К вопросу о проблеме миграции молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 5436 раз

Библиографическое описание:

Фатихова, Л. Э. К вопросу о проблеме миграции молодежи / Л. Э. Фатихова, Р. Р. Сарварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14304/ (дата обращения: 27.04.2024).

Миграционные процессы среди молодежи стали более интенсивными. В статье рассматриваются социальные и экономические причины миграции молодых людей за рубеж.

Ключевые слова: миграция, молодежь, причины миграции, миграционная политика.

 

После распада СССР и распространение информации о способностях передвижения за пределы своей страны значительно активизировался выезд российской молодежи с учебными и трудовыми целями в разные страны мира. В настоящее время жители России освоили практически все регионы и страны мира — их существенное число выезжает в Соединённые Штаты Америки, страны Европы, Австралию и в другие государства. Главными каналами миграции молодых людей за рубеж становятся программы студенческого обмена, проекты стажировок и обучения и т. д.

В Российской Федерации относительно низкий уровень жизни по сравнению с развитыми западными государствами, высочайший рост безработицы, «перегибы» в политике и обусловленные ими недочеты в воспитании молодых людей — вот главные причины, вызывающие миграцию на Запад. Возникают проблемы демографического, социального и финансового характера. Они имеют множество аспектов, вызывая, политические и финансовые конфликты в отношениях между странами [5].

За последние 50 лет масштабы выезда молодежи за пределы своей страны возросли более чем в 2,5 раза; количество мигрантов во всем мире достигло 200 млн. человек, при этом основным участником миграционных перемещений является молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет [3].

Молодёжь — социально-возрастная категория, отличающаяся возрастными рамками и собственным статусом в обществе: переход от детства и молодости к социальной ответственности. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, отличаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная грань молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 30 и более годами [4].

Каждый второй молодой человек в РФ в возрасте 14–30 лет обучается. Основная масса учащихся общеобразовательных средних учебных заведений по их окончании задумывается о поступлении в институты, каждый четвертый — на работу и каждый восьмой — в колледж. В ближайшей перспективе практически столько же молодых людей собираются устроиться на работу [4].

В отличие от молодых людей западных государств, возрастные рамки вступления во взрослую жизнь объективно возрастает, российской молодёжи приходится рано взрослеть и вступить в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодежь крайне неохотно [2].

Миграционная политика любой страны должна опираться на количественные ориентиры. За последние несколько десятилетий политические, финансовые, общественные и демографические изменения во многих частях мира сорвали многих жителей с их родных мест и стимулировали миграцию в мегаполисы и за границу. Рост объемов торговли, наиболее доступные и более быстрые средства транспорта и более легкие коммуникации побудили огромное количество молодежи к миграции, как в пределах своего государство, так и через национальные границы.

Эмиграция молодежи ведет к уменьшению количества рабочей силы среди наиболее высокопродуктивной возрастной группы в направляющих странах, включая ту молодежь, которая только что получило профессию либо квалификацию. С одной стороны, юные мигранты отправляют денежные средства домой в свои страны и привозят обратно свои профессиональные навыки и опыт, когда они возвращаются домой. Несмотря на опасности, сопряженные с миграцией за границу, многие молодые люди находят благоприятные возможности, которые дают им работу, позволяют повысить квалификацию, приобрести знания и установить связи, которые отвечают интересам, как принимающих стран, так и стран происхождения [2].

Современные молодые люди обладают чертой, которая указывает на то, что большинство молодежи желают иметь хороший заработок, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать.

Основными социальными проблемами молодёжи на сегодняшний день являются: жилищные проблемы и проблемы трудоустройства.

Одной из важных причин стремления молодёжи за рубеж является желание решить жилищную проблему. Особенно остро, эта проблема стоит в крупных городах и мегаполисах. Хотя в ряде зарубежных стран недвижимость значительно дешевле, да и с арендой квартир проблем нет. На Западе принято снимать квартиру, и это удобно, чем её приобрести.

Принципиальное отличие сегодняшних эмигрантов от вчерашних заключается в том, что они не бегут от какой-либо безысходности, а желают повысить своё финансовое состояние, тем более что сейчас нет такой проблемы, как безвозвратность. Если ранее эмиграция означала полный разрыв с прошлым, то теперь россияне стараются сохранить позиции здесь. Многие наши сограждане стараются курсировать между странами: поработал на Западе, накопил денег на квартиру, купил ее в России, немного опять поработал за рубежом, приехал пожить домой. И всё-таки наибольшая часть населения все равно остается на том месте, где родилась. И не потому, что отличается особым патриотизмом, а потому, что людям просто негде взять денег на то, чтобы переехать за рубеж и продержаться там первое время без работы [5].

