Появление и историческое значение школ Юегэ в Китае в конце XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Цяо, Минь. Появление и историческое значение школ Юегэ в Китае в конце XIX века / Минь Цяо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1172-1174. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9972/ (дата обращения: 26.04.2024).

Школы Юегэ — это первое проявление нового направления в музыке Нового Китая, их можно считать началом сознательного привлечения западных традиций в музыку и музыкальное образование Китая. В данной статье рассматривается возникновение и развитие школ Юегэ и раскрывается их историческое значение для музыкального образования Современного Китая.

Ключевые слова: музыкальное образование, юегэ, школы Юегэ, музыкальное образование в Китае.

После Опиумной войны 1840 г. в Китае под влиянием империалистических стран в условиях развития капитализма в Китае в рядах феодального господствующего слоя происходит раскол. В результате экономического и политического развития западных стран, расширения торговых путей и активизации межгосударственных связей, в Китае распространяется западная продукция, товары народного потребления. Вместе с ними в Китай проникает и западная художественная культура: европейская теория музыки, европейские музыкальные инструменты, европейские техники исполнения, методики преподавания и т. д.

В то же время появляются школы, которые в программах обучения ориентируются на модель и содержание музыкального и общего образования развитых капиталистических стран запада и востока, таких как Германия, Франция, Италия, Россия, Япония и т. д. Ряд высокопоставленных чиновников династии Цинь активно поддерживают задачу изучения иностранной культуры, науки и техники, языка и литературы. Идея о «совместном использовании восточного и западного» для достижения богатства и могущества становится все более популярной в стране. Одна за другой появляются школы нового образца [1, с. 88].

Однако сначала уроки музыки, которые открывались в некоторых учебных заведениях, носили характер «дисциплины по своему усмотрению», то есть практически были факультативными предметами. В таком виде система музыкального образования существовала вплоть до 1912 г., когда была образована Китайская Республика. Новым правительством в скором времени был издан официальный документ, в котором определялось, что уроки музыки в младших школах должны проводиться в обязательном порядке. С того момента музыка перестает носить исключительно «факультативный» характер.

Общее музыкальное образование в Китае с этих пор также вступает в новый исторический этап: музыкальные уроки, которые проводились в этих вновь созданных школах, а также песни, которые исполнялись учениками, стали называться одним словом «Юегэ» (в переводе «пение в сопровождении оркестра»). Направление Юегэ сформировалось в Китае под влиянием музыкального образования Японии. Однако специалисты, реформировавшие музыкальное образование, отказались от полного копирования японской системы. В содержании музыкальных уроков в школах Юегэ гармонично сочетались традиционная китайская музыкальная культура и элементы как японского, так и европейского музыкального образования. В сущности, школа Юегэ была уникальной моделью музыкального образования.

Данное название полностью отразило сущность музыкальных уроков, проводимых в школах нового образца, и связанной с ними новой музыкальной культуры. С помощью обучения искусству исполнения и с помощью музыкального образования, проводимого в школах Юегэ, ученики начали знакомиться с лучшими достижениями музыкальной теории и практики западного и восточного обществ. Например, с такими как передача знаний с помощью упрощенных нот (в которых нотные знаки написаны арабскими цифрами), с европейской системой нотной записи, с новой формой коллективного, оркестрового и хорового исполнения музыкальных произведений, с неизвестными ранее принципами композици и построения формы при создании новой музыки и т. д. Все это оказало глубокое воздействие на развитие новой музыки Китая в последующий период (новая музыка — это музыка последних лет династии Цинь, когда происходило постепенное освоение западных и восточных традиций, музыка, которая не похожа на традиционную музыку предшествующего периода) [2, с. 1].

Появление школ Юегэ можно отнести к 1898 году. Именно в это время в новой школе, созданной под предводительством известного политического деятеля Кан Ювэя, в процесс образования подрастающего поколения впервые внедряются уроки музыки наравне с такими предметами как язык и литература, математика, физика и т. д. [3, с.210].

По мере широкого распространения подобных уроков музыки в школах нового образца в обычных школах также возникает стремление к совершенствованию музыкально-культурного образования, то есть музыкального образования, в основе которого лежат знания о новых песнях и европейской музыке. Этот период характеризуется и тем, что очень многие представители творческой интеллигенции отправляются за границу для изучения иностранной науки и культуры. Например, Чэнь Синьгун, Ли Шутун и др. отправились на учебу в Японию, где занимались изучением и исследованием музыки, организовывали музыкальные сообщества, сочиняли новые музыкальные произведения, издавали музыкальные печатные сборники, а также активно участвовали в концертных представлениях и т. д.

