Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками в пространстве современной культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Чивилёв, А. А. Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками в пространстве современной культуры / А. А. Чивилёв. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10338/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается феномен межличностной коммуникации с программами-собеседниками и виртуальными помощниками, приводятся примеры наиболее известных программ данного типа. Анализируется их роль и значение в социокультурном пространстве, а также обосновывается, что важной особенностью современной межличностной коммуникации является возможность диалога с искусственными персонажами. Делается вывод, что исследуемый феномен свидетельствует о реструктуризации культурного пространства межличностной коммуникации и данный процесс сопровождается появлением субъектов с симулятивным знаком личности.

Ключевые слова: культура, межличностная коммуникация, виртуальный собеседник, чат-бот, диалог, симуляция.

Массовость коммуникативных связей и дефицит человеческого общения — парадоксальное противоречие современной культуры, которое во многом составляет актуальность исследования межличностной коммуникации (МЛК) и инициирует поиск путей решения данной проблемы.

Современная культура предоставляет человеку возможность создавать комфортное коммуникативное поле, самостоятельно выбирать партнеров по коммуникации. Этому во много способствует виртуальное пространство, в котором существенно возрастает роль диалога. Сама природа виртуальной реальности неразрывно связана с диалогом и коммуникацией [2], [5].

Виртуальная реальность характеризуется пластичностью и видоизменяемостью. Одной из ее примечательных особенностей, важных для понимания происходящих трансформаций МЛК, является появление виртуальных квази-субъектов, имитирующих личностное начало. Данный феномен появился из направления компьютерной лингвистики, а именно — моделирования общения. Это направление включает в себя обеспечение общения человека с компьютером на естественном языке и изучение процесса общения как такового [3].

Существует множество различных программ и систем, которые включают в себя взаимодействие с человеком, а именно общение. Виртуальный собеседник (англ. chatterbot) — компьютерная программа, созданная для имитации речевого поведения человека. По отношению к виртуальным собеседникам употребляется также название программа-собеседник [4].

Виртуальный собеседник — это компьютерная программа, имитирующая человеческое общение. Она может вести разговор с одним или несколькими пользователями одновременно. Программы-собеседники в первую очередь нужны для общения. Такие программы могут выполнять функции психолога — терпеливо выслушать пациента, невзирая на нестабильное душевное состояние и отрицательные эмоции. Программы-собеседники также могут выполнять обучающую функцию, а именно — дополнять человека (учителя) или частично заменять его. Благодаря таким «умным» машинам уже можно по заданному вопросу найти маршрут, фильм или, например, товар. Возможно, вскоре они будут способны поддержать разговор на любые темы. Кроме того, некоторым из этих программ можно задавать эмоциональное состояние — хорошее или плохое настроение, тем самым еще больше приближая их к людям. Вот некоторые из наиболее известных программ-собеседников:

Элиза [7]одна из первых программ-виртуальных собеседников. Создана в 1966 году Джозефом Вейценбаумом. «Элиза» пародирует диалог с психотерапевтом и использует тактику «активного слушателя» переспрашивая пользователя и используя фразы, свидетельствующие о ее заинтересованности в словах собеседника. Как первый образец, программа имела много недоработок и была довольно проста [6].

DIALA [8]программа, которая ведет диалог с человеком на русском языке на любую тему, пытаясь имитировать при этом искусственный интеллект. По словам разработчиков, программа «считает» себя женщиной, критично относится к мужчинам и ко всему человечеству в целом. Для полноценного диалога пользователям нужно вводить только полноценную фразу с законченной мыслью.

Chatmaster [9]самообучающаяся программа. Ведет контекстно-зависимый разговор, т. е. понимает смысл реплики, если та опирается на предыдущие. Для диалога может быть использован любой неиероглифический язык (все европейские и некоторые азиатские). Располагает большой базой слов.

Negobot [10]программа, предназначенная для выявления в интернет-чатах людей, склонных к педофилии. Данная программа выдает себя за несовершеннолетнюю девушку и для большей убедительности, сообщения, которые она пишет, содержат ошибки и сокращения, применяемые среди подростков. Программа приступает к выполнению своего предназначения сразу, после прямого обращения к ней. Остальное время программа ведет себя пассивно, изредка отправляя нейтральные реплики. Если программа выявила что-то подозрительное, она попытается узнать личные данные того, кто вступил с ней в диалог. Информация о людях, которых Negobot пометила как имеющих склонность к педофилии, может быть передана в полицию. Однако у данной программы есть свои недоработки — например, она не способна распознать иронию.