В России слишком высок уровень безработицы среди молодежи в возрасте 16–26 лет. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 35 % и выше [4].

Трудоустройству причиняет неудобство уровень и качество полученного образования и не востребованность выпускников на рынке труда. Работодатели их не охотно берут на работу, так как молодой специалист без опыта работы, и они не желают с ним заморачиваться, им проще брать на работу человека со стажем, так как опытный работник требует меньше финансовых издержек на обучение [4].

Рассмотрим итоги социологического опроса, проведенного среди респондентов, молодых людей в возрасте 16–30 лет в городе Набережные Челны РТ. В опросе приняло участие 150 человек, из них 45 человек учащиеся 10 и 11 классов, 95 студенты ВУЗов и 10 человек в возрасте свыше 25 лет. Опрос проводился анонимно.

В опросе затронуты вопросы, которые касаются образования, уровня жизни и возможности выбора жить в другом государстве.

Анализ полученных данных представлен в таблицах.

Таблица 1

Наиболее важный критерий при выборе института

Критерий

Учащиеся 10 и 11 классов, чел.

Студенты ВУЗов, чел.

Люди свыше 25 лет, чел.

Качество образования

9

27

35

Широкий выбор специальности

5

9

20

Наличие бюджетных мест

10

12

0

Рейтинг ВУЗа

35

55

45

Стоимость образования

15

30

19

Опыт преподавателей

5

14

25

 

Итак, среди анкетируемых для большинства учащихся 10 и 11 классов наиболее важным критерием является рейтинг ВУЗа. Для студентов ВУЗа — качество образования, рейтинг ВУЗа, стоимость обучения. А для людей старше 25 лет — качество образования, рейтинг ВУЗа, широкий выбор специальностей и опыт преподавателей. В результате опроса выявлено, что с возрастом люди больше осознают потребность в качестве образования и в широком выборе специальностей, поскольку приходит осознание жизненных приоритетов.

Таблица 2

Наиболее привлекательные страны для получения образования

Критерии

Учащиеся 10 и 11 классов, чел.

Студенты ВУЗов, чел.

Люди свыше 25 лет, чел.

Россия

5

3

8

США

15

15

10

Германия

17

30

21

Франция

10

0

16

Великобритания

9

30

35

Другое

2

1

0

 

Наиболее предпочтительные страны для получения профессионального образования у молодежи это Великобритания, Германия, Соединённые Штаты Америки.

Таблица 3

Основные причины миграции из России

Критерии

Учащиеся 10 и 11 классов, чел.

Студенты ВУЗов, чел.

Люди свыше 25 лет, чел.

Возможность найти хорошо оплачиваемую работу

10

15

20

Желание получить хорошее образование

7

5

4

Не устраивает политика страны

0

5

3

Возможность улучшения своего финансового положения и жилищные условия

15

17

21

Высокий уровень и качество жизни

15

20

30

 

Результаты опроса свидетельствуют о том, что молодые люди готовы покинуть Российскую Федерацию с целью улучшения своего финансового положения и в поисках более высокого уровня и качества жизни. Так же главным для молодых людей является возможность поиска хорошо оплачиваемой работы, при всем при этом большинство из них вынуждены оставаться в РФ, по причине отсутствия финансовых средств для выезда за рубеж.

Заключение

Определяющими причинами миграции молодежи являются все же экономические. Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ и ее положение в обществе и степень участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. России нужно сделать очень многое в этом сложном и противоречивом процессе. Но в первую очередь стране необходимо вести активную борьбу с коррупцией и стабилизировать экономику. Все сферы жизни: политическая, социальная, демографическая и т. д. — неразрывно связаны с экономикой страны, поэтому стабильность в данной сфере это половина успеха развития всей страны.

 

Литература:

 

1.      Бондырева С. К., Колесов Д. В. «Миграция. Сущность и явления»», серия: Библиотека психолога, М., 2008

2.      Электронный ресурс http://bibliofond.ru/view.aspx?id=476093#1

3.      Николаева П. П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008, С. 109.

4.      Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Молодёжь

5.      Электронный ресурс http://bestreferat.ru/archives/77/bestref-201877.zip.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, качество образования, рейтинг ВУЗа, студент ВУЗов, Запад, молодая, высокий уровень, российская молодежь, Российская Федерация, финансовое положение.


