Современные аспекты роли развития духовности в воспитании подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедова, Муборак. Современные аспекты роли развития духовности в воспитании подрастающего поколения / Муборак Ахмедова, М. М. Алимова, М. Ж. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 863-865. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10680/ (дата обращения: 05.05.2024).

Spiritual education of person is one of the most important conditions at achievement our final aim that is construction of legal democratic state and formation civil society. The raw of tasks, being put before us, and, necessary for solving and reaching this aim, need active participation both the whole people and every separate citizen. It is also necessary to develop high level of spiritual education for the youth as it is the motor power of the society.

Среди наиболее важных факторов в формировании гражданского общества в Узбекистане выделяется духовное воспитание личности. Такое выделение обусловлено тем, что конечной целью, к достижению которой стремится наш народ, является построение правового демократического государства и формирование гражданского общества. В связи с этим, ряд поставленных перед нами задач, которые необходимо решить для достижения этой цели, требует участия и всего народа в целом, и каждого отдельного гражданина. Ключевой принцип «от сильного государства к сильному гражданскому обществу» позволяет каждому гражданину нашего государства найти своё достойное место в происходящих преобразовательных процессах. Наш Президент Ислам Каримов в своих трудах отмечает большое значение человеческого фактора в формировании гражданского общества. Он говорит о достижении нами высоких рубежей в либерализации и демократизации общества, а также в обеспечении устойчивого и стабильного развития экономики, роста благосостояния и повышения качества жизни населения, о том, что страна занимает достойное положение на международной арене. Все эти достижения являются результатом «глубоко продуманных и отвечающих современным демократическим требованиям реформ по формированию национальной государственности и политической системы». Президент убеждён в том, что национальная государственность и политическая система должна базироваться на «принципах сдержек и противовесов, разделении функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечении приоритета интересов, прав и свобод человека, а также общепринятых нормах международного права».

Ислам Каримов считает очень важной и роль среднего класса как основной опоры и двигателя демократических реформ. Он говорит о том, что и для успешного формирования этого класса, и для продолжения роста и развития экономики, доходов и занятости населения в стране создаются исключительно благоприятные и приоритетные условия как для малого бизнеса, так и частного предпринимательства, для опережающего развития частной собственности, и предупреждает, что «процесс реформ, демократизации и обновления общества – это не разовый и моментный, а непрерывно продолжающийся процесс, преследующий, в конечном итоге, понятные, находящие поддержку у населения цели» [1].

В свете изложенных в докладе Президента позиций, духовное воспитание личности становится одним из важнейших факторов формирования гражданского общества, в основе которого лежит, прежде всего, осознание каждым гражданином нашего независимого государства своего места и своей роли в системе общественных отношений. И, прежде всего, это касается молодёжи, поскольку именно молодые люди находятся в процессе развития и формирования личности. И нашим долгом является оказание им активного содействия в совершенствовании их политической, правовой и экологической культуры, в выработке ими нравственных норм поведения в обществе, активной жизненной позиции, в развитии их творческих способностей и трудовых навыков. Мы должны помогать воспитанию гармоничной, всесторонне развитой личности, способной внести посильный вклад в формирование гражданского общества в Узбекистане.

Первоочередной задачей такого воспитания и одним из наиболее важных его этапов в настоящее время является повышение сознательности граждан в отношении требований Конституции, что диктует необходимость повышения уровня знаний о значении, месте и роли Конституции в государственной и общественной жизни.

Нам необходимо всемерно поддерживать возрождение духовной жизни, основанной на великом наследии наших предков, на тысячелетней истории и культуре, вместе с которым возвращаются все наши правовые традиции, имеющие отношение к мировой правовой цивилизации. Это способствует формированию у людей правового мировоззрения, отношения к труду и к жизни, в результате чего они активнее приобщаются к ценностям демократического правового государства, к рыночной экономике.

К основным конституционным принципам, определяющим наше понимание таких глобальных явлений как демократия, развитие и права человека, относятся, прежде всего, соответствие национального государственным интересам, своеобразию нашего народа, его традициям, глубокое уважение его суверенитета. Таким образом, демократия и права человека закрепляются в нашем обществе не только законами, но и самосознанием народа, его нравственным опытом доброты, гостеприимства.

Одной их важнейших целей духовного воспитания является осознание представителями подрастающего поколения того, что одной из важнейших гуманных ценностей в Узбекистане всегда будет всемерная поддержка семьи, присущая всей восточной цивилизации. Они должны понимать, что полноценное восприятие прав человека и уважение к его личности обогащают нашу национальную культуру и молодую государственность.

Необходимо довести до сознания нашей молодёжи понимание того, что в Конституции Узбекистана отражено уважение к свободе совести. Подрастающее поколение должно понимать, что общечеловеческий принцип невмешательства государства в личные убеждения и вероисповедания граждан не позволяет нам пойти на придание государству религиозного характера. Оно должно знать, что основной закон обязывает граждан оберегать историческое, духовное и культурное наследие народов Узбекистана, предусматривает светский характер государственной системы образования.

И, конечно же, молодёжь и, особенно её представители в среде студентов медицинских вузов, должна более чётко осознавать, что Конституция создала правовые основы нашего общества в интересах народа, что она гарантирует права человека, стабильность и достойную жизнь каждой семье, уверенное будущее всем гражданам Узбекистана. Также должна понимать, что народ достоин такой Конституции, по которой он будет жить и трудиться на выбранном им собственном пути обновления и прогресса [3].

