туристическими целями.

Ключевые слова: организация туристических поездок, транспортное обслуживание туризма, туристические перемещения, виды транспорт в туризме, турпоток

В настоящее время туризм рассматривается как одна из крупнейших отраслей мирового хозяйства. Функциональной особенностью этой отрасли является удовлетворение потребностей людей в отдыхе посредством смены на некоторое время места своего проживания. Сфера туризма представляет собой межотраслевое сочетание предприятий и организаций социально-бытовой инфраструктуры и обладает универсальным значением. Практически все страны и социальные слои охвачены перемещениями с целью туризма, что делает его явлением поистине глобального масштаба. Соответственно, став одним из сильных факторов производства международного масштаба, туризм делается все более интересным для специалистов многих отраслей.

Товаром в туризме являются услуги: бронирование, оформление и документальное обеспечение, перевозки, размещение, организация питания, экскурсионно-развлекательное обслуживание, страхование, сопровождение, услуги переводчиков и т. д. Комплекс услуг каждого тура в значительной степени уникален и определяется программой пребывания [1].

Транспортное обслуживание является одной из важных составляющих турпакетов. Современные туроператоры в организации перемещения туристов имеют достаточный выбор видов транспорта разных технико-экономических характеристик. Однако выбор транспортного обслуживания в разных регионах мира требует учета многих факторов.

Особенности транспортного обслуживания туристов в Норвегии как ни в одной стране Европы определяется географическим положением, орографическими и климатическими особенностями. Эти особенности заключаются в следующем: в положении на севере Европы (в том числе около 1/3 территории за Северным полярным кругом), субмеридианальное простирание страны с юга на север более чем на 1700 км (от 57 с.ш. до 72 с.ш.), преобладании горного рельефа (около 2/3 территории, причем 24 % территории лежит в диапазоне высот 500–1000 м и 11 % — выше 1000м), значительная протяженность и сильная горизонтальная расчлененность береговой линии, активная циклоническая деятельность Атлантики, незамерзающие моря.

Транспортная система Норвегии отличается высоким уровнем организации. Отраслевая структура транспорта страны состоит из всех традиционных его видов. Соответственно этому в турпакетах может быть представлено автомобильное, железнодорожное, авиационное, морское, а также комбинированное обслуживание.

Во внутренних перемещениях по Норвегии главная роль отведена автомобильному транспорту. В стране разветвленная сеть автомобильных дорог, высокие требования к транспортным средствам и оказываемым ими услугам. Автомобильным транспортом можно добраться до большинства регионов и населенных пунктов. Функционирующие в стране автобусные компании в основном взаимосвязаны единой системой расписания и тарифов. Однако, в Западной Норвегии — регионе фьордов — дороги зачастую обрываются береговой линией, и тогда продолжение движения возможно на пароме. Стоимость паромной переправы между материком и островами обычно входит в стоимость автобусного билета. Большинство транспортных компаний предлагают льготные тарифы. Как правило, билеты на автобусные поездки бронировать не обязательно. Многие компании гарантируют наличие свободных мест. Тем не менее нередко можно столкнуться и с дополнительными сборами (например, за проезд по центру Осло и Бергена, за использование шипованной резины и т. п.). Все автомобильные стоянки в стране платные, а вне парковок стоянка запрещена.

Исторически сложилась современная конфигурация автомобильных дорог. От Осло веером расходятся основные автомагистрали. На севере страны автомобильный транспорт принимает линейный характер организации. Но, дороги достаточно узкие, имеют множество тоннелей (их в стране около тысячи) и делают бесконечные повороты, иногда довольно крутые, что объясняется гористым рельефом.

Резкая смена погоды часто ухудшает видимость до минимума. На некоторых маршрутах запрещено движение с прицепом, особенно в районе фьордов. Дороги нередко проходят по узким карнизам, и для разъезда встречных транспортных средств на таких участках предусмотрены так называемые «карманы». Следует иметь в виду, что многие дороги имеют разный сезонный режим функционирования, в частности на зимний период некоторые дороги закрываются. Поэтому организация туров по ряду маршрутов сопряжена с вносимыми изменениями, как в график, так и в сам маршрут. Например, автомобильная дорога на участке Аурланд — Ердал закрыт для автобусного движения с ноября по июнь, а на трассе Брокке — Сулескард оно не осуществляется с ноября по май и т. д. Однако следует, что, автобусные туры по Норвегии — один из сложных в плане организации.

Большинство туристов из Европы, въезжающих в Норвегию на автомобиле, минуют по мосту пролив Эресунд между Копенгагеном (Дания) и Мальмье (Швеция). Автомобильное путешествие из России в Норвегию по суше — интересный вариант, но долгий. Более быстрым он получается, если воспользоваться паромной переправой. К сожалению, прямого паромного сообщения из России в Норвегию пока не организовано. В эту северную страну наши туристы в основном следуют через Финляндию и Швецию, или через Германию и Данию. Паромные перевозки осуществляют такие компании, как Colorline, Fjordline, Stenaline, DFDS. Для путешествующих также предлагаются автопакеты, в которые включены пассажирское место на корабле (возможно в каюте) и место для машины в трюме.

