Особенности предпринимательской деятельности в аптечном бизнесе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 5790 раз

Библиографическое описание:

Кривошеев, С. В. Особенности предпринимательской деятельности в аптечном бизнесе / С. В. Кривошеев, В. В. Сатлер. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9252/ (дата обращения: 05.05.2024).



 

В условиях новой фазы экономического кризиса в РФ, предпринимателям важно находить для вложения своего капитала и творческого потенциала те сферы экономики, которые позволят с выгодой использовать ресурсы, и минимизировать риски их потери, пусть и при более низкой норме прибыли. Одной из таких сфер можно считать аптечный бизнес.

Ключевые слова: формат аптечного бизнеса, торговля лекарственными препаратами (ЛП), торговля парафармацевтикой.

 

Одним из главных нюансов предпринимательской деятельности в сфере аптечного бизнеса является ее уникальность, заключающаяся в совмещении нескольких функций: медицинской, производственной, маркетинговой, сбытовой и информационной.

Часть лекарств отпускается строго по рецептам врача. Это выполнение медицинской функции, однако, такое ограничение в отпуске сдерживает объем реализации. Лекарственные средства — особый медицинский товар, к его качеству, хранению предъявляются повышенные требования, что увеличивает расходы аптек.

Расходы аптеки, связанные с особенностями выполнения производственной функции, заключаются в следующем:

          приготовление ЛП по индивидуальным прописям и мелкосерийное изготовление,

          особые требования к составу помещений (асептический блок, ассистентская, кабинет провизора),

          трудовые затраты на приготовление лекарственных препаратов.

Маркетинговая функция заключается в том что через аптеки осуществляется продвижение на рынок новой лекарственной продукции, как правило, еще и с помощью консультаций и рекомендаций аптечного персонала.

Другой важной особенностью является то, что лекарственный препарат является уникальным товаром, зачастую товаром первой необходимости для заболевшего человека, что означает большую степень ценовой эластичности ЛП, и возможностью извлечения более стабильных доходов, чем в других областях экономики. Кроме того, лекарства занимают не много места, поэтому для них достаточно небольшой торговой площади, в отличие от традиционного магазина.

Несмотря на всю свою привлекательность, эта сфера имеет целый ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать. Рассмотрим подробнее, как открыть аптечный бизнес. Торговля лекарствами высокодоходна, в силу того, что стоят многие лекарственные препараты очень дорого, но для того, чтобы войти в этот сегмент, мало иметь достаточный начальный капитал — необходимо получить лицензию и во время работы неукоснительно следовать требованиям Минздрава. [1]

Вариантов для начала бизнеса может быть два — открыть аптеку с нуля или приобрести готовый бизнес. Небольшой аптечный пункт обойдется примерно в 20 тысяч долларов, раскрученный бизнес — около 150 тысяч долларов.

При открытии бизнеса с нуля нужно иметь в виду, что управляющим аптекой может быть только человек, имеющий соответствующее профильное образование, и опыт работы от 3 до 5 лет, в зависимости от того является ли он по образованию фармацевтом или провизором. А в случае открытия аптеки в организационно-правовой форме ИП, а не ООО или ОАО, аналогичное образование и стаж уже должны быть непосредственно у владельца аптеки. Также осуществление предпринимательской деятельности в аптечном бизнесе требует наличие лицензии и ряда разрешительных документов, на оформление которых уходит обычно до 1,5 месяцев.

Решив открыть аптеку с нуля, необходимо определиться с форматом заведения. Это может быть небольшой киоск, традиционная аптека, мини-маркет и многое другое. Формат налагает определенные требования на внешний вид заведения, его планировку, тип помещения, ассортимент предлагаемых лекарственных средств. Так, например, в киоске можно наладить продажу биологически-активных добавок, витаминов, околомедицинских средств, лекарств, которые могут отпускаться без рецепта. Для того, чтобы продавать лекарства, которые входят в рецептурный список, необходимо открывать полноценную аптеку.

Рассмотрим, какие основные расходы несет предприниматель при открытии небольшой аптеки:

          аренда (200–450 тыс. руб.), обычно на срок до 5 лет, т.к первоначально лицензия на ведение аптечной деятельности дается именно на такой срок;

          приобретение соответствующего оборудования (до 350 тыс. руб.);

          закупка продукции (до 650 тыс. руб.);

          ремонтно-строительные работы в помещении, установка пожарной и охранной сигнализаций (до 110 тыс. руб.);

          заказ рекламы (55–120 тыс. руб.).

Итого получаем минимальную сумму от 1,5 до 2 миллионов рублей.

