Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Козырева, В. А. Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ / В. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1814-1816. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19788/ (дата обращения: 26.04.2024).

Реалии современного общества, заставляют многих из нас взглянуть иначе на многие привычные вещи, модернизировать традиционные формы работы, искать новые пути совершенствования полученных знаний и опыта.

Мы живем в технократическом мире, в мире информационных технологий, активно проявляющихся во всех сферах жизни общества. Отрадно наблюдать то, что уже многие преподаватели учреждений дополнительного образования детей все активнее овладевают современными компьютерными и коммуникационными технологиями.

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, пониманию основ музыкального творчества, развитию их музыкальных способностей.

Но, при всей необходимости и преимуществах данных дисциплин, к сожалению, мне, как и многим другим моим коллегам, приходится часто сталкиваться с проблемой предубеждения, что предметы теоретического цикла скучны, сложны и имеют второстепенное значение. Как, не упрощая существо предметов, сделать их привлекательными и личностно востребованными новым поколением учащихся?

Стоит отметить то, что в настоящее время каждый ребенок ежедневно встречается с «экранными искусствами» (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственного, эстетического воздействия. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие, когда при визуальном восприятии глаз отражает конкретную форму, абстрагированный образ предмета, а при слушании музыки ухо создает, так называемый, «портрет» звука. Благодаря таким ресурсам учащийся имеет возможность не только услышать и представить, но и увидеть предполагаемый образ.

Помимо печатных пособий (учебников, рабочих тетрадей, раздаточного материала), ставшими традиционными, я на протяжении уже многих лет на своих уроках использую аудиовизуальные пособия — мультимедиа презентации, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, а также мультимедийные универсальные энциклопедии.

Рабочая область преподавателей теоретических дисциплин нашего учреждения оснащена компьютером, звуковыми колонками и интерактивной доской. В каждом компьютере содержатся: фонотека, видеотека и различные компьютерные программы, позволяющие создавать собственные электронные шедевры.

Информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и преподавателей, их умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

А теперь, я с удовольствием хочу поделиться своими наработками и рассказать о моих незаменимых электронных помощниках.

На уроках теоретического цикла большой популярностью пользуются мультимедийные презентации, созданные в программах PowerPoint, ProShow и Movie Maker. Их можно найти в сети интернет (в огромных количествах, на совершенно различную тематику) или создать собственную. Многие наши учащиеся, особенно старших классов, создают презентации, как наглядное приложение к сообщению, докладу, при подготовке домашнего задания, таким образом, открывая для себя возможность наиболее полно продемонстрировать предполагаемый образ благодаря ярким зарисовкам, фотографиям и т. д. Иногда, созданные самим педагогом презентации, могут служить заменителем большинства плакатов, настенных иллюстраций, а иногда и магнитной доски. Например, наиболее часто применяемая мной «Музыкальная грамота в схемах и картинках».

На протяжении уже многих лет на каждом занятии по музыкальной литературе и слушанию музыки я прибегаю к помощи одного уникального, не имеющего аналогов на сегодняшний день, замечательного пособия издательства «Ландграф» — комплексное аудиовизуальное пособие по слушанию музыки и изучению оперно-балетных жанров.

Данное пособие отличается широким историческим и жанрово-стилевым охватом, отличающееся инновационный способ звукозаписи для удобства работы педагога — разделение произведения на треки, содержит около 400 произведений и их фрагментов от григорианского хорала и знаменного распева до современных образцов отечественной и зарубежной музыки, а также записи музыкального фольклора и богослужебного пения.

В брошюрах, сопровождающих каждое пособие, представлена информация о треках: номер, название, исполнители и продолжительность звучания. Все это делает обучающие пособия интересными как для педагогов образовательных учреждений, так и для всех желающих расширить свои познания в области классической и современной музыки. Комплексное аудиовизуальное пособие выпущено в нескольких частях:

1.         Аудиопособие на 40 компакт-дисках. В его состав вошли известнейшие оперы и балеты отечественных и зарубежных авторов, детские альбомы, музыка народов мира, оркестровые детские сказки, патриотическая музыка, и многое другое. Аннотации и комментарии по всем материалам пособия составлены ведущими в своей области специалистами — преподавателями РАМ им. Гнесиных, МГК им. Чайковского и др.

2.         Оперы и балеты. Пособие включает в себя все произведения оперно-балетного жанра, предусмотренные программой ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал сопровождается видеокомментариями, фотографиями и нотными иллюстрациями. В основе пособия лежит инновационная методическая разработка — аудиовизуальный клавир, где нотный текст появляется на экране телевизора или компьютерного монитора синхронно с воспроизведением звучания соответствующего музыкального фрагмента сочинения.

Содержание: В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро», М. П. Мусоргский «Борис Годунов», М. И. Глинка «Жизнь за царя», Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка», М. И. Глинка «Руслан и Людмила», А. С. Даргомыжский «Русалка» и т. д.