Именно независимость нашего государства позволяет ему опираться в своём развитии на ряд важнейших составляющих его факторов, таких как: менталитет народа, его обычаи, традиции, историческую память, образ и уклад жизни, национальную идею, свой путь обновления и прогресса, принципы узбекской модели развития. И всё это способствует формированию гражданского общества и развивает свободное творческое мышление граждан во всех областях их жизнедеятельности. Таким образом, диалектическая взаимосвязь личности и общества, как единичного по отношению к общему, показывает, что развитие, совершенствование каждой личности является необходимым условием развития всего общества.

Сформированный в нашем государстве непрерывный образовательно-воспитательный процесс позволяет нашей молодёжи свободно входить в мир информационной цивилизации, использовать достижения современной науки, техники, технологий для получения знаний, пользоваться электронными учебниками, сетью Интернет для изучения необходимых учебных дисциплин, т.е. создаёт в наш век информационной цивилизации объективные условия для совершенствования личности, способствующие достижению одной из наиболее важных среди поставленных конечных целей, формирует гражданское общество в Узбекистане.

Духовно-нравственные ценности, безусловно, являются главной основой, главной составляющей любой профессиональной деятельности. Президент нашей страны в своей книге «Высокая духовность — непобедимая сила» подчёркивает, что неразрывность образования и воспитания является философией жизни народов Востока [2]. Это приобретает особую значимость в наши дни, когда не только в нашей стране, но и во всем мире говорят об актуальности дальнейших разработок проблем философии образования, так как определяющей ролью в воспитании молодого поколения является именно наше богатейшее духовное наследие и духовно-исторический опыт. При этом духовность представляет собой не свод каких-либо идеологических норм, а  главное условие обеспечения реализации человеком духовного потенциала, развития нравственных ценностей. И, как следствие, именно духовность является важнейшей предпосылкой целеполагания в развитии общества как системы. Наши духовные, идеальные ценности определяют приоритеты и смысл развития в системе общественной организации, а объективные социально-экономические условия обеспечивают возможность реализации обозначенных приоритетов.

В свете достижения поставленной цели, одной из важнейших предпосылок роста социально-экономического потенциала общества является создание эффективной образовательной системы. Необходимым условием её создания становится направленность процесса гуманитаризации образования на совмещение конкретных знаний, навыков и их применение с формированием определенных ценностных ориентаций, с развитием нестандартного мышления. Такая направленность способствует не только оптимизации развития специальных навыков, но и расширению кругозора, формированию общей культуры. Всё это накладывает особую ответственность на преподавателей таких предметов, как основы духовности, идея национальной независимости, философия и т. д., которые должны помочь учащимся раскрыть свой духовный потенциал, развить стремление к самосовершенствованию, к творческому мировосприятию.

Литература:

1.      Ислом Каримов Амалга ошираётган ислоҳотларимизни янада чуқурлаштириш ва фуқаролик жамияти қуриш — ёруғ келажагимизнинг асосий омилидир (“Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества  — основа будущего Узбекистана”), Тошкент.“Ўзбекистон”, 2013, 80 с.

2.      Ислом Каримов Юксак маънавият-енгилмас куч (“Высокая духовность - непобедимая сила”), Тошкент.“Маънавият”, 2008, 173 с.

3.      Конституция Республики Узбекистан. Ташкент. «Узбекистан», 2012, 39 с.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Узбекистан, формирование, духовное воспитание личности, духовный потенциал, информационная цивилизация, ислам Каримов, национальная государственность, подрастающее поколение, политическая система.


Похожие статьи

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Интеллектуальное, духовное и физическое воспитание молодого поколения является общенациональной, общегосударственной задачей. Использование творческого потенциала молодежи в процветании Узбекистана является необходимым условием приближения нашего...

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Изжить из жизни общества настроение равнодушия, иждивенчества, взяточничества, а также воспитание высоконравственного, духовно богатого, социально активного, физически сильного поколения — все это повышает эффективность национальной идеологии...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества. История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие...

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими достижениями национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор...

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, гражданское общество, духовное совершенствование, развитие духовности.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников. Интеграция опыта по физике и...

Роль духовного воспитания в семье и махалле | Молодой ученый

В статье представлены основные этапы развития духовного воспитания в семье и махалле.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, Узбекистан, гражданское общество, дальнейшее углубление, общество, сход граждан.

Высокая духовность — фундамент будущего | Статья в журнале...

Наш Президент Ислам Каримов почти во всех своих выступлениях и произведениях

Вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности...

В системе гражданского общества духовное возрождение граждан занимает ключевую позицию, т. к. духовность совершенствует национальную государственность, на первый план, выдвигая задачу анализа исторического опыта...

Похожие статьи

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Интеллектуальное, духовное и физическое воспитание молодого поколения является общенациональной, общегосударственной задачей. Использование творческого потенциала молодежи в процветании Узбекистана является необходимым условием приближения нашего...

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Изжить из жизни общества настроение равнодушия, иждивенчества, взяточничества, а также воспитание высоконравственного, духовно богатого, социально активного, физически сильного поколения — все это повышает эффективность национальной идеологии...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества. История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие...

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими достижениями национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Интеллектуальный и духовный потенциал — решающий фактор...

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, гражданское общество, духовное совершенствование, развитие духовности.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников. Интеграция опыта по физике и...

Роль духовного воспитания в семье и махалле | Молодой ученый

В статье представлены основные этапы развития духовного воспитания в семье и махалле.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, Узбекистан, гражданское общество, дальнейшее углубление, общество, сход граждан.

Высокая духовность — фундамент будущего | Статья в журнале...

Наш Президент Ислам Каримов почти во всех своих выступлениях и произведениях

Вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности...

В системе гражданского общества духовное возрождение граждан занимает ключевую позицию, т. к. духовность совершенствует национальную государственность, на первый план, выдвигая задачу анализа исторического опыта...

Задать вопрос