Основное отличие аптечного бизнеса от других видов предпринимательской деятельности — цены не зависят от уровня спроса, они регулируются государством (на товары, относящиеся к категории ЖВЛС (жизненно важных лекарственных средств)). Торговая наценка не превышает в среднем 30 %, оборот аптеки средних размеров не превышает 30 тысяч долларов в месяц, поэтому большую прибыль получить практически невозможно. Если организовать свою аптеку, то войти в рынок достаточно сложно — слишком большой сегмент заняли большие сетевые предприятия, конкурировать с которыми достаточно сложно.

Поэтому правильный выбор времени открытия, помещения и места для торговли повлияет на стабильность дохода в будущем. Аптечный пункт площадью в 100 м2, расположенный в людном месте, станет неплохим капиталовложением. Открытие аптеки идеально делать осенью, когда спрос на лекарства из-за сезонного фактора возрастает, летом продажи наоборот падают на 20–25 %.

Провизорам в небольшой аптеке необходимо чётко прорабатывать ассортимент, который должен включать как лекарственные препараты, так и парафармацевтическую продукцию (вторая, как правило приносит больше дохода, плюс наценки на нее не регулируются государством). Выполнение этого условия станет стабильным источником дохода. С высоким уровнем обслуживания и организацией консультационного центра в аптечном пункте гарантирована достойная конкуренция на рынке фармацевтики. Предприниматель должен также научиться выстраивать долгосрочные отношения с поставщиками на выгодных условиях. Обязательное табу — продажа просроченной продукции сомнительного производства. На начальном этапе деятельности обычно приходится начинать сотрудничество сразу с несколькими дистрибьюторами (это гарантирует бесперебойное поступление лекарств), но подписывать договора стоит лишь с проверенными бизнесменами и компаниями. Как вариант — можно скооперироваться с иными одиночными аптеками, которые находятся неподалеку, тогда можно добиться существенных скидок. [2]

Для успеха аптеки основным фактором является расчет трафика в предполагаемом месте открытия. Трафик — это количество проходящих вблизи от входа в аптеку прохожих в единицу времени. Наиболее высокий трафик можно наблюдать в районе перекрестков, остановок транспорта, выходов из метро, торговых центров, вблизи якорных арендаторов (крупные продуктовые магазины, банки).

Высоким трафиком считается проходимость не менее 400 человек в час. В идеале нужно провести наблюдение с 10 утра до 20 часов вечера, но это сделать практически очень сложно, поэтому рекомендуется делать два замера по 1 часу с 11 до 12 часов и с 17 до 18 часов. Высчитываем средний показатель = кол-во прохожих за два часа делим на 2.

В спальных районах, где нет высокого проходящего трафика, расчет ведется по количеству живущих в нем людей. В радиусе 500 метров считается количество жилых домов с квартирами. В среднем в одной квартире проживает 2 человека. Из этих параметров высчитываем общее количество проживающих людей, он должно быть не менее 2500 человек.

Если в исследуемых местах находятся другие аптеки, то крайне необходимо изучить своего конкурента, акцентируя внимание на удобстве расположения, длительности работе на рынке, привлекательности вывески, удобства входа, площади помещения, ассортименту (ширина, глубина), ценам, сервису обслуживания и конечно же количеству посетителей. Для того чтобы примерно рассчитать товарооборот аптеки приобретите что-нибудь недорогое в конце рабочего дня и попросите чек, в большинстве случаев на нем указывается порядковый номер за смену (день), смело умножайте это количество на средний чек, примерно 200–250руб и получите примерную выручку в день. При расчете товарооборота учитывайте выходной день, обычно выручка сокращается на 30 %.

Для расчета товарооборота обычно используется формула:

ТО (месячный) = Тр (чел/час) х Кп (посещаемость) х Кк (%купивших) х Сч х 11 часов х 30 (дн)

где ТО — товарооборот аптеки (аптечного пункта)

Тр (чел/час) — трафик

Кк (% купивших) — посетители купившие что-то в аптеке. Обычно берется коэффициент 0,9.

Сч — средний чек. Обычно берется средний показатель 200–250 руб. В аптеках с закрытой формой выкладки он ниже, у открытой на 30–40 % выше.

Если вблизи предполагаемой аптеки находятся конкуренты, то добавьте еще один понижающий коэффициент в формулу = 0,5

Нужно быть готовым к тому, что доход поначалу будет скромным: 100–250 тысяч рублей в зависимости от типа аптеки, региона, сезона. Хотя спрос на медикаменты не снижается, и каждый год открывается множество аптек, сверхприбыльным этот бизнес назвать нельзя. Рентабельность аптечного бизнеса в городах не превышает 15–16 %, а в сельской местности этот показатель еще меньше. Начальные вложения окупаются за 2–3 года.