На российском рынке туруслуг представлено несколько десятков автобусных туров с посещением Норвегии. При этом, они разработаны как российскими, так и иностранными туроператорами. В них Норвегия представлена чаще всего в рамках туров по нескольким странам. Важно отметить, что большинство автобусных туров на протяжении многих лет сохраняют относительно стереотипную структуру, и, так как она складывалась довольно длительное время, уже достигла организационно-планировочного оптимума, но это тем не менее не ограничивает туроператоров в разработке новых предложений — каждый год в такие туры привносится что-то новое: либо порядок посещения объектов, либо обновляется и сам их перечень. Особенностью автобусных туров в Норвегию является то, что они способны даже за короткий промежуток времени познакомить туристов с многоликим образом страны. Широкий ассортимент туров, несмотря на разную ценовую политику, гарантирует насыщенную программу и оптимальный маршрут при разной продолжительности.

Из России в Норвегию можно добираться не только автомобильным, но и практически любым видом транспорта. Соответственно, организуются не только автобусные, но и другие туры.

Особенности норвежского ландшафта и связанного с этим характера размещения населения привели к тому, что главным организующим узлом железнодорожного транспорта, как и автомобильного, является столица страны. Железнодорожная сеть страны состоит из нескольких главных расходящихся из Осло магистралей и связывает столицу с крупными городами страны, а также со Швецией. Между Норвегией и Данией организовано железнодорожное паромное сообщение (Кристансанн — Хиртсхальс).

Большая часть турпотока, как и пассажиропотока в целом, формируется между Осло и Бергеном — дороге, проходящей по горному плато Хардангервидда, именуемому «крышей Норвегии», а также между Осло и Тронхеймом, продолжающейся до Буде, который располагается за Северным полярным кругом.

В отличие от железнодорожных туров, организуемых по Европе, в Норвегии такие туры по ряду причин как самостоятельные туры представлены весьма ограниченно. А из России железнодорожные туры вообще не организуются. В то же время в рамках автобусных туров, морских круизов, авиатуров и комбинированных туров довольно часто представлено посещение уникальной Фломской железной дороги, являющейся настоящим произведением инженерного искусства.

Передвигаться по Норвегии железнодорожным транспортом не только интересно, но порой бывает и выгодно. Ряд компаний предлагают билеты по специальным тарифам, дающим право путешествовать независимо от расстояния, пункта назначения и имеют обширный срок действия. Туроператорами рекомендуются карты Interrail и Eurorail.

Норвегия отличается высокой организацией морского транспорта. В ХХ веке эта северная страна достигла такого уровня развития флота, что заняла место в ряду «мировых морских перевозчиков». Морской транспорт Норвегии стал одним из крупнейших по тоннажу. В то же время основная доля мощностей морского транспорта страны отведена на исполнение роли «удобного флага». Норвегия пошла по пути постоянной модернизации морского транспорта, систематического обновления судов и внедрения транспортных средств, снабженных современным оборудованием, что позволяет конкурировать норвежскому флоту на мировом фрахтовом рынке. В стране зарегистрировано около двухсот судоходных компаний, во многих из которых участвует иностранный капитал [2].

На российском рынке туруслуг представлено большое количество морских круизов. При этом они организуются не только из портов Норвегии, но и других государств. Из России туры организуются в основном из Санкт-Петербурга и в существенно меньшей степени — из Мурманска.

Значительная субмеридианальная протяженность страны, множество островов, в том числе существенно удаленных от основной территории страны, тесные и прочные международные связи и другие особенности, о которых речь шла уже выше, определили высокую организацию авиасообщений. В Норвегии более 50 аэропортов. Крупнейшим авиаузлом страны является Осло с аэропортом Гардемуэн. Практически в любой регион страны можно попасть воздушным путем. К тому же, в зимний период для ряда регионов воздушное перемещение является единственной возможностью добраться до населенных пунктов.

В авиационных перевозках, как по Норвегии, так и в зарубежных сообщениях популярностью пользуются бюджетные перевозчики — так называемые лоукостеры и система всевозможных скидок. Так, в июле-августе работает программа ExploreNorwajTicket, позволяющая в течение двух недель совершать неограниченное количество перелетов.

Географическое положение Норвегии и природное устройство ее поверхности определили популярность комбинированных по транспортному обслуживанию туров. Российский рынок туруслуг обладает достаточно обширной линейкой предложений [3]. В турах может быть представлено разное сочетание видов транспорта. Так, у российской компании «Туртрансвояж» в турах «Вся Дания + фьорды», «Большое путешествие по Норвегии», «Гранд тур в Норвегию», «Заполярная Норвегия» использует сочетание железнодорожного, морского, и автомобильного транспорта, в туре «Вся Норвегия» — задействованы авиационный и автотранспорт. В зависимости от доли покрытия тем или иным видом транспорта, а одних случаях они рассматриваются как автобусные туры, в других как авиационные.

