Непрерывность математического образования в экономическом вузе, как составная часть подготовки высококвалифицированных экономистов в реалиях современного мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Быканова, О. А. Непрерывность математического образования в экономическом вузе, как составная часть подготовки высококвалифицированных экономистов в реалиях современного мира / О. А. Быканова, Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1104-1105. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18357/ (дата обращения: 26.04.2024).

Современные реалии социально-экономических процессов, связанных с попытками изолировать Российскую Федерацию, изменениями в политической расстановке на международной арене ставят перед образовательными учреждениями всех уровней новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов. При этом представители бизнеса и государственных компаний зачастую отмечают недостаточный уровень подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. Одной из многих причин этого является отсутствие понимания у будущих абитуриентов собственных желаний и стремлений при выборе профессии. Стремление получить высшее образование не мотивируется осознанным выбором направления деятельности. Более того, по окончании высшего учебного заведения молодой специалист опять находится в условиях неопределенности в поисках места работы и точки приложения своих знаний.

В РЭУ им. Г. В. Плеханова в основу решения обозначенных проблем положен принцип непрерывности и преемственности интеграции обучения дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математики, организовано отделение непрерывного экономического и математического образования (ОНЭМО). На правах ассоциативных членов в него входят кафедры экономического вуза (высшей и прикладной математики; информатики; математического моделирования и информационных систем; математических методов) и другие целевые профильные подразделения. Одной из основных задач ОНЭМО является: осуществление непрерывного математического и экономического образования, начиная с отделения довузовской подготовки и заканчивая защитой студентами дипломных работ и послевузовской подготовкой.

В вузах экономического профиля требования к уровню подготовки по дисциплинам математического цикла существенно выросли. При этом уровень школьной подготовки по названным дисциплинам недостаточно высок.

Для обеспечения интеграционного подхода к обучению математике с точки зрения приложения математических методов и инструментов в экономике мы должны исходить из двух миссий в развитии среднего и высшего образования:

-        создание системы элитного экономического образования, как основы современного экономического вуза;

-        а также, разработка новаторских курсов в средних образовательных учреждениях, обеспечивающих понимание роли и значения применения математических законов в современных экономико-хозяйственных сферах деятельности современного общества.

Для этого необходимо разработать авторские программы и проводить обучение математике и экономике в общеобразовательных школах таким образом, чтобы удовлетворить такие реальные запросы, как:

-        обучение финансовой грамотности подростков, что является приоритетным направлением Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;

-        выявление школьников, потенциальные способности и желания которых предполагают осознанный выбор профессии экономического характера;

-        развитие интереса к выбранным специальностям финансового характера путем авторских методик и согласно принципа непрерывности и преемственности преподавания экономико-математических дисциплин.

Одной из разработанных учебных программ по этому направлению является учебно-методический план экспериментальной программы “Экономическая математика и информатика». Одним из составляющих компонентов данной авторской программы является проведение научно-исследовательской деятельности в течение всего времени проведения практики и написание курсовой работы по выбранной теме. На основе современных данных обучающиеся выбирают следующие направления исследовательской деятельности:

-        понятие математической модели экономического процесса;

-        функции в экономике — функции спроса и предложения;

-        системы уравнений — задача о межотраслевом балансе, модель Леонтьева;

-        сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке;

-        современная стоимость денег;

-        влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне;

-        потоки платежей, расчет кредитных выплат и анализ различных видов кредитов;

-        «скорая финансовая помощь» или как не попасть в финансовую ловушку.

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» нацелена на школьную аудиторию. Она проводится для учащихся 10 классов в целях подготовки для поступления в экономические вузы. В рамках реализации этой программы могут быть рассмотрены также задачи ЕГЭ, связанные с составлением элементарных математических моделей экономических, технологических и других процессов, в частности задачи на проценты, движение. Все задачи, предлагаемые к исследованию обучающимся, представлены в форме, удобно для определения уровня продуктивности каждого школьника. Однако основной целью программы является развитие интереса к финансово-экономическим процессам современного общества, а также углубление математических знаний, на основе которых возможен анализ реальных процессов и построение математических моделей для решения разнообразных задач.

 

Литература:

 

1.      Подопригора В. Г. Непрерывное математическое образование в экономическом вузе// Успехи современного естествознания. — 2004. — № 3 — С. 78–80

2.      Молодин В. И., Черевикина М. Ю. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века. Опыт СО РАН. 2005г.

3.    Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. «Педагогика высшей школы» № 1 (1), март 2015 г., с.47–49.

4.    Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 249–251.

5.    Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.

6.      Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.

7.      Быканова О. А. Прогрессивная система контроля качества студентов. Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом. Сборник материалов межд. научной конференции. Волгоград, 24–25 мая 2013 г.

8.    Филиппова Н. В. О педагогических подходах работы с одаренными детьми через научно-исследовательскую работу по математике. «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». Краснодар. № 4. 2014. — С.214–220.

9.    Филиппова Н. В. Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012) –Пермь: Меркурий, 2012. — С. 88–89

10.Сосновская Н. В., Филиппова Н. В. Профильная направленность учебно-исследователь-ской работы по математике с учащимися физико-математического лицея. «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды». Информационно-методиче-ский бюллетень, городская экспериментальная площадка. Москва, Департамент образования, МГППУ. № 12. 2011г. — С. 184–189

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее образование, задача, принцип непрерывности, развитие интереса, современная стоимость денег, современное общество, Экономическая математика, экспериментальная программа.


Похожие статьи

Экономическое мышление и финансовая грамотность как...

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» позволяет обеспечить такие запросы, как

- влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне

Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой...

будущая профессия, исследовательская деятельность, летняя профильная практика, повышение уровня, погашение кредита, Российская Федерация, современный мир, Экономическая математика, экспериментальная программа.

Социальная значимость непрерывного экономического...

Одной из ведущих идей, которая положена мировой педагогической мыслью в основу обновления образования, является его непрерывность.

Современная отечественная наука и система высшего экономического образования, на наш взгляд, находятся еще в поисках...

Социально-экономические предпосылки развития высшей...

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности.

Типовые задачи образовательной области «финансовая...»

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва).

Ключевые слова: финансовая математика, типовая задача, моделирование, прикладное усиление, прикладная

В современных условиях широкого внедрения всевозможных финансовых инструментов...

Похожие статьи

Экономическое мышление и финансовая грамотность как...

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» позволяет обеспечить такие запросы, как

- влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне

Исследовательская деятельность в рамках обучения финансовой...

будущая профессия, исследовательская деятельность, летняя профильная практика, повышение уровня, погашение кредита, Российская Федерация, современный мир, Экономическая математика, экспериментальная программа.

Социальная значимость непрерывного экономического...

Одной из ведущих идей, которая положена мировой педагогической мыслью в основу обновления образования, является его непрерывность.

Современная отечественная наука и система высшего экономического образования, на наш взгляд, находятся еще в поисках...

Социально-экономические предпосылки развития высшей...

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы в условиях модернизации российского профессионального образования будущих специалистов по

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности.

Типовые задачи образовательной области «финансовая...»

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва).

Ключевые слова: финансовая математика, типовая задача, моделирование, прикладное усиление, прикладная

В современных условиях широкого внедрения всевозможных финансовых инструментов...

Задать вопрос