Далее рассмотрим, какие виды аптек может открыть предприниматель.

Аптека может быть производственная (с разрешением на изготовление лекарств), для торговли готовыми препаратами, в виде аптечного киоска или пункта, интернет-аптека. По уроню обслуживания такое предприятие может быть так называемое премиальное или дискаунтерное. Первое предоставляет широкий ассортимент медикаментов (в том числе и очень дорогих) и консультации специалистов, имеет смысл открывать в центре города либо в торговых центрах. Второе нацелено на обычных людей, не обладающих высоким уровнем доходов, обычно такие открывают в спальных районах. [3]

По организации торгового процесса аптека может быть закрытая (товар расположен за прилавком, площадь обычно 60м²) или открытая (товар расположен на стеллажах, площадь от 100 м²). Открытая приносит на 25–30 % больше дохода, но требует дополнительных мер безопасности. По местоположению аптека может быть городская и деревенская. Торговля медикаментами в деревне, по мнению специалистов, не выгодна, т. к. население в деревнях небольшое, а расстояние от аптеки и до аптечного склада может превышать 30 км.

Если у предпринимателя недостаток средств, то ему следует рассмотреть такие варианты как открытие интернет-аптеки или аптеки по франчайзингу.

При открытии интернет-аптеки необходимы помещения для склада, соответствующие всем государственным стандартам, с площадью (как минимум) 60 м2. Владелец такой аптеки должен иметь соответствующее образование и трехлетний опыт работы. Требуется так же лицензия на торговлю медикаментами. Сайт должен быть сделан качественно и быть удобным для пользователей. Доставка в интернет-аптеке чаще всего круглосуточная, зато такая торговая точка не зависит от местоположения.

Большинство новых аптек открывается как раз на условиях франшизы, так как ее владелец берет на себя рекламную поддержку, плюс предоставляет продукцию на реализацию. Правда сумма начальных затрат при этом возрастает.

Условия:

         паушальный взнос — 1000$;

         начальные инвестиции — 50–100 тысяч долларов;

         окупаемость — 18 месяцев.

Для оформления договора требуется помещение не менее 30 м2.

В итоге можно сделать ряд выводов.

  1.      Правильно организованный аптечный бизнес должен приносить прибыль, но в условиях строгого соблюдения всех норм и требований. При этом норма прибыли для нормально работающей аптеки более низкая чем для обычного торгового предприятия, но она более стабильная.
  2.      На сегодняшний день рынок лекарственных препаратов характеризуется жесткой конкуренцией. В этих условиях для аптечного предприятия актуально изучение таких экономических явлений, как конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на фармацевтическом рынке, создание оптимальных механизмов управления, обеспечивающих преимущества перед конкурентами. Так, ценовая конкуренция определяется разбросом цен аптечных операторов локального рынка. Однако, очевидно, что потребитель зачастую руководствуется не ценой, а качеством препарата, расположением (близостью) аптеки и уровнем доверия к ней. В этих условиях операторам следует больше внимания уделять методам неценовой конкуренции (ассортимент, дополнительные услуги, уровень квалификации первостольников и т. д.).
  3.      Наиболее перспективным является в настоящее время механизм развития сетевых аптек с целью увеличения оборота, снижения цен на лекарства, увеличения ассортимента. Таким образом, достигаются такие цели, как повышение конкурентоспособности товара и максимальное удовлетворение потребителей. Несмотря на то что вход в франшизу на начальном этапе более дорог чем открытие аптеки с нуля, но расходы при этом окупаются в 1,5–2 раза быстрее.

 

Литература:

 

  1.          Аптечный бизнес. Ступени совершенства. //Под ред. А. А. Синичкина. М., 2014. -296 с.
  2.          Гришин A. B. Комплексная оценка эффективности деятельности аптечного предприятия и подходы к ее совершенствованию // методическое руководство // А. В. Гришин, М. В. Малаховская. — Томск, 2011. -38с.
  3.          Лидер М. Б. Конкурентоспособность аптечной организации: оценка, анализ, пути повышения // М. Б. Лидер, Ю. А. Музыра. Томск: СибГМУ. 2011. -36с.
Основные термины (генерируются автоматически): аптечный бизнес, аптека, аптечный пункт, предпринимательская деятельность, час, высокий трафик, небольшая аптека, норма прибыли, открытие аптеки, открытие интернет-аптеки.

Ключевые слова

формат аптечного бизнеса, торговля лекарственными препаратами (ЛП), торговля парафармацевтикой., торговля парафармацевтикой

Похожие статьи

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...

