Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 07.05.2014

Статья просмотрена: 1968 раз

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города / В. Е. Мальгин, С. Ю. Гречухин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 521-524. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10876/ (дата обращения: 04.10.2024).

В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учреждения дополнительного образования малого города.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, физическая подготовка, вариативный подход, индивидуальные особенности, образовательная среда учреждения.

Спортивно-физическая подготовка обязательна для спортсмена любого уровня квалификации, возрастной группы и того или иного вида спорта. Но на практике культивируемый вид спорта имеет свои специфические подходы к определенному уровню физической подготовки спортсменов — определенной степени развития специальных качеств, функциональным возможностям организма и антропометрическим данным тела. Определенный подход к планированию и реализации физической подготовки в итоге дает возможность добиться относительно гармоничного развития физических качеств, которое закладывает базу для становления двигательных навыков спортсменов различных видов спорта, в том числе и футболистов.

В наборе основополагающих приемов развития общей физической подготовки первыми являются общеразвивающие упражнения, или упражнения из различных видов спорта. Основное отличие последних, в оказании общего физического воздействия на весь организм спортсмена. Положительным результатом действия общеразвивающих упражнений, является развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата организма занимающегося, поэтапное совершенствование и тренировка функций всех внутренних органов и систем, улучшение координации и масштабное повышение степени развития двигательных качеств юных футболистов.

Первостепенная задача специальной физической подготовки в тренировке юных футболистов — развитие и поэтапное совершенствование индивидуальных физических качеств и функциональных возможностей организма, которые являются узкоспециальными для спортсмена занимающегося футболом.

Футбол как истинная командная игра специфичен периодической сменой уровня интенсивности выполняемых спортсменами действий. Высокоинтенсивная мышечная работа, через небольшой промежуток может перемежаться достаточно продолжительными периодами пониженной физической активности и даже относительного покоя. Мгновенные ускорения, силовые действия, игровая борьба, рывки, прыжки и подскоки чередуются с относительно равномерным легким бегом, ходьбой и даже остановками. Все это выполняется с постоянными изменениями направления, ритма и темпа движения спортсмена. Эта, достаточно специфическая, деятельность неразрывно связана с чередой определенных физических нагрузок и сопровождается серьезными функциональными сдвигами в протекании внутриорганизменных процессов, основными из которых являются обмен веществ, дыхание и кровообращение.

Во время игры деятельность футболиста не ограничивается прыжками, бегом и ходьбой. Во время единоборства, как правило, происходящего в высоком ритме, на предельной скорости и иногда достаточно продолжительное время, спортсмен обязан в самых невероятных специальных позах (подкат, прыжок, одноопорное состояние) одновременно эффективно владеть мячом, решать сложные тактические задачи.

В результате использования специфических для футбола упражнений, специально направленных на улучшение определенных физических качеств спортсмена, можно совершенствовать и выполнение тех или иных технических футбольных приемов.

Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами. Развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: повторного, переменного, интервального, равномерного, темпового, контрольного, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, а также игрового и соревновательного [21].

Основные составляющие, так называемой общей и специальной физической подготовки спортсмена это быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и сила. Перечисленные физические характеристики дают общую картину развитости двигательных возможностей футболиста и уровень его физического состояния.

Весь массив физической подготовки разделяется на общую и специальную. Необходимость общей физической подготовки обусловлена развитием и укреплением костно-мышечного аппарата, повышением эластичности связок, улучшением работы внутренних органов и систем, совершенствованием координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Роль специальной физической в подготовке юных футболистов — развитие на новом уровне физических качеств и совершенствование функциональных возможностей организма, специфичных для игры в футбол.

Физическая подготовка начинается с силовой подготовки: во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения, во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств [17, с.103].

В спортивной подготовке футболиста чаще всего выделяют три основных категории развития физической силы:

статическую силу — способность организма развивать максимальную силу в статическом режиме деятельности, как основы основных проявлений физической силы;

динамическую силу — способность организма развивать определенное усилие несколько раз подряд за определенное время в условиях быстрого движения и динамического режима деятельности мышц;

взрывную силу — способность организма развивать максимальное усилие за очень короткий промежуток времени (в момент удара, броска, отражения мяча). В основе движения лежит разовое максимальное мускульное усилие с учетом подготовки к этому движению (замах).

Средствами развития силы являются упражнения со снарядами: тяжелыми гантелями (приседания, подпрыгивания, прыжки), легкими гантелями, набивными мячами, скамейками, эспандерами, скакалками, свинцовыми жилетами; упражнения на снарядах: силовая гимнастика (индивидуальная и в парах); преодоление веса собственного тела (повороты, наклоны, приседания, прыжки); бег по снегу и по песку; бег вверх по лестнице; преодоление веса партнера (выжимание, ношение, отталкивание); силовые игры (перетягивание, борьба, регби с набивным мячом); упражнение на отбивание мяча, необходимые для футбола (игра головой в прыжке, противоборство в воздухе).