Помимо программ виртуальных-собеседников существуют электронные помощники, (призванные упростить пользование современными гаджетами) которые также способные поддержать беседу. Самые известные из них:

Microsoft Cortana [11] — виртуальный голосовой помощник с элементами искусственного интеллекта. Виртуальный ассистент не лишена чувства юмора: может поддерживать беседы, петь песни и рассказывать анекдоты. Программа может заранее напоминать о запланированной встрече, днях рождения и остальных важных событиях. Может сообщить, если авиарейс ее владельца отменили, или на дорогах образовались заторы.

Siri [12](от англ. SpeechInterpretationandRecognitionInterface) — персональный помощник и вопросно-ответная система. Данное приложение обрабатывает естественную речь, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации. Программа приспосабливается к каждому пользователю индивидуально, анализируя и запоминая его предпочтения в течение продолжительного времени. Возможно сейчас это один из самых больших проектов искусственного интеллекта.

Отдельно стоит упомянуть социальные и рекламные боты (англ. bot, сокр. от англ. Robot) — это программы, управляющие учетными записями пользователей, имитирующие активность реальных людей. Боты рассылают сообщения, отправляют запросы на добавление в друзья, а затем, к примеру, предлагают познакомиться на внешнем сайте, реже — посмотреть «их» фотографии. Как правило, они создаются для преследования коммерческих целей. Сегодня существуют целые бизнес-системы, которые профессионально занимаются созданием ботов в промышленных масштабах.

Успех чат-ботов во многом зависит от написания правдоподобных, занимательных и интересных ответов. Если взаимодействие с ботом выглядит естественно, то человек с самого начала считает, что разговаривает с другим человеком. Боту остается лишь привлечь к себе внимание как можно большего количества интернет-пользователей. Иногда эффективность привлечения внимания усиливается посредствам вызывающего речевого поведения и/или броских, откровенных, либо оригинальных аватарок. Кроме того, зачастую боты пытаются выглядеть мудрыми, доброжелательными или смешными. Для этих программ неважно, как именно они обманут пользователей — их единственная задача — убедить в том, что МЛК происходит не с компьютерной программой, а с реальным человеком. Боты широко распространены на различных сайтах и в социальных сетях, где жертвами их обмана становятся в основном одинокие или любопытные люди. Намеренно созданные для имитации человеческого разговора, они неустанно «коммуницируют» в многочисленных форумах, блогах, чатах и т. д.

Некоторые из них настолько хитроумно запрограммированы, что проникая в социальные сети, они могут манипулировать информацией. В больших количествах такие программы, потенциально способны влиять на общественное мнение [1].

Итак, социальная реальность современной цивилизации продолжается в виртуальной среде, образованной новейшими технологиями. В ней существуют компьютерные программы способные подражать своим создателям и даже соревноваться с ними, например, играть в шахматы (зачастую одерживая победу). В условиях «машинной коммуникации» можно выделить такую форму диалогических отношений, как диалоговый режим, т. е. способ взаимодействия пользователя и программы, в результате которого происходит непосредственный, двухсторонний обмен информацией. Это обуславливает новую, важную особенностью современной МЛК — возможность диалога с искусственными персонажами. Данный феномен способствует реструктуризации социокультурного пространства МЛК. Оно характеризуется мимикрированием, симуляцией МЛК, имитацией личностного начала. Появляется новый субъект МЛК, обладающий симулятивным знаком личности. С этими субъектами можно вступить в диалог, даже не догадываясь, что это искусственные персонажи.