3.         «Слушание музыки» для 1–3 классов. Универсальный характер пособия и самого материала предполагает его использование в рамках любой методики и любой программы «Слушания музыки». Данное аудиовизуального пособие включает в себя: разработку поурочных планов, которые рассчитаны на 3 учебных года, т. е. на весь курс предмета «Слушание музыки»; музыкальные материалы, которые соответствуют различным формам работы на уроке; методические рекомендации автора; интерактивная игра на знание пройденного материала «Угадайка».

4.         «Детские альбомы» Аудиовизуальное пособие «Детские альбомы» состоит из 5 частей: «18 маленьких прелюдий» И. С. Баха, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П. И.Чайковского, «Детский альбом» Е. Подгайца — талантливого композитора нашего времени — включает 21 пьесу «Детского альбома» и «Три пьесы» ор. 76, «Конкурс на лучшее знание «Детского альбома» П. И. Чайковского» — содержит методическую разработку и полный комплект всех необходимых материалов для проведения тематического конкурса как внутри класса и школы, так и на уровне региона и области. Музыкальный материал сопровождается комментариями, фотографиями и нотными иллюстрациями.

Незаменимым, интереснейшим наглядным пособием, при рассказе о жизни и творчестве композиторов разных эпох и направлений, служит цикл документальных фильмов под названием «Великая музыка великих городов» («Classical Destinations. Great Cities and Their Music»)/ Интересное ТВ 2006–2008, Режиссер: Peter Beveridge.

Саймон Кэллоу, британский актер, писатель и музыкальный эксперт, приглашает в музыкальное путешествие по самым красивым уголкам земли, готовым рассказать о жизни и музыке знаменитых композиторов — Моцарта, Баха, Бетховена, Грига, Вивальди, Чайковского, Генделя, Дебюсси, Шопена, Рахманинова. Музыка рождалась отнюдь не в головах композиторов, она начиналась там, где они родились, жили и умерли, где были счастливы и печальны, где их признавали и отвергали.

«Великая музыка великих городов» включает в себя 18 фильмов (длительностью по 25 минут) с экскурсом по городам и странам, в которых жили и творили великие композиторы.

Познакомить более юных музыкантов с биографиями и творчеством великих композиторов, на уроках слушания музыки, помогает цикл фильмов «Сказки старого пианино» — анимационный образовательный проект, по типу рисованной мультипликации, кукольной и песочной анимации, в жанре драмы, эссе. Автор идеи, сценарист и продюсер — Ирина Марголина, координатор — Елена Долинская/ студия М. И. Р. Это транснациональный проект, в котором участвовали представители разных стран (Россия, Белоруссия, Англия, США). Цикл состоит 11 фильмов длительностью по 10–13 минут.

При объяснении материала на тему «музыкальные тембр» на уроках слушания музыки и музыкальной литературе, я использую цикл фильмов под названием «Музыкальные инструменты». Автором-составителем данного цикла фильмов является Николай Мазепа. Каждый фильм имеет продолжительность 2–3 минуты.

В каждом короткометражном фильме представлены в большом количестве музыкальные инструменты, подразделенные по группам; например, ударные инструменты, деревянно-духовые, духовые язычковые инструменты, электронные инструменты и т. д. Благодаря такому видео-пособию, учащиеся знакомятся со звучанием и внешним видом не только традиционных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, но и с инструментами народов мира.

Учащимся более старшего возраста, ответить на многие вопросы по теории музыки и сольфеджио, понять, из чего складывается музыка, как научится не только слушать ее, но и слышать, помогает сериал под названием «Как устроена музыка» («How music works») / Великобритания — 2006 г.

В этом фильме известный британский композитор Говард Гуделл рассказывает о том, как устроена музыка. Рассказывает очень необычно. Что-то играет сам, что-то напевает, что-то ему играют приглашенные музыканты. Прямые параллели между Бахом и Стиви Уандером; кельтской музыкой, джазом и вальсами Штрауса и т. д. Невероятно разнообразный, остроумный и интересный курс о том, из чего состоит музыка. Разбираются и сравниваются различные жанры, стили и направления — классика, этническая музыка, рок, джаз, рэп, симфоническая, экспериментальная и популярная музыка. При этом никаких оценок — только трезвый и занимательный анализ: из чего состоит, как устроена, почему вызывает у слушателей такие разные или наоборот похожие эмоции и ощущения.

Учебный, научно-популярный фильм состоит из 4 частей:

1 часть — «Мелодия». В этом фильме композитор Говард Гудал рассмотрит все основные компоненты мелодии. Почему некоторые виды мелодий характерны для всех музыкальных культур на земле?

2 часть — «Ритм». Как устроен ритм, в котором явного слышимого ритма, то и нет, как в классической музыке? Что объединяет африканских барабанщиков и И. С. Баха?