Ключевые слова

миграционная политика, миграция, молодежь, причины миграции

Похожие статьи

Российские университеты в международных рейтингах

Выход на международный уровень, попадание на лидирующие позиции в рейтингах лучших университетов означает признание вуза во всем мире, его конкурентоспособности в области услуг высшего образования.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Данная статья посвящена вопросам привлечения иностранных студентов в российские вузы. В статье рассмотрены вопросы значимости данного критерия для попадания вуза в высшие строки мировых рейтингов.

Российская система образования на переходном этапе

Во-первых, учебная нагрузка преподавателей российских вузов гораздо выше, чем у зарубежных коллег.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 г. Москва «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

На базе анализа предложены пути повышения финансовой грамоты студентов вуза.

Как ни странно, студенты первого курса по всем вариантам первого вопроса оценили свой уровень финансовой грамотности выше, чем студенты второго курса.

Эволюция образа молодого учёного в России: направления...

Преподавательские и научные кадры имели достаточное финансовое и

Для формирования позитивного образа молодого учёного на региональном уровне активно

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Самарская область, российская наука, молодая...

Проблема повышения качества образования в вузе

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение

уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов

Российские университеты в международных рейтингах

Выход на международный уровень, попадание на лидирующие позиции в рейтингах лучших университетов означает признание вуза во всем мире, его конкурентоспособности в области услуг высшего образования.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Данная статья посвящена вопросам привлечения иностранных студентов в российские вузы. В статье рассмотрены вопросы значимости данного критерия для попадания вуза в высшие строки мировых рейтингов.

Российская система образования на переходном этапе

Во-первых, учебная нагрузка преподавателей российских вузов гораздо выше, чем у зарубежных коллег.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 г. Москва «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

На базе анализа предложены пути повышения финансовой грамоты студентов вуза.

Как ни странно, студенты первого курса по всем вариантам первого вопроса оценили свой уровень финансовой грамотности выше, чем студенты второго курса.

Эволюция образа молодого учёного в России: направления...

Преподавательские и научные кадры имели достаточное финансовое и

Для формирования позитивного образа молодого учёного на региональном уровне активно

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Самарская область, российская наука, молодая...

Проблема повышения качества образования в вузе

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение

уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов

Похожие статьи

Российские университеты в международных рейтингах

Выход на международный уровень, попадание на лидирующие позиции в рейтингах лучших университетов означает признание вуза во всем мире, его конкурентоспособности в области услуг высшего образования.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Данная статья посвящена вопросам привлечения иностранных студентов в российские вузы. В статье рассмотрены вопросы значимости данного критерия для попадания вуза в высшие строки мировых рейтингов.

Российская система образования на переходном этапе

Во-первых, учебная нагрузка преподавателей российских вузов гораздо выше, чем у зарубежных коллег.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 г. Москва «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

На базе анализа предложены пути повышения финансовой грамоты студентов вуза.

Как ни странно, студенты первого курса по всем вариантам первого вопроса оценили свой уровень финансовой грамотности выше, чем студенты второго курса.

Эволюция образа молодого учёного в России: направления...

Преподавательские и научные кадры имели достаточное финансовое и

Для формирования позитивного образа молодого учёного на региональном уровне активно

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Самарская область, российская наука, молодая...

Проблема повышения качества образования в вузе

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение

уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов

Российские университеты в международных рейтингах

Выход на международный уровень, попадание на лидирующие позиции в рейтингах лучших университетов означает признание вуза во всем мире, его конкурентоспособности в области услуг высшего образования.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Данная статья посвящена вопросам привлечения иностранных студентов в российские вузы. В статье рассмотрены вопросы значимости данного критерия для попадания вуза в высшие строки мировых рейтингов.

Российская система образования на переходном этапе

Во-первых, учебная нагрузка преподавателей российских вузов гораздо выше, чем у зарубежных коллег.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 г. Москва «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

В дальнейшем число вузов увеличивалось незначительно, в 1990 году составив 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5

Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество Высших учебных заведений, которые принимают иностранных студентов, а также всё большее количество иностранных студентов выбирают для получения высшего образования российские вузы.

Финансирование в сфере высшего образования: основные...

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, высшее образование, высшее профессиональное образование, Россия, платная основа, средство

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

На базе анализа предложены пути повышения финансовой грамоты студентов вуза.

Как ни странно, студенты первого курса по всем вариантам первого вопроса оценили свой уровень финансовой грамотности выше, чем студенты второго курса.

Эволюция образа молодого учёного в России: направления...

Преподавательские и научные кадры имели достаточное финансовое и

Для формирования позитивного образа молодого учёного на региональном уровне активно

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Самарская область, российская наука, молодая...

Проблема повышения качества образования в вузе

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение

уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов

Задать вопрос