Таким образом, туризм становится одним из факторов производства международного масштаба и все более привлекает внимание специалистов многих отраслей, в том числе и в сфере структурно-организационного развития транспорта и транспортных систем различных регионов и отдельных стран, а поэтому требует пристального внимания и изучения с целью предоставления заинтересованным организациям и отдельным лицам максимально полной и достоверной информации.

Литература:

  1. Александрова А. Ю. Международный туризм. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 470 с.
  2. Дерябин Ю. С., Антошина Н. М., Плевако Н. С. Северная Европа. Регион нового развития. — М.: Весь мир, 2008. — 512 с.
  3. Морозова Н. С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме. — М.: РосНОУ, 2011. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Норвегия, тур, автомобильный транспорт, Дания, Россия, дорога, Осло, российский рынок, Швеция, береговая линия.

Ключевые слова

турпоток, организация туристических поездок, транспортное обслуживание туризма, туристические перемещения, виды транспорт в туризме

Похожие статьи

Особенности реализации молодежной политики в Скандинавских...

Норвегия, тур, автомобильный транспорт, Дания, Россия, российский рынок, Осло, дорога, Швеция, береговая линия. Роль академической мобильности в современной Европе.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с

В арктическом регионе расположены восемь государств — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия.

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

Применимо к российским гражданам и дорогам, а также к суровому климату, целесообразнее будет проектировать

велосипед, общественный транспорт, велосипедный транспорт, мода, Дания, город, велосипедное движение, основное преимущество организации, Россия...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура...

За Советским Союзом, имеющим наиболее протяженную береговую линию, определился самый большой сектор, почти треть всей площади

По данным секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, уже давно требовалось признать особую роль Российской Арктики.

Возможность применения в России скандинавской модели...

Одним из первых шагов было принятие Закона о договорах и других юридических документах в области имущественного права (Далее — Закон о договорах), который сначала, в период с 1915 года по 1918 год, вступил в силу в Швеции, Дании и Норвегии, а затем и в Финляндии, в 1929...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

За 2005–2014гг. парк автобусов в России увеличился на 40,0 %, в то время как парк легковых автомобилей на — 62,6 %, однако, протяженность автомобильных дорог за этот же период увеличилась всего лишь на4,7 %[1]. Проведение экономических реформ в Российской...

Морская добыча нефти | Статья в журнале «Молодой ученый»

По прогнозам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, объёмы морской добычи нефти в России могут вырасти на 29

В арктическом регионе расположены восемь государств — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия.

Проблемы международно-правового регулирования в Арктике

В стремлении разрешить территориальные споры прибрежных государств на октябрьской встрече 2007 г. в Осло

Россия, Дания, арктический регион, Норвегия, норма Конвенции, Арктика, кодификация норм Конвенции, Канада, правовой режим, континентальный шельф.

Похожие статьи

Особенности реализации молодежной политики в Скандинавских...

Норвегия, тур, автомобильный транспорт, Дания, Россия, российский рынок, Осло, дорога, Швеция, береговая линия. Роль академической мобильности в современной Европе.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с

В арктическом регионе расположены восемь государств — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия.

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

Применимо к российским гражданам и дорогам, а также к суровому климату, целесообразнее будет проектировать

велосипед, общественный транспорт, велосипедный транспорт, мода, Дания, город, велосипедное движение, основное преимущество организации, Россия...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура...

За Советским Союзом, имеющим наиболее протяженную береговую линию, определился самый большой сектор, почти треть всей площади

По данным секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, уже давно требовалось признать особую роль Российской Арктики.

Возможность применения в России скандинавской модели...

Одним из первых шагов было принятие Закона о договорах и других юридических документах в области имущественного права (Далее — Закон о договорах), который сначала, в период с 1915 года по 1918 год, вступил в силу в Швеции, Дании и Норвегии, а затем и в Финляндии, в 1929...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

За 2005–2014гг. парк автобусов в России увеличился на 40,0 %, в то время как парк легковых автомобилей на — 62,6 %, однако, протяженность автомобильных дорог за этот же период увеличилась всего лишь на4,7 %[1]. Проведение экономических реформ в Российской...

Морская добыча нефти | Статья в журнале «Молодой ученый»

По прогнозам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, объёмы морской добычи нефти в России могут вырасти на 29

В арктическом регионе расположены восемь государств — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия.

Проблемы международно-правового регулирования в Арктике

В стремлении разрешить территориальные споры прибрежных государств на октябрьской встрече 2007 г. в Осло

Россия, Дания, арктический регион, Норвегия, норма Конвенции, Арктика, кодификация норм Конвенции, Канада, правовой режим, континентальный шельф.