3 ч — «Гармония». В фильме рассказывается о том, как устроена западная гармония. Как она смешивается с другими компонентами музыки и образует музыкальные стили.

4 часть — «Бас». Обычно в музыке различают мелодию, ритм и гармонию. А как же быть с самыми низкими нотами, ведь они ещё как влияют на мелодию, ритм и гармонию?

На уроках сольфеджио мы занимаемся многими формами работы — и пение вокализов, и ритмические партитуры, и слуховой анализ интервалов и аккордов, пение тех же интервалов и аккордовых последовательностей под фонограмму, запись видеодиктантов, ритмо- и мелодекламация — и много другое. А помогают нам в этом «Музыкальные тренажеры по сольфеджио», разработчиками и составителями которых являются талантливые музыканты и педагоги АМ. Наумова, Т. А. Боровик и др.

Такого рода презентации помогают осваивать новый материал на различные темы: «Интервалы», «Доминантовый септаккорд и его обращения», «Семиступенные лады», «Обращение трезвучий» и др., в которых с помощью анимации показано движение звуков. Это своего рода тренажеры-распевки — вокализы, каноны, простые детские песенки, представленные по нотам и со словами, с чисто интонирующим детским голосом (в качестве помощника на начальном этапе) и без него. Это и ритмические упражнения, на пример, «Шумовой оркестр», звучащий в двух-и трехдольном размерах; сложность которого заключается в том, что нужно исполнять его под музыку, быстро реагируя на бегущую ритмическую строку. По мере изучения новых ритмических групп или размеров задания усложняются.

Благодаря качественно продуманному схематически выстроенному материалу, красочной аранжировке, ярким постоянно меняющимся картинкам, выразительному пению детей, такие маленькие музыкальные зарисовки вызывают живой интерес у малышей. Учащиеся с восторгом поют и запоминают учебный материал. Даже те учащиеся, кто не любит петь и участвовать в работе на уроках, с удовольствием оказались втянутыми в учебный процесс!

В одном из интервью, на вопрос: «Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?» Г. Тараева отвечает: «Инерция! Школа должна быть только одним — центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…»

 

Литература:

 

1.         Интергированное медиаобразование как фактор повышения качества музыкального образования / Т. В. Надолинская // Международный интегративный сетевой семинар «Социакультурная доминанта современного образования» 2010.

2.         Панферова Е. М. Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании [Текст] / Е. М. Панферова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 125–127.

3.         Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, музыка, слушание музыки, великая музыка, комплексное аудиовизуальное пособие, музыкальная литература, музыкальный материал, теоретический цикл, урок слушания музыки, цикл фильмов.


Похожие статьи

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Образное соответствие музыки и картины (сюжет, образ): а) музыка соответствует образу картины и подчеркивает его

Литература: Айдарова, И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером / И.Р

–Комсомольская правда; Мелодия: Великие композиторы, 2008-2009.

Методика применения фильмов о композиторах на уроках...

Библиографическое описание: Камалова Л. Ф. Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных

неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Ведущий: Предлагаю насладиться вашей музыкой (музыка по выбору).

Музыку Чайковского мы можем услышать в современной обработке на синтезаторе.

Пособие для студентов муз. факультета высших и средних пед. учебных заведений / Л. В. Школяр.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное учреждение.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

При использовании этой методики на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы развивается эмоциональное отношение детей к классическим произведениям музыкального искусства, увеличивается длительность прослушивания...

Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по...

Основные термины (генерируются автоматически): Музыка, Музыкальная литература, Омск, популярная музыка, вид искусства, программа, живопись, джазовая музыка, Международная

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» в ДШИ.

Методика применения фильмов о композиторах на уроках...

б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости

Музыка, которую мы видим.

Похожие статьи

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Образное соответствие музыки и картины (сюжет, образ): а) музыка соответствует образу картины и подчеркивает его

Литература: Айдарова, И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером / И.Р

–Комсомольская правда; Мелодия: Великие композиторы, 2008-2009.

Методика применения фильмов о композиторах на уроках...

Библиографическое описание: Камалова Л. Ф. Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных

неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Ведущий: Предлагаю насладиться вашей музыкой (музыка по выбору).

Музыку Чайковского мы можем услышать в современной обработке на синтезаторе.

Пособие для студентов муз. факультета высших и средних пед. учебных заведений / Л. В. Школяр.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное учреждение.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

При использовании этой методики на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы развивается эмоциональное отношение детей к классическим произведениям музыкального искусства, увеличивается длительность прослушивания...

Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по...

Основные термины (генерируются автоматически): Музыка, Музыкальная литература, Омск, популярная музыка, вид искусства, программа, живопись, джазовая музыка, Международная

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» в ДШИ.

Методика применения фильмов о композиторах на уроках...

б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости

Музыка, которую мы видим.

Задать вопрос