Их творческое участие в музыкальной жизни Японии, знакомство с иностранной системой музыкального образования по возвращении на родину способствовали возрождению и развитию музыкальной жизни в Китае Нового времени. Можно сказать, что школы Юегэ определили на перспективу основное содержание музыкального образования в обычных школах. Они также повлияли и на нравы и обычаи того времени, что является неизбежной тенденцией развития какой-либо эпохи.

По мере повсеместного распространения уроков Юегэ, создания новых песен и появления множества материалов образовательная система Юегэ получает широкую популярность среди музыкантов того времени. Изданная в 1904 году учителем музыки Чэнь Синьгуном книга «Собрание материалов по пению для школ» является самым первым сборником музыкальных материалов в истории Китая. Однако к 1915 году совместными усилиями специалистов разных школ было издано уже не менее 70 видов различных пособий для изучения музыки. Широкое распространение печатной продукции имело очень большое значение для музыкального образования того времени и сыграло заметную роль в популяризации современной музыки.

В процессе подъема и развития школ Юегэ появляется первая в истории Нового Китая плеяда молодых преподавателей музыки. Они переняли богатый опыт, знания, техники и методики западной музыки, создали немало выдающихся музыкальных произведений и провели глубокое исследование теории музыкального образования, чем внесли огромный вклад в основы общего музыкального образования в Китае. Среди этих преподавателей, можно выделить некоторых, вклад и влияние которых наиболее заметны, это Чэнь Синьгун, Ли Шутун, Цэн Чживэнь, Гао Шоутянь, Фэн Ясионг и др. Среди них самые выдающиеся — Чэнь Синьгун и Ли Шутун.

Талантливый музыкант Чэнь Синьгун (1870–1947) родился в Шанхае, в 1897 г. поступил в педагогический институт города Наньян, в 1901 г. после окончания института остался там же работать преподавателем. В 1902 г. учился в Японии, проявлял огромный интерес к музыкальному образованию в японских учебных заведениях. В том же году написал песню как для сольного, так и для хорового исполнения в стилистике юэгэ «Гимнастика», которое является его первым произведением, написанным в Японии. В 1903 г. после возвращения на родину преподает в том же институте, при этом очень активно способствует внедрению новых уроков музыки в процесс образования. Одновременно продолжает заниматься композицией, создает новые произведения и способствует изданию большого количества сборников песен.

Одаренная вокалистка и музыкальный педагог Ли Шутун (1880–1942) родилась в городе Тяньцзине, в 1905 г. поступила в институт искусств г. Токио, где занималась изучением живописи, и параллельно дополнительно изучала фортепиано и теорию композиции. В 1906 г. организовала в Токио первую театральную группу «Общество Весенняя Ива». В Токио она исполняет роль главной героини в общественной музыкальной постановке по мотивам произведения французского писателя Дюма «Дама с камелиями». Она стала первой исполнительницей данной роли в Китае. В 1912 г. Ли Шутун приезжает в Шанхай, становится преподавателем музыки в женской школе. В Шанхае она создает огромное количество выдающихся вокальных произведений, таких как «Весеннее путешествие», «Проводы», «Ранняя осень» и др. Многие из них до сих пор популярны и входят как в репертуар концертирующих музыкантов, так и в учебный репертуар студентов высших и средних учебных заведений.

По мере широкого распространения юегэ, начинает активнее развиваться и начальное музыкальное образование общества. Например, вернувшись со стажировки в Японии, такие музыканты, как Цэн Чживэнь, Гао Шоутянь и другие устраивали летние частные лекции по музыке. В 1908 г. Цэн Чживэнь своими собственными силами учреждает благотворительное музыкальное общество, своего рода музыкальное отделение при доме сирот в Шанхае. Все эти мероприятия, определенным образом оказали влияние на музыкальную структуру общества того времени.

Как видно, в период конца династии Цинь, начала образования Китайской Республики по мере развития нового направления Юегэ, музыкальное образование совершенствуется не только в общем школьном образовании, но также на его базе зарождается профессиональное музыкальное образование. Все это создало прочную основу и предоставило ценный опыт для дальнейшего развития новой музыкальной культуры современного Китая.

