Современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.08.2014

Статья просмотрена: 1203 раза

Библиографическое описание:

Алексеенко, И. А. Современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / И. А. Алексеенко, М. И. Байдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12302/ (дата обращения: 02.05.2024).

В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся 5–7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, знания и умения здорового образа жизни.

Необходимость формирования умений здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей; 25–35 % первоклассников имеют физические недостатки или хронические заболевания и только 9–10 % выпускников школ можно считать здоровыми. Актуальность данной проблемы так же подчеркивается в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в направлении сохранения и укрепления общественного и личного здоровья. Вопросы формирования культуры здоровья школьников рассматриваются в исследованиях Н. М. Амосова, Е. Г. Диканова, В. П. Петленко, В. А. Скумина, А. В. Эркеновой и других ученых. Роли образовательной школы, в укреплении здоровья детей, уделено внимание в исследованиях В. Ф. Базарного, Г. П. Богданова, Г. К. Зайцева и др.

В условиях современного общества возрастает роль учебных предметов в формировании здорового образа жизни школьников. Необходимо воспитать и развить у детей различные новые для него формы поведения, дать знания, способствующие формированию здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Так, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет интегративное содержание и способствует реализации различных аспектов безопасности школьников: экологической безопасности [3, 9] основам здорового образа жизни [4, 5], социальной безопасности [6,8], но, несмотря на результаты многочисленных исследований [1, 2, 7], анализ литературы показал, что формированию знаний и умений здорового образа жизни учащихся 5–7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уделяется недостаточное внимание.

Одной из задач нашего исследования являлось изучение современного состояния проблемы формирования знаний и умений здорового образа жизни учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В ходе исследования нами использовались следующие методы: беседа, анкетирование учащихся 5–7 классов, анализ программ и учебной литературы.

Анкетирование проводилось с учащимися 6 и 7 классов школ № 346 и 374 Санкт-Петербурга. Рассмотрим результаты анкетирования учащихся по отдельным вопросам. Так, при ответе на вопрос «Что означает понятие «здоровый образ жизни»?» большинство опрошенных школьников (66 %) ответили, что необходимо быть здоровым и не болеть; 14 % учащихся отметили необходимость занятий спортом; по 10 % анкетируемых считают, что нужно закаляться и включать в рацион овощи и фрукты. Анализируя результаты ответов на данный вопрос, мы видим, что учащиеся имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, они называют некоторые компоненты здорового образа жизни — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока знания школьников еще не систематизированы, разрознены и фрагментарны.

На следующий вопрос анкеты «Что ты знаешь о своем здоровье?» 62 % анкетируемых ответили, что их здоровье отличное; 28 % школьников отметили, что оно не очень хорошее, указав симптомы своего состояния (частые головные боли, простудные состояния) и 10 % респондентов ответили, что их здоровье удовлетворительное.

На очередной вопрос анкеты «Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?» 62 % школьников ответили, что они не имеют пропусков по болезни; 28 % анкетируемых отметили, что имеют пропуски по болезни каждый месяц и 10 % опрашиваемых пропускают школу по болезни каждую неделю.

На вопрос анкеты «Делаешь ли утром физическую зарядку?» только 28 % школьников ответили утвердительно, 44 % респондентов ответили отрицательно и 28 % затруднились ответить. В тоже время только 19 % школьников отметили, что на уроках по физической культуре они занимаются с полной самоотдачей.

На последний вопрос анкеты «Занимаешься ли ты спортом?» большинство опрошенных (57 %) отметили, что они не занимаются спортом; 33 % учащихся посещают спортивные школьные секции; по 5 % респондентов посещают спортивную школу и другие учреждения спортивной направленности.

Анализ результатов анкетирования подтвердили результаты беседы, проводимой со школьниками:

-          понятия о здоровом образе жизни у учащихся отождествлено с понятием «здоровье». 33 % опрошенных учащихся не считают, что необходимо предпринимать какие-то действия самому для укрепления и сохранения здоровья, учащиеся неправильно понимают, что входит в содержание понятия здоровый образ жизни;

-          почти половина учеников не слишком положительно относятся к занятиям физкультурой и спортом. Так, на уроках физкультуры не добросовестно занимаются «лишь бы не ругали» — 62 % учащихся.

