Инновационное развитие индустрии туризма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маклашина, Л. Р. Инновационное развитие индустрии туризма / Л. Р. Маклашина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 178-179. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1451/ (дата обращения: 12.05.2024).

Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.

Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического развития и улучшения качества жизни населения.

В российском законодательстве под инновацией понимается: ” конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности” [1, c. 28].

В утвержденных президентом РФ Основах политики Российской Федерации и области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу в качестве неотъемлемой части экономической политики государства определено формирование национальной инновационной системы (НИС): ”Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.” [3].

Основные направления формирования национальной инновационной системы предусмотрены в основах политики Российской Федерации:

  • создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);

  • построение инновационной инфраструктуры;

  • совершенствование организационно-экономических механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.

В настоящее время, слабым звеном организационно - экономического механизма управления национальной экономикой, является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразных высококачественных и конкурентоспособных продуктах и услугах.

Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче переработке нефти и газа.

По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервистного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений [6].

Анализ роли и места России в международной торговле услугами показал, что сфере услуг, в том числе и туристских, находится в стадии становления и ее роль в мировой экономике незначительна – около 1% [7, c.124].

Невысокий процент прибытий иностранных граждан объясняется влиянием многих сдерживающих факторов, к которым относятся: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки, террористические угрозы и наряду с этим – разрушенная и неразвитая база индустрии туризма, разрушение единого туристского пространства и т.д.

Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании - 7,2%, США - 6,4%, КНР – 5,5%. Туризм – одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. Въездной туризм в России развит слабо, хотя он является неиссякаемым источником валютных поступлений в экономику страны.

Поэтому и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов в сфере туризма, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в туристском бизнесе. Причем развитие инноваций необходимо проводить как на уровне государства, так и на уровне самих туристских организаций. Именно инновационный рост ведет к созданию и реализации конкурентоспособного продукта и услуги, оздоровлению экономического состояния не только предприятия, но и всего туристического направления.

Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению, Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли.

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям, осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль, совершенствование амортизационной политики, установление приоритетных направлений развития науки.

Инновации в индустрии туризма главным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием IT- технологий. Внедрение инноваций позволит повысить конкурентоспособность туристских предприятий. Создание новых и развитие перспективных видов туризма увеличивают рост потребительского спроса на рынке туристских услуг.

Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:

  • рыночная конъюктура рынка и конкуренция (как на внутреннем, так и на внешнем рынках);

  • внешняя среда (уровень развитие науки и техники, совершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);

  • кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

  • ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) [2, с. 24].

В туризме нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему «on-line бронирования», позволяющего получать мгновенно подтверждение тура, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время по обработке заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.

Для формирования инновационной стратегии предприятий туриндустрии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизны в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни.

Таким образом, инновационное развитие индустрии туризма – сложный процесс, в котором задействованы, как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности. Для построения эффективной методики инновационного развития туризма, необходимо: оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретного туристического направления, провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов, дать классификацию инноваций в туризме.

Инновационное развитие индустрии туризма – это разработка и создание новых туристских маршрутов, продуктов, услуг и т.д. с применением достижений науки, техники, IT- технологий, а также передового опыта в области управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально – экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и регионов.

Требования динамики развития туристского рынка обуславливает необходимость постоянного совершенствования законодательных актов в области государственной поддержки туризма, а также межотраслевого законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

В целом, туризм имеет все необходимые условия для инновационного развития туристской отрасли.


Литература:

  1. Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002г.

  2. Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие//М, Издательский цент Академия, 2007г., 208с.
  3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие //М, Маркет ДС, 2008г., 200с.
  4. Национальные инновационные системы в России и ЕС// М: ЦИПРАН РАН 2006г., 170с.

  5. Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования.// Журнал Инновации №5 (139) 2010г., Специальный выпуск.

  6. Сайт Всемирной туристской организации www. unwto.org.en

  7. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “ Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций”// НГТУ им. Р.Е.Алексеева, Нижний Новгород 2010г., с.124.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, инновационная деятельность, туристская отрасль, туристская индустрия, национальная инновационная система, сфера туризма, Россия, Российская Федерация, экономическое развитие, туристическое направление, сфера услуг, создание новых, совершенствование, государственный орган управления, основа политики, инновация, инновационное развитие туризма, инновационное развитие индустрии туризма, инновационное развитие, инновационная активность.

Похожие статьи