Основные направления и перспективы развития малого предпринимательства в Магнитогорске | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долматова, И. А. Основные направления и перспективы развития малого предпринимательства в Магнитогорске / И. А. Долматова, Е. С. Семьянова, Т. И. Курочкина, А. А. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16387/ (дата обращения: 26.04.2024).

Повышение роли малых предприятий в экономике является составной частью экономической политики России. Развитие созданных и формирование новых малых предприятий является условием формирования конкурентной рыночной среды, фактором преодоления монополизма в производстве и других сферах деятельности. [5]

С помощью малого предпринимательства происходит развитие экономического сектора, создаются дополнительные рабочие места и увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. [6]

Малые предприятия являются источником налоговых поступлений и участвуют в формировании бюджетов на всех уровнях. Ведь все предприниматели осуществляют отчисления в бюджет от доходов своих компаний, предлагают людям работу, таким образом, являясь одним из основных источников доходов населения, способствуют сбору налогов с физических лиц. [2]

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка способствует «здоровой» конкуренции в данной отрасли, стабилизации уровня цен, не позволяя крупным «игрокам» (торговым сетям) диктовать свои условия на рынке.

Малый и средний бизнес присутствует во всех отраслях экономики Челябинской области, в его деятельность вовлечены все социальные группы населения. Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Среди регионов РФ область занимает 3 место по производству скота и птицы на убой в живом весе, 8 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 9 место по вводу жилья, 12 место по обороту розничной торговли, 14 место по объему платных услуг населению. В Челябинской области выпускается каждая 4-я тонна проката и стали, каждая 9-я тонна стальных труб, каждый 4-й кг (1 место) макаронных изделий всероссийского выпуска.

Область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, уникальными природно-климатическими условиями. Для развития предпринимательской деятельности и разработке инвестиционных проектов в регионе и г. Магнитогорске служит наличие достаточно широкой ресурсной базы и высококвалифицированных кадров.

Малое предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических задач Челябинской области и города Магнитогорска, способствуя насыщению потребительского рынка товарами и услугами, а также обеспечивая занятость трудоспособного населения.

Показатели развития малого и среднего предпринимательства в динамике за 2013–2014 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Магнитогорске

Показатели

2013 год

2014 год

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, единиц, в том числе

16651

16568

- малых предприятий (юридические лица)

5508

6394

- средних предприятий (юридические лица)

40

40

- индивидуальных предпринимателей

11103

10134

Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, человек

47840

50469

- малых предприятий (юридические лица)

27929

30687

- средних предприятий (юридические лица)

7032

7133

- индивидуальных предпринимателей

12879

12649

 

Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что в 2014 году произошло снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 83 единицы, причем малые предприятия (юридические лица) увеличились на 886 единиц, а количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 969 единиц. Скорее всего, это связано с экономической ситуацией в России и введением санкций Евросоюзом.

Основной задачей развития предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По оценке на 1 января 2014 года среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 563,7 тысячи человек (33,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).

Наибольшее число действующих в настоящее время малых предприятий в городе Магнитогорске сосредоточено в таких вида деятельности, как оптовая и розничная торговля (66,47 %), образование (9,21 %), операции с недвижимостью (7,42),строительство (4,85), обрабатывающее производство (3,82 %), гостиничный и ресторанный бизнес (3,8 %) и т. д. (рисунок 1). [3]

Рис. 1. Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства г. Магнитогорска, %

 

Оборот розничной торговли крупных и средних организаций за 12 месяцев 2014 года в действующих ценах вырос на 23, % по сравнению с аналогичным показателем 2013 года и составил 20,6 млрд. рублей. Оборот общественного питания за тот же период составил 978,2 млн. рублей и вырос на 31,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 2013 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 124,3 тысячи единиц, в том числе: 38,6 тысячи малых предприятий — юридических лиц, 84,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1 тысяча крестьянских (фермерских) хозяйств, 360 средних предприятий — юридических лиц. В сфере торговли действуют 33,1 % средних предприятий, 30,8 % — в обрабатывающих производствах, 15,6 % приходится на предприятия строительства, транспорта и связи.