Следовательно, незначительный процент учащихся придерживаются принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно. Установка на самосовершенствование присутствует у меньшинства учащихся исследуемого класса.

Одной из задач нашего исследования явилось определение возможностей содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для формирования знаний и умений здорового образа жизни. Анализ применения рекомендованных к обучению учебников показал, что наиболее часто используемыми учебниками по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» являются учебники следующих авторов: Латчука В. Н.и др. (55 % опрошенных), Смирнова А. Т. и Хренникова Б.О (35 % анкетируемых), Фролова М. П. и Юрьева М.В (10 % респондентов).

Также нами был проведен анализ примерных учебных программ по ФГОС -2 с целью определения в содержательной составляющей возможности для формируемых умений здорового образа жизни (таблица 1).

Таблица 1

Анализ примерных учебных программ по ОБЖ по ФГОС 2 (5–7 классы)

Название тем

Примеры умений

Здоровый образ жизни и его составляющие

— измерять температуру и давление;

— делать зарядку самостоятельно и с группой;

—воспроизводить знания об основных особенностях физического и психического состояний;

— анализировать собственные поступки и поведение, способное повлиять на образ жизни;

— рационально питаться;

—заниматься спортом;

— соблюдать режим труда и отдыха;

— аргументировать свою точку зрения, опираясь на знания о здоровом образе жизни

Факторы, разрушающие здоровье

— классифицировать факторы, которые пагубно влияют на здоровье;

— применять на практике правила, способствующие соблюдению норм здорового образа жизни;

Аспекты взаимоотношений полов

— осознавать семейные ценности и рассуждать об этом

Анализ содержания программ указанных авторов показал, что у авторов примерно одинаковое распределение учебных часов на похожие темы, одинаковые требования к уровню подготовки обучающихся согласно их классу. Однако, несмотря на множество общего, есть и различия в содержании. Представим сравнительный анализ учебников 5–7 классов вышеназванных авторов (Таблица 2).

Таблица 2

Анализ учебников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5–7 классы

Класс

Автор учебника

Название темы

5 класс

 А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

— Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни;

— О здоровом образе жизни;

— Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья;

— Рациональное питание. Гигиена питания;

— Вредные привычки и их влияние на здоровье человека;

— Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

М. П. Фролов

М. В. Юрьева

Правила здорового образа жизни

В. Н. Латчук

— Движение и здоровье;

— Нарушения осанки и причины их возникновения;

— Телевизор и компьютер друзья или враги;

— Развитие и изменения организма в вашем возрасте;

— Физическое и нравственное взросление человека;

6 класс

А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

— Здоровый образ жизни и профилактика утомления;

— Компьютер и его влияние на здоровье;

— Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;

— Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека;

— Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека;

— Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

М. П. Фролов

М. В. Юрьева

Основы медицинских знаний

В. Н. Латчук

— Правильное питание — основа здорового образа жизни;

— Значение белков, жиров и углеводов в питании человека;

— Гигиена и культура питания;

— Особенности подросткового возраста

7 класс

А. Т. Смирнов

Б. О. Хренников

— Психологическая уравновешенность;

— Стресс и его влияние на человека;

—Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

М. П. Фролов

М. В. Юрьева

— Человек и его здоровье;

— Факторы, разрушающие здоровье

В. Н. Латчук

— Режим — необходимое условие здорового образа жизни;

— Профилактика переутомления и содержание режима дня

Анализ результатов таблицы 2 показал, что у всех авторов в учебнике 5 класса тема «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни» рассматривается во втором разделе учебника. Однако, в учебнике Смирнова А. Т. и Хренникова Б. О. этот раздел раскрывается наиболее подробно. Здесь рассматриваются и возрастные особенности развития человека, и факторы, влияющие на здоровье, и способы ведения правильного образа жизни. У других двух авторов эта тема раскрыта недостаточно хорошо, в учебнике Фролова М. П. и Юрьевой М. В. на тему здорового образа жизни отводится всего три часа, что, на наш взгляд, недостаточно. Ведь в 5 классе школьники только начинают изучать курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и должны получить обширную информацию о здоровье и его составляющих, так как не всегда к этому возрасту они обладают данными знаниями.