Литература:

1.      Шу, Синьчэн. Материалы по истории музыкального образования в Новом Китае, 3 том / Синьчэн Шу, на кит. яз. — Пекин: изд-во Народное образование, 1981. — 223с.

2.      Цэнь, Чжиминь. Учебник по классической музыке / Чжиминь Цэнь, на кит. яз. — Шанхай: изд-во Шанхайское образование, 1904. — 53с.

3.      Сунь, Цзинань. Краткое изложение общей истории музыки в Китае / Цзинань Сунь, Чжуцюань Чжоу, на кит. яз. — Цзинань: изд-во Образование провинции Шаньдун, 1993. — 615с.

4.      Сун, Энчжан. Сборник законов образования в Китайской Республике (1912–1949) / Энчжан Сун, Вэй Чжан, на кит. яз. — Наньцзин: изд-во Образование провинции Цзянсу, 1990. — 754с.

5.      Сунь, Цзинань. Хроника истории музыкального образования в Китае новейшего времени / Цзинань Сунь, на кит. яз. — Цзинань: изд-во Образование провинции Шаньдун, 2004. — 669с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, Китай, школа, Япония, Шанхай, музыка, Токио, урок музыки, широкое распространение, школа нового образца.


Ключевые слова

музыкальное образование, юегэ, школы Юегэ, музыкальное образование в Китае

Похожие статьи

Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры...

Советская высшая школа музыки была закрыта в 1956 году.

Они подготовили первую группу музыкантов для нового Китая, как профессор Чжэн Шусин факультета фортепиано Шанхайской консерватории

Школы Казахстана в контексте образования мировой музыкальной культуры.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная школа, современный учитель музыки...

Достижения современной китайской системы музыкального...

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, педагогика, виртуозность.

Почти не умея играть на инструменте, они давали уроки за большие деньги.

Преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен знакомить детей с мировой историей музыки, с...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Тем не менее, инновационные образцы казахстанских фортепианных сочинений

За эти годы сформировалась сильная композиторская школа, казахская музыка получила мировое признание.

Музыка Казахстана: проблемы образования. Сборник научных трудов.

Распространение английского языка в Китае | Статья в журнале...

В Китае первая школа, где преподавался английский язык

получила широкую поддержку правительства, в школах стали уделять больше внимания изучению новых дисциплин и иностранных языков.

В это время Шанхай стал настоящим центром мультикультурализма...

Английский язык в Китае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Разрушительные последствия восстания заставили чиновников на государственном уровне поддержать изучение в школах новых дисциплин и

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, Китай, язык, китайский язык, Шанхай, Пекин, межкультурная...

Песня как эффективное средство обучения иностранному языку...

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

В этом смысле, по нашему мнению, необходимую помощь может оказать использование аутентичных образцов музыкального песенного творчества на занятиях по ИЯ, т. к. музыка и искусство, по словам Г...

Похожие статьи

Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры...

Советская высшая школа музыки была закрыта в 1956 году.

Они подготовили первую группу музыкантов для нового Китая, как профессор Чжэн Шусин факультета фортепиано Шанхайской консерватории

Школы Казахстана в контексте образования мировой музыкальной культуры.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель музыки, урок музыки, музыкальное образование, общеобразовательная школа, современный учитель музыки...

Достижения современной китайской системы музыкального...

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, педагогика, виртуозность.

Почти не умея играть на инструменте, они давали уроки за большие деньги.

Преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен знакомить детей с мировой историей музыки, с...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Тем не менее, инновационные образцы казахстанских фортепианных сочинений

За эти годы сформировалась сильная композиторская школа, казахская музыка получила мировое признание.

Музыка Казахстана: проблемы образования. Сборник научных трудов.

Распространение английского языка в Китае | Статья в журнале...

В Китае первая школа, где преподавался английский язык

получила широкую поддержку правительства, в школах стали уделять больше внимания изучению новых дисциплин и иностранных языков.

В это время Шанхай стал настоящим центром мультикультурализма...

Английский язык в Китае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Разрушительные последствия восстания заставили чиновников на государственном уровне поддержать изучение в школах новых дисциплин и

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, Китай, язык, китайский язык, Шанхай, Пекин, межкультурная...

Песня как эффективное средство обучения иностранному языку...

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

В этом смысле, по нашему мнению, необходимую помощь может оказать использование аутентичных образцов музыкального песенного творчества на занятиях по ИЯ, т. к. музыка и искусство, по словам Г...

Задать вопрос