Система управления знаниями внутри компании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 29.01.2016

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Зубарев, М. Г. Система управления знаниями внутри компании / М. Г. Зубарев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9646/ (дата обращения: 05.05.2024).



 

Необходимость повышения конкурентоспособности и инновационности малого и среднего бизнеса — одна из главных задач для экономики России. В таких странах как США, Канада, Япония, Финляндия и Швеция активно использует систему управления знаний в своих компаниях. Создаются департаменты, которые в свою очередь занимаются оценкой, накоплением, хранением и поиском информации. Данная область хорошо зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий увеличить продуктивность и конкурентоспособность компании. Целью опроса является понять отношение сотрудников Российских фирм к сфере управления знаниями.

В опросе участвовали 56 респондентов. Сотрудники компаний являются специалисты в области продаж, маркетинга, IT-технологий и менеджмента.

Список вопросов.

A description...

 

Более 60 % респондентов сталкивались с таким понятием, как «Управление знаниями».

Опрос показал, что в 64 % случаях у компании существуют сотрудники, в обязанности которых входит сбор, обработка, классификация и распространения информации.

Более половины опрошенных выделили корпоративное обучение — как лучший способ повысить эффективность конкретного подразделения и организации в целом. У 48 % в компаниях тренинги не проводятся вовсе.

В ряде случаев, когда сотрудникам компании требуется помощь в получении конкретной информации им известно к кому обратиться. Так ответило 62 % опрошенных.

На вопрос «При возникновении трудностей в рабочем процессе, к какому источнику вы обращаетесь за помощью в первую очередь?» ответы распределились следующим образом:

                   Сотрудники 55 %

                   Интернет 25 %

                   Вышестоящее руководство 20 %

В роли электронных инструментов в области обмена и накопления знаний в компании являются:

Корпоративный портал 21,4 %

Система электронного документооборота 46,4 %

Корпоративная база знаний 10,7 %

В 21,4 % случаев такой инструмент отсутствует.

Сотрудникам компаний приходится обращаться к внешним источникам получения информации, в ходе рабочего процесса (например Internet) достаточно часто, а именно:

                   Редко 16,1 %

                   Часто 46,6 %

                   Каждый день 28,6 %

                   Обращаются только в редких исключениях 10,7 %

В качестве авторитетности источников знаний ответы распределились следующим образом:

                   Форумы 26,8 %

                   Блоги 17,9 %

                   Wiki 23,2 %

                   Соц. Сети 10,7 %

                   Другое 21,4 %

Формат опроса предусматривает комментарии к ответу «Другое». Собственные ответы респондентов:

Официальные сайты. Сайты, специализирующиеся на конкретной тематике (интересующей меня в конкретный момент). Около половины ответов указали «Консультант плюс», как наиболее авторитетный источник.

На вопрос о необходимости создания портала внутри компании для хранения и обмена знаний 60,7 % считают необходимым, в 30,4 % случаев такой портал уже существует, остальные 8,9 % не считают это необходимостью.

Часто ли сотрудники компании обращаются за помощью именно к Вам?

                   Часто 32,1 %

                   Иногда 60,7 %

                   Практически никогда 7,1 %

Исследования Майкла Полани[1] показывают то, что большинство знаний сотрудников существуют в неявной форме и являются интеллектуальным капиталом компании. На вопрос «Считаете ли Вы, что основная часть знаний скрыты и представлены опытностью сотрудников?» ответы показали следующие результаты:

                   Да, я часто что-то делаю машинально 51,8 %

                   Нет, я иногда обращаюсь за помощью 23,2 %

                   Затрудняюсь ответить 21,4 %

Более половины опрошенных, а именно 64 % считают перспективными создание новых процессов в области управления знаниями компании.

35 % уверены, что при увольнении сотрудников знания не теряются, т. к. они передаются новому человеку, пришедшему на его место. 60 % считают что знания все-таки теряются, и 5 % в качестве своего ответа предполагают, что удостовериться в передаче знаний можно лишь, в тот момент когда новый сотрудник уже приступит к должностным обязанностям.

При возникновении новой бизнес-идеи в 62,5 % случаем этот вопрос обсуждается с коллегами, в 26,8 % — с руководством, 7,1 % — никак не обсуждается. Всего один опрошенный (что соответствует 1,8 %) ответил, что в компании существует отдел, отвечающий за новизну решений.

Как показал вопрос, связанный с новаторством идей, далеко не все компании согласны поощрять своих сотрудников за предложения, оптимизации процессов.

В 19,6 % сотрудники поощряются денежной премией.

1,8 % опрошенных показывает, что эффективным также являются разные способы нематериальной мотивации

Остальная доля 78,6 % считает подобную мотивацию бесполезной.

82,1 % опрошенных ответили, что положительное настроение коллектива благоприятно сказывается на отношение между сотрудниками, и на рабочий процесс в целом. 17,9 % считают, что каждый должен выполнять свою работу, независимо от настроения других.

На вопрос «Случалось ли, что Вы не делились знаниями с другими сотрудниками, для поддержания своего «статуса эксперта»» ответы распределились следующим образом:

                   Я всегда делюсь тем, что знаю 82,1 %

                   Пусть сотрудники сами находят ответы, это поможет им в дальнейшем 7,1 %

                   Ко мне редко обращаются за советом 7,1 %

Опрос показывает, что наиболее распространенными инструментами управления знаниями являются специализированные сайты, форумы, Википедия. Что касается консультантов компании, обучающего персонала — их компании используют очень редко.