В учебнике 6 класса авторы Смирнов А. Т. и Хренников Б. О. опять же рассматривают тему здорового образа жизни достаточно подробно. В указанном учебнике рассматриваются вопросы, направленные на поддержание здорового образа жизни — вредные привычки, режим дня. У авторов Фролова М. П. и Юрьевой М.В также эта тема раскрыта достаточно хорошо, но основное внимание уделено оказанию первой помощи. По нашему мнению, наиболее подробно тема «Основы здорового образа жизни» раскрыта в учебнике Латчука В. Н., так как здесь рассматриваются вопросы гигиены, рационального питания, и оказания медицинской помощи.

В учебнике Фролова М. П. и Юрьевой М. В. для 7 класса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» рассматриваются только методы оказания первой помощи. У других авторов тема рассмотрена более подробно, так как уделено внимание таким понятиям, как стресс, психологическое здоровье, конфликты, режим работы и отдыха. В учебнике Латчука В. Н. есть и такие темы, как «Массовые инфекционные заболевания», «Психологические основы выживания в ЧС».

Важно отметить, что содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» обладает широкими возможностями для формирования знаний и умений здорового образа жизни школьников.

Литература:

1.         Абрамова В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2 С. 162–165.

2.         Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 3–6.

3.         Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 5 (34). С.97–101.

4.         Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности //Профилактическая и клиническая медицина 2011. № 3 (40) С.467.

5.         Костецкая Г. А., Попова Р.И Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров//Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011. №. S. С. 149–150.

6.         Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 С.73–76.

7.         Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися //Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С.63–66.

8.         Силакова О. В., Виноградов В. С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С.181–183.

9.         Спицына Т. А., Чугунова М. В. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ //Молодой ученый. 2014. № 4 С. 1108–1110.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, класс, здоровье, здоровье человека, Юрьев, автор, здоровый образ жизни учащихся, умение, учащийся, формирование знаний.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, знания и умения здорового образа жизни., знания и умения здорового образа жизни

Похожие статьи

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Методы формирования знаний о здоровом образе жизни...

Образ жизни должен быть здоровым. Ученый В. М. Петровский отмечал: «Здоровый образ жизни — это тип жизнедеятельности человека

Чтобы молодое поколение было здоровым, необходимо формировать знания о здоровом образе жизни еще со школьного возраста.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

- мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.

К вопросу о формировании здорового образа жизни...

Одной из важнейших целей образования и воспитания сегодня становится создание условий для гармоничного развития личности каждого ребёнка. Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей в период обучения в школе связана с тем...

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль

В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, Проведения состязаний среди участников команды, Каждое состязание учащийся.

Курс основ безопасности жизнедеятельности основной школы как...

Таким образом, учащиеся подводятся к пониманию понятия «здоровый образ жизни» как деятельности человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических условиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу...

Раздел «Основы здорового образа жизни» нацелен наформирование и развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека...

Похожие статьи

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Методы формирования знаний о здоровом образе жизни...

Образ жизни должен быть здоровым. Ученый В. М. Петровский отмечал: «Здоровый образ жизни — это тип жизнедеятельности человека

Чтобы молодое поколение было здоровым, необходимо формировать знания о здоровом образе жизни еще со школьного возраста.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

- мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.

К вопросу о формировании здорового образа жизни...

Одной из важнейших целей образования и воспитания сегодня становится создание условий для гармоничного развития личности каждого ребёнка. Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей в период обучения в школе связана с тем...

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль

В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, Проведения состязаний среди участников команды, Каждое состязание учащийся.

Курс основ безопасности жизнедеятельности основной школы как...

Таким образом, учащиеся подводятся к пониманию понятия «здоровый образ жизни» как деятельности человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических условиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу...

Раздел «Основы здорового образа жизни» нацелен наформирование и развитие у учащихся целостных представлений о ЗОЖ, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека...

Задать вопрос