Потребительский рынок товаров и услуг в городе Магнитогорске представлен в таблице 2. [3]

Таблица 2

Потребительский рынок города Магнитогорска

Наименование показателей

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Организации розничной торговли, единиц

2 462

2 585

2 589

2 700

2 104

Организации общественного питания, единиц

514

519

513

538

542

Предприятия бытового обслуживания, единиц

642

673

696

730

1 001

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах в % к предыдущему году

117,6

123,7

131,0

102,7

95,7

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах в % к предыдущему году

101,6

99,2

99,5

94,8

149,2

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах в % к предыдущему году

101,6

99,2

99,5

94,8

93,8

 

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что за 2010–2014 года наблюдается снижение единиц предприятий розничной торговли, что, скорее всего, связано с развитием сетевого бизнеса. В сфере общественного питания и предприятий бытового обслуживания наблюдается устойчивый рост. [1]

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 594-П «О государственной программе Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015–2017 годы» предусматривается реализация мероприятий по восьми основным направлениям:

1)        устранение административных барьеров и совершенствование законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

2)        содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;

3)        финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

4)        развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

5)        совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

6)        развитие потребительского рынка;

7)        содействие в формировании и развитии кадрового резерва для субъектов малого и среднего предпринимательства;

8)        информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности. [4]

В городе Магнитогорске разрабатываются и реализуются различные меры по развитию малого предпринимательства, повышению его роли в формировании конкурентной экономической среды. Руководством осваиваются новые направления государственной поддержки малого бизнеса, которые позволяют организовать рыночную инфраструктуру, ориентируют субъекты малого предпринимательства на решение приоритетных экономических задач и расширение города и области в целом.

В городе Магнитогорске в целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, развития инновационного малого бизнеса, молодежного, женского и семейного предпринимательства создано муниципальное бюджетное учреждение «Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор» (МБУ «МИБИ»).

МБУ «МИБИ» предоставляет следующие услуги:

1)        имущественная поддержка (предоставление офисных помещений в аренду) субъектам малого, инновационного, женского, молодежного предпринимательства при условии наличия свободных помещений, укомплектованных мебелью, оргтехникой, необходимого технического оснащения;

2)        консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время в бизнес-инкубаторе размещены 9 резидентов — субъекты инновационной деятельности, субъекты молодежного, женского предпринимательства.

Приоритетные области экономики, в рамках которых осуществляется работа МБУ «МИБИ», — энергосбережение и информационные технологии, альтернативная энергетика, интеллектуальные системы, молодежное и женское предпринимательство, инновации в технической и конструкторской сфере. [3]

 

Литература:

 

1.         Долматова И. А., Котова Т. И., Рябова В. Ф. Современные тенденции развития рынка предприятии общественного питания г. Магнитогорска [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции Современное состояние и перспективы развития индустрии питания и гостеприимства: — Омск: АНО ВПО Омский экономический ин-т, 2012. — Т.1.– С. 34–41.

2.         Жуковец, М. В. Совершенствование управления развитием малого бизнеса в розничной торговле// Вестник Научно-исследовательского центрам корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http:// minsk-zhukovec-m-v

3.         Официальный сайт города Магнитогорска [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — magnitog.ru

4.         Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 594-П «О государственной программе Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015–2017 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — magnitog.ru

5.         Шпилькина, Т. А. Малые предприятия и их роль в современной рыночной экономике [Текст] / Т. А. Шпилькина // Финансовые проблемы экономического роста /Под ред. проф. Селезнева А. З. М.: Изд-во Академии труда и социальных отношений, 2006. — С. 110–120.