Основу методики воспитания силовых способностей определяет многократное воспроизведение основных типов мышечных сокращений осуществляемых в силовых упражнениях, выполняемых в следующих режимах: а) изометрическом; б) изотоническом; в) изокинетическом [15, с. 147].

Интенсивная методика основывается на применении специальных упражнений с преодолением ударно воздействующего отягощения, это является основой повышения мощности физических усилий, обеспечивающих более высокую мобилизацию реактивных свойств мышц (например, перепрыгивания опоры высотой 50–70 см с чередующимися выпрыгиваниями вверх или прыжками в сторону). В ходе первоначального быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение задействованных в упражнении мышц.

Исходя из целей, реализуемых при развитии силовых способностей спортсменов, статический метод подготовки подразумевает использование разнообразных по уровню изометрических напряжений. Если необходимо добиться развития максимальной силу мышц, то применяются изометрические напряжения в пятой процентной фазе от максимума продолжительностью от 4 до 6 секунд и в максимуме от 1 до 2 секунд. При развитии общей силы, практикуется изометрическое е в четвертой процентной фазе от максимума продолжительностью от 10 до 12 секунд во всех повторениях. Среднестатическая тренировка строится, как правило, на выполнении от 3-х до 4-х упражнений по 5–6 повторений на каждое, отдых между упражнениями должен быть не менее 2-х минут.

В такой игре как футбол, происходит ежесекундная смена интенсивности и динамики движений, поэтому запрос на быстроту и скоростные качества игроков особенно высоки. Кроме того это касается и умения быстро мыслить и мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, положение мяча и соперников, непосредственно участвовать в простой и сложной двигательной деятельности, поддерживать контакт с другими игроками, быстро выполнять простые и сложные игровые действия.

В простых действиях, выполняемых с высокой скоростью, различаем две фазы: фаза возрастающей скорости (стартовая скорость) и фазу стабильной скорости (спринтерская скорость). Максимальная скорость, которую может развить игрок, зависит не только от его уровня скоростных данных, но и от уровня развития динамической силы, от степени овладения техникой движения и т. д.

Непосредственная скорость, развиваемая спортсменом в каком-либо движении, находится в зависимости не только от степени развития у него физической быстроты, но и от уровня развития физической силы, гибкости, совершенства техники специальных движений и др. Исходя из этого становление физического качества быстроты непосредственно связано с сформированностью остальных физических качеств и постоянным ростом технического мастерства игры в футбол.

Основным базовым средством в развития физического качества быстроты используют упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, так называемые скоростно-силовые упражнения. Последние, в свою очередь, должны соответствовать трём основным требованиям:

двигательный состав и техника упражнений должны обеспечивать выполнение двигательных действий на предельных скоростях (ходьба и гимнастические упражнения не пригодны);

упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы основное внимание было направлено не на способ, не на технику выполнения, а на скорость выполнения;

продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу его выполнения скорость не снижалась вследствие утомления (зона максимальной мощности — до 15–20 сек.).

Упражнения для развития качества быстроты: [5]

-       пробегание коротких отрезков от 10 до 60 метров;

-       челночный бег 2 х 10 м, 4 х 5 м, 4 х 10 м, 2 х 15 м;

-       бег 15м, 30м;

-       бег с быстрым изменением способа передвижения;

-       бег с мячом на 10, 15, 30 и 50 метров;

-       обведение стоек с последующим ударом в цель.

Выносливость относится к основным физическим качествам. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности [6, с.51].

Выносливостью у спортсмена называют способность к длительной двигательной деятельности относительно высокой интенсивности. Степень выносливости определяет несколько факторов: функциональное развитие отдельных частей организма, координационные способности мышц, психическое состояние игрока, оптимальность задействования всех органов.

Как одно из проявлений двигательных способностей, выносливость зависит не только от факторов, которые определяют ее уровень. Она имеет и свою структуру. Поэтому у футболистов различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость определяется способностью игрока длительный период выполнять движения средней интенсивности, используя функциональные возможности организма (особенно сердечнососудистой и дыхательных систем). Работают все группы мышц, что положительно влияет на специальную выносливость.

Специальная выносливость определяется способностью футболиста выполнять (согласно требованию игры) сложную двигательную деятельность продолжительное время и с высокой интенсивностью. Такая способность зависит от возможности организма сохранять кондицию (работоспособность) при движениях с максимальной интенсивностью. Ее характеризуют быстрота и стабильность нервных процессов. К специальной выносливости относится и способность удерживать высокий уровень физиологических процессов даже в анаэробных условиях.