Технологии в области накопления и обмена знаниями пока не получили широкого распространения в Российских компаниях.

Руководители зачастую не знают о существующих техниках и приемах, применяемой в данной области, однако более существенным и труднопреодолимым барьером является «характерная для российских организаций недооценка значимости совместного опыта, привычка обращаться к его анализу лишь после серьезного провала, чрезвычайной ситуации или при наличии внешней угрозы [1]». Именно поэтому управление знаниями еще не стало общепринятым направлением деятельности в российских компаниях

 

Литература:

 

  1.              Нестик Тимофей Александрович, ВШМБ РАНХиГС, Институт психологии РАН. «Модели управления знаниями в российских организациях: социально психологический анализ».

[1]Майкл Полани. Автор понятия «Личностное знание»

Основные термины (генерируются автоматически): компания, рабочий процесс, сотрудник, ответ, сотрудник компании, сотрудник компаний.

Похожие статьи

Вовлеченность персонала как главный фактор успешного...

Вопросы подбираются таким образом, чтобы сотрудник мог дать положительный или отрицательный ответ.

– вовлеченность в рабочий процесс; – личные качества работника, инициативность, преданность компании.

Способы привлечения сотрудников в молодую компанию

Каждая организация, стремящаяся к лидерству на рынке, ставит своей целью, прежде всего, привлечение большего числа клиентов. Достичь максимизации данного показателя можно несколькими методами — маркетинговые стратегии...

HR-брендинг как фактор, формирующий имидж организации

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников, потенциальных работников и на рынке труда в целом.

Значительно уменьшить расходы на набор рабочих, потенциальные сотрудники будут формировать очередь самостоятельно

Адаптация персонала в современной компании

процесс адаптации, адаптация персонала, сотрудник, компания, рабочее место, адаптация, ограниченная ответственность ООО, испытательный срок, управление персоналом, Черепаново.

Адаптация новичка на новом месте работы | Статья в журнале...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс адаптации, адаптация персонала, сотрудник, компания, рабочее место, адаптация, ограниченная ответственность...

Исследование вовлеченности персонала на примере крупной...

И каждая компания стремится исследовать и сопоставить желания и потребности своих сотрудников с теми ресурсами, которые она может предоставить для достижения высоких результатов. А исследование вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании...

Исследование влияния роли сотрудника компании при...

− снижение рутинной нагрузки на сотрудников компании, путем автоматизации их работы.

- увеличить эффективность работы сотрудников; - обеспечить более оперативные действия по ответам на запросы клиентов.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

Множество компаний регулярно испытывают нехватку квалифицированных кадров той или

На самом деле, есть разница между задачами и самими процессами в том или ином случае. Итак,набор кадров — это привлечение на работу сотрудников в какую-нибудь компанию.

Методы и инструменты эффективного управления

Мотивация сотрудников на рабочем месте | Статья в журнале... сотрудник, ваша компания, ваша команда, существенное влияние, компания, ваша организация, похвала, производительность труда, работа, продуктивная работа.

Похожие статьи

Вовлеченность персонала как главный фактор успешного...

Вопросы подбираются таким образом, чтобы сотрудник мог дать положительный или отрицательный ответ.

– вовлеченность в рабочий процесс; – личные качества работника, инициативность, преданность компании.

Способы привлечения сотрудников в молодую компанию

Каждая организация, стремящаяся к лидерству на рынке, ставит своей целью, прежде всего, привлечение большего числа клиентов. Достичь максимизации данного показателя можно несколькими методами — маркетинговые стратегии...

HR-брендинг как фактор, формирующий имидж организации

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников, потенциальных работников и на рынке труда в целом.

Значительно уменьшить расходы на набор рабочих, потенциальные сотрудники будут формировать очередь самостоятельно

Адаптация персонала в современной компании

процесс адаптации, адаптация персонала, сотрудник, компания, рабочее место, адаптация, ограниченная ответственность ООО, испытательный срок, управление персоналом, Черепаново.

Адаптация новичка на новом месте работы | Статья в журнале...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс адаптации, адаптация персонала, сотрудник, компания, рабочее место, адаптация, ограниченная ответственность...

Исследование вовлеченности персонала на примере крупной...

И каждая компания стремится исследовать и сопоставить желания и потребности своих сотрудников с теми ресурсами, которые она может предоставить для достижения высоких результатов. А исследование вовлеченности персонала в бизнес-процессы компании...

Исследование влияния роли сотрудника компании при...

− снижение рутинной нагрузки на сотрудников компании, путем автоматизации их работы.

- увеличить эффективность работы сотрудников; - обеспечить более оперативные действия по ответам на запросы клиентов.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

Множество компаний регулярно испытывают нехватку квалифицированных кадров той или

На самом деле, есть разница между задачами и самими процессами в том или ином случае. Итак,набор кадров — это привлечение на работу сотрудников в какую-нибудь компанию.

Методы и инструменты эффективного управления

Мотивация сотрудников на рабочем месте | Статья в журнале... сотрудник, ваша компания, ваша команда, существенное влияние, компания, ваша организация, похвала, производительность труда, работа, продуктивная работа.