– Для аптечных пунктов низшего уровня, наличие препаратов может контролировать не зависимо друг от друга, однако такие пункты должны содержать дешевые

– сайт в интернете с ценами. – 24/7 аптеки в местах массового скопления людей и социальных местоположений.

Особенности ценовой политики аптечных организаций...

И, наконец, получение максимально высокой прибыли для аптеки не всегда достигается из-за

Основные термины (генерируются автоматически): цена, товар, аптека, препарат, аптечный бизнес, покупатель, аптечная организация, ценовая стратегия, формирование цен...

Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

Ключевые слова: аптечный ассортимент, дефектура, спальные и проходные аптеки.

При формировании ассортимента немалую роль играет тип аптеки, для аптеки в торговом центре, посетители которых обладают доходом средним и выше среднего, будет более высокий...

Основные термины (генерируются автоматически): аптечная...

Стратегия аптек заключается в создании уникальной и выгодной позиции, отличной от аптек — конкурентов.

При этом конкурентоспособность торговой аптечной сети является условием получения им прибыли.

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за...

Аптечный сектор (провизоры, фармацевты, менеджмент аптек и аптечных сетей)

В различных странах по-разному смотрят на организацию аптечного бизнеса.

– Ограничено количество аптек в рамках одной аптечной сети — от 1 до 4 аптек.

Объекты исследования: 145 анкет посетителей аптек...

Исследование посвящено определению социального статуса посетителя аптеки и изучению влияния на него различных внешних факторов.

Выявление факторов, которые в дальнейшем определяют успех в предпринимательской деятельности, получение и исследование...

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство...

Аптечная сеть ежедневно решает для себя множество задач, связанных с формированием и управлением своего ассортимента. В ассортимент аптек входит много категорий товаров, среди которых лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и...

Основные тенденции и перспективы формирования и развития...

Сегодня в России насчитывается около 60 тыс. розничных аптечных учреждений [15]: из которых 34 % приходится на аптеки, а оставшиеся 66 % — на аптечные пункты и аптечные киоски.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Результаты положены в основу разработки рекомендаций для аптечной сети «Аптечный дом» с целью оптимизации ассортимента и более полного

Метод ABC-анализапозволил определить те 20 % товаров, которые являются приоритетными для данной сети аптек.

Похожие статьи

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...

– Для аптечных пунктов низшего уровня, наличие препаратов может контролировать не зависимо друг от друга, однако такие пункты должны содержать дешевые

– сайт в интернете с ценами. – 24/7 аптеки в местах массового скопления людей и социальных местоположений.

Особенности ценовой политики аптечных организаций...

И, наконец, получение максимально высокой прибыли для аптеки не всегда достигается из-за

Основные термины (генерируются автоматически): цена, товар, аптека, препарат, аптечный бизнес, покупатель, аптечная организация, ценовая стратегия, формирование цен...

Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

Ключевые слова: аптечный ассортимент, дефектура, спальные и проходные аптеки.

При формировании ассортимента немалую роль играет тип аптеки, для аптеки в торговом центре, посетители которых обладают доходом средним и выше среднего, будет более высокий...

Основные термины (генерируются автоматически): аптечная...

Стратегия аптек заключается в создании уникальной и выгодной позиции, отличной от аптек — конкурентов.

При этом конкурентоспособность торговой аптечной сети является условием получения им прибыли.

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за...

Аптечный сектор (провизоры, фармацевты, менеджмент аптек и аптечных сетей)

В различных странах по-разному смотрят на организацию аптечного бизнеса.

– Ограничено количество аптек в рамках одной аптечной сети — от 1 до 4 аптек.

Объекты исследования: 145 анкет посетителей аптек...

Исследование посвящено определению социального статуса посетителя аптеки и изучению влияния на него различных внешних факторов.

Выявление факторов, которые в дальнейшем определяют успех в предпринимательской деятельности, получение и исследование...

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство...

Аптечная сеть ежедневно решает для себя множество задач, связанных с формированием и управлением своего ассортимента. В ассортимент аптек входит много категорий товаров, среди которых лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и...

Основные тенденции и перспективы формирования и развития...

Сегодня в России насчитывается около 60 тыс. розничных аптечных учреждений [15]: из которых 34 % приходится на аптеки, а оставшиеся 66 % — на аптечные пункты и аптечные киоски.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Результаты положены в основу разработки рекомендаций для аптечной сети «Аптечный дом» с целью оптимизации ассортимента и более полного

Метод ABC-анализапозволил определить те 20 % товаров, которые являются приоритетными для данной сети аптек.