Методов развития выносливости несколько:

метод непрерывной нагрузки — развивает общую выносливость. Наилучшая форма непрерывной нагрузки — взаимосвязанные беговые упражнения, во время выполнения которых частота пульса достигает 140–150 ударов в минуту;

метод непрерывно меняющейся нагрузки (фартлек) — заключается в том, что в определенные моменты интенсивными упражнениями вынуждают организм работать в режиме нехватки кислорода. На других же отрезках занятий «кислородный долг» должен быть возвращен организму. Такой метод позволяет преодолевать сравнительно большие расстояния с постоянно меняющейся скоростью (от 3 до 15 км/ч);

метод прерывистой нагрузки имеет два варианта: А — метод меняющейся нагрузки. Заключается в смене интенсивной или сверхинтенсивной нагрузки и отдыха разной продолжительности. Отрабатываемые движения повторяются. Используется для развития как общей, так и специальной выносливости; Б — метод интервальной нагрузки. Отличается тем, что интервалы между нагрузкой и отдыхом постоянные. Зависят они от процесса деятельности физиологических функций;

метод «под давлением». Суть его в том, что игрок получает нагрузку в процессе движений циклической или нециклической формы (повторяя отдельные игровые действия). Нагрузка длится 30–50 с с перерывом на отдых, равным 90–120с. По характеру и влиянию на организм она больше всего соответствует нагрузке, получаемой футболистом во время матча.

Средствами развития выносливости являются: бег на лыжах, кросс, бег по лесу (по пересеченной местности), бег быстро-медленно, бег с препятствиями (на местности, в поле, в зале), бег на разные расстояния, вспомогательные игры, общеукрепляющие упражнения, определение подготовительных игр методом интервальной нагрузки; повторение цепочки игровых действий и комбинаций; контролируемая игра с поставленными задачами (определенным числом касаний, игра на определенном месте).

Ловкость — способность быстро и точно координировать движения при решении самых неожиданных задач, которые «задает» игра. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к движению и состояние организма). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения.

Развитие ловкости состоит, во-первых, в развитии способности развивать координационно-сложные двигательные действия и, во-вторых, в развитии способности перестраивать двигательную деятельность соответствии с требованиями меняющейся обстановки [15, с.140]. Следовательно, основной путь развития ловкости — овладение разнообразными сложно-координированными двигательными действиями.

Средствами развития ловкости являются: бег с заданиями (с изменением направления, с прыжками, приседаниями, кувырками, скачками, падениями) и с препятствиями (перепрыгивание, подлезанием, «слалом»); комплексы акробатических упражнений: индивидуальных, в парах, в группах (кувырки, перевороты, прыжки с переворотом через партнера, падения); прыжки в воду и на батуте; упражнения на ловкость обращения с мячом; освоение сложной техники (борьба за мяч в воздухе, тренировка вратаря).

Таким образом, из вышесказанного следует, физическая подготовка включает развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости. Средствами развития всех этих способностей являются физические упражнения различной направленности.

Для развития силы используют упражнения со снарядами (гантелями, набивными мячами, эспандерами и т. д.); упражнения на снарядах; упражнения с преодолением веса собственного тела, веса партнера; бег по снегу и по песку; бег вверх по лестнице; силовые игры; упражнение на отбивание мяча, необходимые для футбола (игра головой в прыжке, противоборство в воздухе). Основу методики воспитания силовых способностей определяет многократное воспроизведение основных типов мышечных сокращений осуществляемых в силовых упражнениях.

Первостепенным условием развития быстроты является использование скоростно-силовых упражнений, которые необходимо выполнять с максимальной скоростью. Физиологическую выносливость можно развивать с помощью бега на лыжах, кросса, бега по лесу, бега быстро-медленно, бега с препятствиями, вспомогательных игр. Упражнениями развития ловкости являются: бег с заданиями, с препятствиями, комплексы акробатических упражнений.

Литература:

1.                  Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.

2.                  Блюдик B. C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 8. — С.40–41.

3.                  Бойченко Б. Ф., Скоморохов Е. В. Возрастная динамика факторных структур на этапах отбора юных футболистов //Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — С.28–4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.

4.                  Годик М. А., Шамардин А. И., Халиль И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С.49–51.

5.                  Годик, М. А. Методологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов //Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Зациорского. — М.: Физкультура и спорт, 2005.

6.                  Григоревич, В. В. Спортивные и подвижные игры: Тексты лекций/ В. В. Григоревич, С. К. Кириллов, В. А. Савич. В 3 Ч.Ч.2 — Футбол. Волейбол. — Гродно: ГрГУ, 1998. — 98 с.

7.                  Купчинов, Р. И. Физическое воспитание: учебное пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений обеспечивающих получение высш. образования / Р. И. Купчинов. — Мн.: ТетраСистемс, 2006. — 352 с.

8.                  Лукьяненко, В. Н. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003. — 224с.

9.                  Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М.Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 520 с.

10.              Чирва, Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, физическая подготовка, развитие, специальная выносливость, бег, функциональная возможность организма, движение, максимальная скорость, способность организма, физическая сила.


Похожие статьи

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...

Контроль и самореализация учащихся средствами дистанционной олимпиады

В статье рассматриваются теоретические основы формирования интереса и возможностей дистанционной олимпиады у будущих учителей.

Похожие статьи

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...

Контроль и самореализация учащихся средствами дистанционной олимпиады

В статье рассматриваются теоретические основы формирования интереса и возможностей дистанционной олимпиады у будущих учителей.

Задать вопрос