6.         Шпилькина, Т. А. Эффективность и ее значение в управлении предприятием [Текст] / Т. А. Шпилькина // Девятые апрельские экономические чтения: материалы традиционной научной конференции, проводимой на факультете экономики и менеджмента ОмГПУ с 1995г. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2004. С. 91–93.

Основные термины (генерируются автоматически): Магнитогорск, Челябинская область, малое предпринимательство, розничная торговля, среднее, предприятие, субъект малого, единица, общественное питание, физический объем.


Похожие статьи

Кластерный подход в общественном питании | Статья в журнале...

общественное питание, розничная торговля, магнитогорск, оборот, системный анализ, Челябинская область, физический объем, тип предприятий, рубль, потребительский рынок.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства также относят физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без...

Анализ состояния общественного питания в России...

[3, 7]. В июне 2016 года оборот рынка общественного питания Челябинской области

57,5. 1) Без учёта субъектов малого предпринимательства. 2) Данные уточнены.

Цель конкурса — выявления и поощрения лучших предприятий общественного питания [5].

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

От правильно составленной маркетинговой концепции предприятия общественного питания будет зависеть конечный объем продаж и результаты его деятельности.

Динамика числа хозяйствующих субъектов общественного питания г. Магнитогорска.

Оценка субъектов малого предпринимательства в Республике...

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, микропредприятия, бизнес, малые предприятия, субъекты

Основная доля предпринимательского сектора экономики представлена предприятиями в сфере торговли, услуг и общественного питания.

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях...

Развитие малого бизнеса, предпринимательской деятельности и, в целом, экономики

В г. Магнитогорске такую муниципальную услугу, как школьное питание оказывает МП «Горторг».

Альтернативные методы подбора оборудования для предприятий общественного питания.

К вопросу о повышении эффективности государственной...

По данным Росстата, 38,8 % малых предприятий занимались розничной торговлей и ремонтом автотранспорта, мотоциклов и бытовой техники, 20,4 % операциями с недвижимостью. Средние предприятия распределились иначе

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Например, предприятие относится к малому предпринимательству в розничной торговле, при условии, что его среднегодовой доход

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый, предприятие, субъект малого, бизнес, показатель, остаточная стоимость...

Похожие статьи

Кластерный подход в общественном питании | Статья в журнале...

общественное питание, розничная торговля, магнитогорск, оборот, системный анализ, Челябинская область, физический объем, тип предприятий, рубль, потребительский рынок.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства также относят физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без...

Анализ состояния общественного питания в России...

[3, 7]. В июне 2016 года оборот рынка общественного питания Челябинской области

57,5. 1) Без учёта субъектов малого предпринимательства. 2) Данные уточнены.

Цель конкурса — выявления и поощрения лучших предприятий общественного питания [5].

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

От правильно составленной маркетинговой концепции предприятия общественного питания будет зависеть конечный объем продаж и результаты его деятельности.

Динамика числа хозяйствующих субъектов общественного питания г. Магнитогорска.

Оценка субъектов малого предпринимательства в Республике...

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, микропредприятия, бизнес, малые предприятия, субъекты

Основная доля предпринимательского сектора экономики представлена предприятиями в сфере торговли, услуг и общественного питания.

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях...

Развитие малого бизнеса, предпринимательской деятельности и, в целом, экономики

В г. Магнитогорске такую муниципальную услугу, как школьное питание оказывает МП «Горторг».

Альтернативные методы подбора оборудования для предприятий общественного питания.

К вопросу о повышении эффективности государственной...

По данным Росстата, 38,8 % малых предприятий занимались розничной торговлей и ремонтом автотранспорта, мотоциклов и бытовой техники, 20,4 % операциями с недвижимостью. Средние предприятия распределились иначе

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Например, предприятие относится к малому предпринимательству в розничной торговле, при условии, что его среднегодовой доход

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый, предприятие, субъект малого, бизнес, показатель, остаточная стоимость...

Задать вопрос