Литература:

  1. Акулич М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы / М. М. Акулич. — «Вестник тюменского государственного университета». Выпуск № 8 / 2012. — С. 47–54.
  2. Зубанова Л. Б. Современная культура в постклассических концепциях и актуальных социокультурных брендах // Вестник ЧГАКИ. — 2013. — № 1(33). С. 47–55.
  3. Соснина Е. П. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие / Е. П. Соснина; М-во образования и науки РФ, Ульян. гос. техн. ун-т. — Ульяновск УлГТУ, 2012. — 110 с.
  4. Усанова Д. О. Виртуальная культура: концептуализация феномена и репрезентации в современном социокультурном пространстве: дисс. канд. культурологии / Д. О. Усанова // Челябинск, 2014. — С. 116.
  5. Чивилев А. А. Межличностная коммуникация как объект исследования культурологии / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 3 (43) 2015. С. 46–51.
  6. Joseph Weizenbaum Computational Linguistics / Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, Mass. volume 9 / Number / January., 1966/ 36–45 p.
  7. Электронный ресурс: http://www.pandorabots.com/pandora/talk?botid=f5d922d97e345aa1
  8. Электронный ресурс: http://diala.chat.ru/
  9. Электронный ресурс: http://chatm.chat.ru/
  10. Электронный ресурс: https://virtualagentchat.com/tag/negobot/
  11. Электронный ресурс: http://www.windowsphone.com/ru-ru/how-to/wp8/cortana/meet-cortana
  12. Электронный ресурс: http://www.apple.com/ios/siri/
Основные термины (генерируются автоматически): программа, межличностная коммуникация, виртуальный собеседник, искусственный интеллект, компьютерная программа, DIALA, виртуальная реальность, современная культура, социокультурное пространство, человеческое общение.

Похожие статьи

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой

2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня

При общении в Интернете основная информация о собеседнике поступает в виде текстовых...

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Ключевые слова: Интернет, виртуальная реальность, общение, виртуализация, информация, киберпространство, информационные технологии.

Это связано не только с поддержкой коммуникационного оснащения и компьютерных программ, а так же в первую очередь...

Философско-психологический контекст использования...

В современном мире виртуальные компьютерные технологии являются важными каналами культурной коммуникации, порождающими особое как ментальное, так и образовательное пространство.

Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций

Такая программа интернет-коммуникации как чат-бот основана на современных технологиях, в ее основе лежат такие информационно-коммуникационные технологии как искусственный интеллект, нейронные сети, что позволяет приближать коммуникации...

Влияние виртуальной реальности на подростков | Статья...

Последние десятки лет наблюдается активное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

А студенты, которые встречались со своими виртуальными собеседниками, после больше никогда не общались (46 %).

Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества. Участниками общения компьютерной коммуникации являются молодые люди в возрастной...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Влияние виртуальной реальности на подростков | Статья... Последние десятки лет наблюдается активное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных

Современные технологии внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности...

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

виртуальная реальность, виртуальная личность, виртуальное пространство, свобода, мир, нет, игра

виртуальный мир, современная культура, виртуальное пространство, массовый человек, тело, стремление

Виртуальное общение как новый вид общения в современном...

Селфи: возвращение телесности в киберпространство

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный мир, современная культура, виртуальное пространство

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети.

Похожие статьи

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой

2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня

При общении в Интернете основная информация о собеседнике поступает в виде текстовых...

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Ключевые слова: Интернет, виртуальная реальность, общение, виртуализация, информация, киберпространство, информационные технологии.

Это связано не только с поддержкой коммуникационного оснащения и компьютерных программ, а так же в первую очередь...

Философско-психологический контекст использования...

В современном мире виртуальные компьютерные технологии являются важными каналами культурной коммуникации, порождающими особое как ментальное, так и образовательное пространство.

Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций

Такая программа интернет-коммуникации как чат-бот основана на современных технологиях, в ее основе лежат такие информационно-коммуникационные технологии как искусственный интеллект, нейронные сети, что позволяет приближать коммуникации...

Влияние виртуальной реальности на подростков | Статья...

Последние десятки лет наблюдается активное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

А студенты, которые встречались со своими виртуальными собеседниками, после больше никогда не общались (46 %).

Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества. Участниками общения компьютерной коммуникации являются молодые люди в возрастной...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Влияние виртуальной реальности на подростков | Статья... Последние десятки лет наблюдается активное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных

Современные технологии внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности...

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

виртуальная реальность, виртуальная личность, виртуальное пространство, свобода, мир, нет, игра

виртуальный мир, современная культура, виртуальное пространство, массовый человек, тело, стремление

Виртуальное общение как новый вид общения в современном...

Селфи: возвращение телесности в киберпространство

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный мир, современная культура, виртуальное пространство

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети.