Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 06.12.2015

Статья просмотрена: 11647 раз

Библиографическое описание:

Вовнянко, Е. А. Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками / Е. А. Вовнянко, Л. А. Парамонова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9314/ (дата обращения: 03.05.2024).



 

В данной статье представлены основные аспекты нормативно-правой системы, регулирующей учет расчетов с покупателями и заказчиками. Рассмотрены основные учетные и контрольные проблемы экономического субъекта в этой области и намечены пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, которые помогут свести к минимуму часто встречающиеся учетные ошибки организаций.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, расчеты с покупателями и заказчиками, совершенствование.

 

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с законодательно установленными требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности[2]. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является значимым элементом в системе бухгалтерского учета, а также самым трудоемким и сложным участком учетной работы бухгалтерии любого экономического субъекта из-за: большого разнообразия форм расчетов; высокой периодичности данных операций; большого количества контрагентов организаций, нестабильность их состава и т. д. На данный момент особенно актуально стоит вопрос выявления основных путей совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками. Поскольку оборот хозяйственных средств перманентно присутствует в деятельности организации, а от качества расчётов с покупателями и заказчиками зависит не только эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, но и его финансовая устойчивость в целом.

Фактически, продажа товаров и услуг организации является основным источником дохода и, соответственно, прибыли экономического субъекта, поэтому какие-либо ошибки в расчетах с клиентами могут быть критическими, поскольку от этого напрямую зависит главный результат деятельности компании — ее прибыль [4]. Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична. Для того чтобы не допустить ошибок в расчетах с клиентами, партнерами следует руководствоваться законодательными и нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учета, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

Система нормативного регулирования учета расчетов с покупателями и заказчиками

Наименование уровня

Документы

1.Законодательный

  •                   Гражданский Кодекс РФ
  •                   Кодекс об административных правонарушениях
  •                   Таможенный кодекс таможенного союза
  •                   Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»
  •                   Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  •                   Федеральный Закон РФ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт»
  •                   Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  •                   Налоговый Кодекс РФ
  •                   Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [5]

2. Нормативный

  •                   Приказ Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»
  •                   Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)
  •                   Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 г. № 106н «Об утверждении Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)
  •                   Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 г. № 106н «Об утверждении Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) [5]

3. Методический

  •                   Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  •                   Приказ Минфина РФ 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»
  •                   Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [5]

4.Организационный

  •                   Учетная политика
  •                   Положение о подразделении
  •                   Рабочий план счетов
  •                   График документооборота
  •                   Должностная инструкция бухгалтера по расчетам
  •                   Формы первичных учетных документов
  •                   Формы регистров бухгалтерского учета [5]

 

В расчетах с покупателями и заказчиками не все экономические субъекты соблюдают основные аспекты данных нормативно-правовых документов. Организации часто допускают такие ошибки, как отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление, отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление, неправильное оформление и предъявление претензий по договорам. Так же довольно часто встречаются ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре, нарушение срока хранения документации в архиве, регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной (неутвержденной формы) формы.

Однако, помимо ошибок, представленных выше, организациями могут совершаться недочеты, связанные с неправильным отражением на счетах синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками, которые зависят от ряда факторов, в том числе от условий договора и факта исполнения сторонами своих обязательств. Среди существенных условий договора выделяют момент перехода права собственности и условия оплаты. Согласно ГК РФ, переход права собственности по договору купли-продажи происходит в момент передачи вещи покупателю, т. е. в момент отгрузки со склада поставщика. Кроме того, Гражданский кодекс допускает возможность установить другой порядок перехода права собственности [1].

В договоре может оговариваться оплата денежными средствами, либо иным имуществом. Особым условием договора может быть предусмотрена предварительная оплата (аванс). От условий, перечисленных выше, в каждом конкретном случае будет зависеть определённый порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и, следовательно, будет существенно отличаться. Например, для отражения в учете товарообменных операций необходимо правильно определить:

          выручку от реализации товара по договору мены;

          стоимость полученного по договору мены имущества;

          величину оплаты по договору мены.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 — активно-пассивный, счет расчетов. По дебету счета 62 отражается задолженность покупателей и заказчиков на суммы, на которые предъявлены им расчетные документы и по которым признан доход. По кредиту счета 62 — суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов, предварительной оплаты) в счет погашения задолженности [6]. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

          покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

          покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

          авансам полученным;

          векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

          векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

          векселям, по которым денежные средства не поступили в срок [6].

К счету 62 могут быть открыты субсчета: 62–1 «Расчеты в порядке инкассо», 62–2 «Расчеты плановыми платежами», 62–3 «Векселя полученные» и др. На субсчете 62–1 учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате платежным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. На субсчете 62–2 отражают состояние расчетов при длительных хозяйственных связях, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. На субсчете 62–3 фиксируют расчеты, обеспеченные полученными векселями [7].

Для того, чтобы определить пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, необходимо выявить и свести к минимуму недостатки учета организации. Основным общим недостатком системы учета на экономическом субъекте является недостаточный контроль над деятельностью бухгалтерии со стороны руководства организации. В такой ситуации руководитель не получает бухгалтерской информации в нужной степени. Практически достаточных усилий по контролю руководитель хозяйствующего субъекта не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью. Недостаточность контроля со стороны, как главного бухгалтера организации, так и руководителя приводит к ошибкам зачисления поступивших средств и путанице при платежах третьих лиц. Помимо этого, многие экономические субъекты не учитывают то, что счет-фактура должен быть выставлен покупателю в течение 5 дней с момента отгрузки товара, иначе, согласно действующему законодательству он будет считаться недействительным. Фактически же в организации нередки случаи выставления счетов-фактур спустя неделю, а иногда и больше. Так же в некоторых экономических субъектах несвоевременно проводится, проводится частично или не проводится совсем инвентаризация расчетов, хотя это и предусмотрено учетной политикой организации, что не способствует своевременному выявлению просроченной задолженности и принятию мер к ее погашению. Руководству хозяйствующего субъекта, в свою очередь, не следует забывать о возможности перегруженности работников бухгалтерии, на которых возлагается ведение различных видов учета, правила по которым не всегда совпадают, нестабильность и неоднозначность правил учета и составления отчетности, регулярные изменения, вносимые в руководящие документы, и др. В любой организации работники бухгалтерии должны осуществлять проверку подготавливаемых ими документов, но, к сожалению, данная проверка «во вторую руку» отсутствует, то есть после составления документа одним работником бухгалтерии другой не проверяет полностью этот документ, расписывается за проведенную проверку и не несет ответственность за правильность данных наряду с сотрудником, составившим документ. Несвоевременность предоставления в бухгалтерию документации со стороны отдела продаж, что не способствует сокращению ошибок в учете [8].

На основании проведенного анализа и приведённых выше недостатков, можно дать следующие рекомендации:

          Обязательная внутренняя проверка документов. Проверка документа затрачивает значительно меньше времени, чем для его составления. Но качество подготовки и достоверность документов после проверки значительно увеличивается. Кроме того, при этом повышается взаимозаменяемость работников бухгалтерии и значительно сокращается время на последующее исправление недостатков, которые могут быть выявлены сторонними проверяющими в уже представленных им отчетных документах. Наиболее продуктивным способом выявления и устранения недостатков и нарушений в деятельности организаций является проведение аудиторских проверок. Такие проверки могут принимать форму внутреннего и внешнего аудита.

          Большое значение для устранения недостатков в учете имеет правильная организация внутреннего документооборота в фирме, который должен быть предусмотрен приказом ее руководителя. В приказе должны быть четко определены формы представления в бухгалтерию документов, сроки их представления, ответственные за это лица. Также должны быть установлены санкции за несвоевременную и некачественную обработку документов. При этом необходимо четко и наглядно наладить учет поступления в бухгалтерию документов. При выявлении несвоевременности представления документов или их некачественного составления главный бухгалтер должен подавать руководителю докладную записку и добиваться наложения соответствующих санкций на виновных с объявлением их в приказе по фирме.

          Периодическое повышению квалификации учетного аппарата, что позволит сократить до минимума ошибки и неточности в учете. Также можно усилить взаимодействия бухгалтерии и юридического отдела.

          Создание комиссии по работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной системы, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции.

          Необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам — сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для организации, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые отношения. Способность своевременно погашать свои обязательства и вовремя получать причитающиеся средства являются основой стабильности и эффективности деятельности экономического субъекта. Поэтому объем, структура, сроки погашения и оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности оказывают существенное влияние на финансовое положение организации и должны быть предметом аудита эффективности деятельности на постоянной основе [9];

          Постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности хозяйствующего субъекта.

          Контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что экономический субъект реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;

          В сложившейся ситуации можно посоветовать организовать систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;

          На высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.

          Внедрение на предприятии бухгалтерских программных продуктов. Доступность современных технологий положительно отразится на качестве ведения бухгалтерского учета и позволит сделать работу пользователей эффективнее.Это позволит значительно сэкономить время выполнения некоторых типовых операций и расширить функциональные возможности автоматизированного учета [8].

 

Литература:

 

