Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Уста-Азизова, Д. А. Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы / Д. А. Уста-Азизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1319-1320. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18497/ (дата обращения: 26.04.2024).

В данной статье рассмотрено, что духовно-нравственное воспитание личности является важной педагогической проблемой. Духовно-нравственное воспитание личности средствами узбекской художественной литературы может решить проблемы личностного, гуманитарного и профессионального становления специалиста или устранить позицию отчуждения от литературы, свойственную значительной части молодежи в настоящее время и обогатить педагогическую практику еще одним способом эффективного управления воспитанием учащихся.

Ключевые слова: личность, узбекская художественная литература, духовно-нравственное воспитание.

 

This article describes that spiritual and moral education of the individual is an important pedagogical problem. Spiritually-moral education of the individual by means of Uzbek literature can solve problems of a personal, human and professional formation of a specialist or eliminate a position of alienation from the literature, typical of a significant portion of youth in the present and enrich teaching practice another way of effective management of the education of students.

Keywords: personality, Uzbek literature, spiritual and moral education.

 

Духовно-нравственное воспитание является важной педагогической проблемой, во-первых, в связи с приоритетностью задачи воспитания будущих специалистов, поставленной в Национальной программе по подготовке кадров, во-вторых, в связи с возрастанием гуманистической и социальной роли специалистов в общественной жизни республики.

Духовно-нравственное воспитание личности средствами узбекской художественной литературы может решить сразу две проблемы личностного, гуманитарного и профессионального становления специалиста: устранить позицию отчуждения от литературы, свойственную значительной части молодежи в настоящее время и обогатить педагогическую практику еще одним способом эффективного управления воспитанием учащихся.

Основой такого управления должна стать конкретная педагогическая концепция или система, содержанием которой является обоснование, раскрытие и практическая проверка педагогического инструментария, позволяющего привести в действие механизм воздействия узбекской художественной литературы на процесс духовно-нравственного воспитания.

Данная система должна, прежде всего, опираться на новое содержание понятий «духовность» и «духовно-нравственное воспитание» в отличие от прежнего «нравственное воспитание». Новизна трактовки заключается в том, что понятие связывается с социальной функцией воспитания и его социализирующей роли в формировании личности. Также словосочетание «духовно-нравственное воспитание» подразумевает опору на современные идеологические и духовные ценности науки, учет национальных особенностей и направленность на всестороннее развитие личности. Можно утверждать, что перечисленные компоненты с достаточной полнотой представлены в произведениях узбекской художественной литературы, так как все они воплощаются в национальном творчестве. Богатейшее литературное наследие узбекского народа, начиная с эпических литературных памятников и кончая произведениями наших современников, не только несет в себе высокое духовно-нравственное начало, но и отражает особенности национальной ментальности — этикет, преобладающие моральные ценности, особенности жизненного уклада, отношение к религии, культ семейных и коллективных отношений. Следовательно, узбекская художественная литература, содержит в себе духовно-нравственные представления, ситуации и ценности, близкие учащимся, что делает ее мощным и во многом незаменимым средством духовно-нравственного воздействия на молодых людей.

Термины «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие» имеет более широкое значение, чем ранее употребляемое понятие «воспитание» с его разделением на трудовое, нравственное, эстетическое и физическое. Оно является понятием более синтетическим, направленным на формирование всесторонне развитого человека, для которого свойственны синтетические широкие познания явлений и окружающего мира, высокая нравственность, овладение профессиональными навыками и культурно-гуманистическими ценностями, способность к рефлексии, творчеству, непрерывному самосовершенствованию.

В практике вузов республики, проводится весьма объемная и содержательная внеаудиторная работа. Однако общее количество проводимых мероприятий и участие в них студентов еще не дают представление об уровне их духовно-нравственного развития, о мере воздействия внеаудиторных форм работы на внутренний мир будущих специалистов.

Ввиду особенностей функционирование вузов, где согласно Национальной программе по подготовке кадров осуществляется тесная связь науки с процессом обучения и воспитания в сфере воспитательной работы, как ни в какой другой, важен процесс периодической диагностики уровня воспитанности студентов. Диагностирование, планирование и прогнозирование является неотъемлемой частью не только учебного, но и воспитательного процесса и высококвалифицированные кадры высшей школы имеют все основания и возможности для их осуществления.

Ввиду сложности задачи определение критериев духовно-нравственной воспитанности студентов, неоднозначности научных мнений по данному вопросу, новые научные теории о показателях исследуемой величины как комплекса рефлексивных, коммуникативных, творческих и аксиологических устремлений личности позволил автору разработать, применить и рекомендовать преподавателям высшей школы свою систему диагностического оценивания. В ней в соответствии с психологическими компонентами процесса духовно-нравственного воспитания «знание — отношение — деятельность» были выделены критерии осознанности духовно-эстетических и моральных факторов, ценностно-ориентационные и ценностно-преобразующие параметры, качества нравственно-созидательной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание студентов является актуальнейшей проблемой педагогической науки в целом и системы высшего образования во всем мире. Художественная литература является одним из важнейших факторов, естественно входящим в структуру духовности и духовно-нравственного воспитания.

 

Литература:

 

1.       Каримов И. А. Наша главная цель — воспитать подрастающее поколение физически и духовно совершенным// Мирная жизнь и безопасность страны зависят от единства и твердой воли нашего народа. Т.12. — Ташкент: Ўзбекистон, 2004.

2.       Национальная программа по подготовке кадров// Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент: Шарқ, 1997.

3.       Абдираззаков А. А. Национальные духовные ценности и их место в самосознании нации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — Ташкент, 1995. — 24 с.

4.       Абдурахимов Б. Социодинамика художественной культуры Узбекистана: Автореф. дис. … докт. искусствовед. наук. — Ташкент, 2000. — 44 с.

5.       Уста-Азизова Д. А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания учащихся во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. — Ташкент, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): узбекская художественная литература, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание личности, высшая школа, значительная часть молодежи, Национальная программа, педагогическая практика, педагогическая проблема, профессиональное становление специалиста, эффективное управление.


Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования...

Духовно-нравственное воспитание — организационная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, у будущих специалистов.

Современная образовательная среда, как фактор...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы. Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи...

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста. Автор: Гуськова Елена Александровна.

Воспитание, как указывает энциклопедия, в педагогическом сообществе «…это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в...

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих...

Нравственное воспитание как основа становления личности

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей.

Психолого-педагогические основы воспитательного воздействия...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Совершенствование нравственного и профессионального...

Процесс формирования личности педагога — это не только накопление простых знаний, опыта, навыков и умений, но и усовершенствование личности педагога, его духовно-нравственных и педагогических качеств.

Похожие статьи

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования...

Духовно-нравственное воспитание — организационная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, у будущих специалистов.

Современная образовательная среда, как фактор...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы. Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи...

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста. Автор: Гуськова Елена Александровна.

Воспитание, как указывает энциклопедия, в педагогическом сообществе «…это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в...

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих...

Нравственное воспитание как основа становления личности

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей.

Психолого-педагогические основы воспитательного воздействия...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на профессиональное становление специалиста средствами узбекской художественной литературы.

Совершенствование нравственного и профессионального...

Процесс формирования личности педагога — это не только накопление простых знаний, опыта, навыков и умений, но и усовершенствование личности педагога, его духовно-нравственных и педагогических качеств.

Задать вопрос