  1.      Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая [Текст]: федеральный закон № 14 — ФЗ: принят ГД ФС 26 января 1996г
  2.      Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте [Текст]: федеральный закон № 402 — ФЗ: принят ГД ФС 6 декабря 2011 г.
  3.      Библиотекарь.Ру 2006–2015, [Электронный ресурс]: URL http://www.bibliotekar.ru/kodex-10/1.htm
  4.      FB.ru 2015, [Электронный ресурс]: URL http://fb.ru/article/19202/audit-raschetov-s-pokupatelyami-i-zakazchikami
  5.      «Студенческий научный форум» 15февраля-31 марта 2014, [Электронный ресурс]: URL http://www.scienceforum.ru/2014/728/6339
  6.      ООО «Олбест» 2000–2015, [Электронный ресурс]: URL http://knowledge.allbest.ru/audit/3c0a65635b2ad69a4c53b89521316d37_0.html
  7.      Edu.dvgups[Электронный ресурс]: URLhttp://edu.dvgups.ru/metdoc/ekmen/bu/teor_bu/lek/11.htm
  8.      ООО «Олбест» 2000–2015, [Электронный ресурс]: URL http://otherreferats.allbest.ru/audit/00106651_0.html
  9.      Парамонова Л. А. Внутренний аудит эффективности деятельности экономического субъекта [Текст] /Л. А. Парамонова // Вестник СамГУПС. 2015. Т.1. № 2(28). С. 44–48.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, покупатель, заказчик, Приказ Минфина РФ, расчет, экономический субъект, документ, кредиторская задолженность, хозяйствующий субъект, аналитический учет.

Ключевые слова

бухгалтерский учет, совершенствование, совершенствование., расчеты с покупателями и заказчиками

Похожие статьи

Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками...

бухгалтерский учет, покупатель, заказчик, расчет, Приказ Минфина РФ, экономический субъект, кредиторская задолженность, документ, хозяйствующий субъект, аналитический учет.

Теоретические основы учета дебиторской задолженности

расчет, бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, план счетов, счет, дебиторская задолженность, социальное страхование, бухгалтерская отчетность, налог, финансовая отчетность. Учет резерва по сомнительным долгам: российский опыт...

Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками...

поставщик, расчет, подрядчик, счет, бухгалтерский учет, поставляемая продукция, аналитический учет, кредиторская задолженность, первичный документ, дебет счета. Учет обязательств по российским и международным стандартам...

Сущность и структура дебиторской и кредиторской...

кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, бухгалтерский баланс, экономический субъект, анализ, текущая задолженность, просроченная задолженность, осуществление анализа, финансовое... Теоретические основы учета дебиторской...

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на...

Основные термины (генерируются автоматически): покупатель, заказчик, дебиторская задолженность, бухгалтерский учет, расчет, аналитический учет, аудиторская

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующего субъекта.

Совершенствование учета дебиторской и кредиторской...

расчет, бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, план счетов, счет, дебиторская задолженность, социальное страхование, бухгалтерская отчетность, налог, финансовая отчетность.

Внутренний контроль расчетов с дебиторами и кредиторами

расчет, бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, план счетов, счет, дебиторская задолженность, социальное страхование, бухгалтерская отчетность, налог, финансовая отчетность. Аудит дебиторской задолженности | Статья в журнале...

Экономическая сущность и классификация расчетов...

К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности. дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, обязательство, задолженность, лицо, долг, ГК РФ, отчетная дата, бухгалтерский учет, средство.

К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности

В статье рассматривается сущность дебиторской и кредиторской задолженности экономических субъектов в рыночной экономике на основании

Ключевые слова: обязательства, дебиторская и кредиторская задолженность, бухгалтерский учет.

Похожие статьи

Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками...

бухгалтерский учет, покупатель, заказчик, расчет, Приказ Минфина РФ, экономический субъект, кредиторская задолженность, документ, хозяйствующий субъект, аналитический учет.

Теоретические основы учета дебиторской задолженности

расчет, бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, план счетов, счет, дебиторская задолженность, социальное страхование, бухгалтерская отчетность, налог, финансовая отчетность. Учет резерва по сомнительным долгам: российский опыт...

Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками...

поставщик, расчет, подрядчик, счет, бухгалтерский учет, поставляемая продукция, аналитический учет, кредиторская задолженность, первичный документ, дебет счета. Учет обязательств по российским и международным стандартам...

Сущность и структура дебиторской и кредиторской...

кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, бухгалтерский баланс, экономический субъект, анализ, текущая задолженность, просроченная задолженность, осуществление анализа, финансовое... Теоретические основы учета дебиторской...

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на...

Основные термины (генерируются автоматически): покупатель, заказчик, дебиторская задолженность, бухгалтерский учет, расчет, аналитический учет, аудиторская

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующего субъекта.

Совершенствование учета дебиторской и кредиторской...

расчет, бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, план счетов, счет, дебиторская задолженность, социальное страхование, бухгалтерская отчетность, налог, финансовая отчетность.

Внутренний контроль расчетов с дебиторами и кредиторами

расчет, бухгалтерский учет, кредиторская задолженность, план счетов, счет, дебиторская задолженность, социальное страхование, бухгалтерская отчетность, налог, финансовая отчетность. Аудит дебиторской задолженности | Статья в журнале...

Экономическая сущность и классификация расчетов...

К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности. дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, обязательство, задолженность, лицо, долг, ГК РФ, отчетная дата, бухгалтерский учет, средство.

К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности

В статье рассматривается сущность дебиторской и кредиторской задолженности экономических субъектов в рыночной экономике на основании

Ключевые слова: обязательства, дебиторская и кредиторская задолженность, бухгалтерский учет.